logo search
4 курс 1 сем / ОБД ЗФО 2401 2012 13 у

5. 1. Организация экспертизы. Цель и задачи экспертизы

Особое место среди профилактических мероприятий принадлежит исследованию причин ДТП и сопутствующих факторов. Наиболее полно вскрыть причины ДТП и установить факторы, способствующие его возникновению и развитию, можно лишь на основании детального его расследования.

В зависимости от ведомственной принадлежности организации, исследующей ДТП, различают служебное расследование и судебную экспертизу.

Служебное расследование проводится работниками организаций, которым принадлежат транспортные средства, причастные к ДТП, или сотрудниками дорожных служб, осуществляющими надзор над данным участком дороги.

Целями служебного расследования ДТП являются: определение обстоятельств, условий и причин его возникновения; выявление нарушения норм и правил безопасности дорожного движения, повлекших за собой ДТП или способствовавших его возникновению; разработка мероприятий по профилактике аварийности на автомобильном транспорте.

Служебное расследование должно проводиться во взаимодействии с органами дознания, следствия, ГАИ и организациями, ответственными за состояние автомобильной или железной дороги, а в случае гибели или ранения работников АТП (водителя, кондуктора, экспедитора и др.) - с техническим инспектором отраслевого профсоюза.

Если ДТП связано с неудовлетворительным состоянием или обустройством дорог, для участия в служебном расследовании приглашают руководителей соответствующих дорожных и коммунальных организаций.

Большая роль в борьбе с аварийностью на автомобильном транспорте принадлежит инженерно-техническому персоналу АТП. Директора, инженеры и техники должны уделять повседневное внимание аварийности на автомобильном транспорте.

Для грамотного анализа аварийности руководители и инженерно-технические работники АТП должны иметь специальные знания по методам исследования ДТП, правильному оформлению технической документации, связанной с происшествием, и по установлению его причин.

Многим должностным лицам АТП приходится принимать участие в работе следственных и судебных органов в качестве автотехнических экспертов или представителей одной из заинтересованных сторон (истца и ответчика) по гражданским искам.

Экспертиза часто имеет решающее значение для правильного вывода о причинах ДТП, факторах, способствующих его развитию во времени и пространстве. Выводы эксперта могут быть использованы для улучшения организации движения, дорожных условий в местах повышенной аварийности, переработки неудачных конструкций транспортных средств и их агрегатов.

Судебная экспертиза представляет собой следственное действие, требующее специальных знаний. Заключение эксперта по закону имеет самостоятельное доказательное значение.

ДТП представляет собой сложное явление, и для его детального исследования требуется привлечение лиц, обладающих различными специальными знаниями, чаще всего в области судебной медицины, автомобильной техники и криминалистики.

Судебно-медицинская экспертиза устанавливает причины смерти и характер телесных повреждений участников ДТП; определяет механизм образования телесных повреждений и их связь с ДТП;

выявляет состояние здоровья потерпевших; определяет степень алкогольного опьянения участников. Кроме того, судебно-медицинский эксперт исследует предметы, изъятые в качестве вещественного доказательства, определяя их свойства и характерные признаки. Криминалистический эксперт исследует различного рода следы движения предметов, возникшие в процессе ДТП (трассологическая экспертиза). По следам, оставленным на месте ДТП (следы торможения или отпечатки протекторов шин на покрытии дороги, царапины на столбах, зданиях или транспортных средствах), осколкам стекол и другим деталям определяет модель и марку транспортного средства, направление его движения и положение на проезжей части в различные моменты времени.

Целью судебной автотехнической экспертизы является установление научно обоснованной характеристики процесса ДТП во всех его фазах, определение объективных причин ДТП и поведения отдельных участников. В результате экспертизы лица, расследующие данное ДТП, должны получить ответ на основной вопрос: имел ли место несчастный случай или же событие произошло в результате неправильных действий его участников, пренебрегших требованиями безопасности.

Каждое ДТП делится условно на три фазы: начальную, кульминационную и конечную. Начальная фаза характеризуется условиями движения, сложившимися перед опасной ситуацией. Под опасной ситуацией (обстановкой) понимают такую дорожную ситуацию (обстановку), при которой участники движения должны немедленно принимать все имеющиеся в их распоряжении меры для предотвращения ДТП и снижения тяжести его последствий. Если эти меры не приняты или оказались недостаточно эффективными, то в процессе сближения транспортных средств и пешеходов опасная обстановка перерастает в аварийную. Аварийной ситуацией (обстановкой) называют такую дорожную обстановку, при которой участники движения не располагают технической возможностью предотвратить ДТП и последнее становится неизбежным.

В опасной дорожной обстановке существует вероятность возникновения аварии, но у участников движения имеется возможность предотвратить ее. В аварийной дорожной обстановке движение транспортного средства определяется законами, не зависящими от воли и действия водителя.

Эксперт-автотехник и занимается расчетами момента возникновения опасной обстановки.