logo search
Регулируемые подвески

2.3.2 Рабочие функции агрегата Nivomat

Рабочие функции агрегата Nivomat показаны на рисунке 2.13. Когда автомобиль не загружен, кузов находится на стандартном (номинальном) уровне. При этом перепускное отверстие в плунжере насоса и винтовой канал на его поверхности открыты и агрегат работает в режиме обычного амортизатора.

При увеличении статической нагрузки на колесо шток агрегата вдвигается внутрь. В этом случае при трогании автомобиля с места даже небольшие колебания между мостом (или рычагами подвески) и кузовом приводят к включению насоса. При этом жидкость при ходе отбоя из полости 1 втягивается через впускной клапан насоса 10 в насосную камеру 4 (рисунок 2.13, а). При ходе сжатия жидкость перекачивается через нагнетательный (выпускной) клапан поршня 11 в компенсационную полость 8 (рисунок 2.13, б).

По мере работы насоса, давление в компенсационной полости 8, и, следовательно, в полости сжатого газа 9 возрастает, выталкивающая сила на штоке увеличивается, и уровень кузова автомобиля постепенно повышается (рисунок 2.13, в).

а) б)

в) г)

д)


Рисунок 2.13 – Рабочие функции системы Nivomat:

1 – резервуар для жидкости; 2 – газовая полость низкого давления; 3 – агрегат Nivomat (рабочий цилиндр); 4 – насосная камера; 5 – регулятор высоты; 6 – байпас (винтовой канал на плунжере); 7 – шток агрегата Nivomat; 8 – компенсационная полость; 9 –полость сжатого газа; 10–впускной клапан насоса; 11 – нагнетательный (выпускной) клапан насоса; 12 – байпас регулятора высоты (перепускное отверстие в плунжере насоса)

В определённом положении регулятор высоты 5 открывает байпас (винтовой канал на плунжере) 6 и дальнейшее повышение давления прекращается. С этого момента жидкость начинает перетекать между насосной камерой и полостью рабочего цилиндра, и уровень кузова стабилизируется (рисунок 2.13, г).

При разгрузке автомобиля открывается байпас регулятора высоты (перепускное отверстие в плунжере насоса) 12, и жидкость из полости рабочего цилиндра перетекает обратно в резервуар 1, а кузов автомобиля переводится на стандартный (номинальный) уровень (рисунок 2.13, д).

Давление в системе Nivomat высокое (в динамике – до 35 МПа (350 атм), а извне жидкость не подводится, то есть малейшие утечки быстро приводят к выходу системы из строя. Поэтому требования к изготовлению элементов системы Nivomat более жёсткие, чем даже для гидропневматических амортизаторов и подвесок. Высокий технологический уровень определяет и стоимость, которая для комплекта задней подвески составляет 500…700 долларов, что, правда, намного дешевле, чем регулируемая пневмо- или гидропневматическая подвеска.

В случае выхода из строя или в результате изнашивания система Nivomat может быть заменена стандартными (штатными) упругими (пружины) и демпфирующими (амортизаторы) элементами подвески.