logo
книжка

7.3 . Инструментальный технический контроль автотранспортных средств

Порядок проведения государственного технического осмотра (ГТО) с применением средств диагностирования (известного больше как инструментальный контроль) определен следующими основными нормативными документами:

- федеральным законом «О безопасности дорожного движения» 10.12.9 5 г . № 1 96-ФЗ;

- Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов. Утв. приказом Министерства транспорта Российской Федерации 09.03.1995 г. № 27;

- Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопас н ости дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» 31 .07.1998 г. № 880;

- П риложением к Постановлению Правительства РФ № 880 «Положение о проведении государственного технического осмотра автомототран сп ортны х средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»;

- Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации «Об организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств» 15.03 .1 999 г. № 190;

- Приложением к приказу Министерства внутренних дел Р ос сийской Федерации № 19 0 «Правила проведения государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»;

- «Правила дорожного движения». Утв. постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации 2 3.10.19 93 г. № 10 90 с изменениями, вн есенными постановлением Правительства Российской Федерации 08.01.1996 г. № 3;

- Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должност н ых лиц по обеспе че нию безопасности дорожного движен ия. Утв. постан овлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации 23.10.1993 г. № 1090;

- Приложением к постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации № 1090 «Перечень неисправ н остей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств»;

- Государственными стандартами и техническими условиями, уста н овленными для определения технического состояния транспортных средств, находящихся в эксплуатации.

При подготовке транспортного средства (ТС) к предъявле н ию на пункт государственного технического ос м от ра (ПГ ТО) с использование м сре дств технического диагностирования необходимо ознакомиться с «Перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС», изложенном в Приложении к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Автомобиль, предъявленный на ГТ О, должен иметь:

- опрятный внешний вид, детали кузова не должны иметь видимых повреждений - вмятин, царапин, следов ржавчины; диски колес, если они за зиму поржавели, нужно подкрасить;

- чистый моторный отсек с отчетливо читаемыми номерами двигателя, кузова и шасси (рамы).

Давление в шинах автомобиля необходимо довести до н ормы, установленной заводом изготовителем, поскольку недостаток давлен ия в одном из колес может быть причиной повышен ной разницы тормозных усилий, которую покажет измерительный стенд. Также необходимо снять колпаки колес (если они есть), т.к. проверяется надежность крепления колес по условиям безопасности.

В комплектацию автомобиля должны также входить находящиеся в исправном состоянии огнетушитель с неистекшим сроком годности и знак аварийной остановки или мигающий фонарь.

Состав аптечки первой помощи должен соответствовать перечню комплектности, который можно найт и в «Приложении к основным положениям по допуску ТС к эксплуатации» (от 23.10 .93 г. № 10 90). Просроченные лекарственные препараты (если таковые будут) необходимо заменить новыми.

В бак автомобиля необходимо залить бензин соответствующий требованиям эксплуатации двигателя.

Лобовое ст е кло не должно иметь сколов и трещин в зоне работы стеклоочи стителя со стороны водителя.

В соответствии с п. 15 «Правил проведения ГТО авт омот отран спортны х средств РФ» (приказ МВД РФ от 15.03.99 г. № 190) г осударст венн ый технический осмотр транспортных средств владельцев производится только после предъявления владельцем ТС следующих документов:

- Паспорт (военнослужащий предъявляет удостоверение личности и справку, подтверждающую предоставление жилплощади по месту службы, а также военный билет);

- Водительское удостоверение с разрешенными отметками в нем на право управления транспортным средством, предъявленным на ГТО.

Иностранные граждане или лица без гражданства, прибывшие в РФ на срок до 6 месяцев, при предъявлении на осмотр тра н спортных средств, заре гистрированных в государственной инспекции, должны иметь международное или национальное водительское удостоверение, соответствующее требованиям Конвенции о дорожном движении, или другое национальное удостоверение с заверенным в установленном порядке его переводом, подтверждающее право на управление транспортными средствами соответствующей категории.

Те же лица, прибываю щ ие на жительство в РФ н а срок 6 месяцев и более, должны иметь российское водительское удостоверение, выданное в установленном порядке:

- свидетельство о регистрации ТС или технический паспорт ТС;

- медицинская справка установленной формы о годности к управлению ТС данной категории;

- документ, подтверждающий право владения (для собственника ТС) или пользования и(или) распоряжения ТС (для представителя собственника), составленный в соответствии с гражданским законодательством РФ;

- квитанция об оплате налога с владельцев транспортных средств, произведенной на расчетный счет государственной налоговой инспекции (ГНИ) по месту прописки владельца ТС.

В том случае если ТС проходит ГТО не каждый год или не проходил ГТО в пред ш ествующем году, владелец ТС предъявляет квитанции (платежные поручения) об уплате налога с владельцев ТС как за текущий, так и за предшествующий год, в который осмотр не производился;

- квитанция об оплате сборов за проведение ГТО.

- докуме нты, выданные органами Государственного надзора за связью в РФ, Генераль н ым штабом Вооруженных Сил РФ или Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте РФ и удостоверяющие право пользования радиоэлектронными средствами (высокочастотными устройствами) на территории РФ, либо их принадлежность Министерству обороны РФ или Федеральному агентству правительственной связи при Президенте РФ - ес ли транспортное средство оборудовано этими устройствами;

- р егистрационные документы с соответствующей записью (штампом), произведенной Государственной инспекцией, на оборудование транспортного средства специальными световыми и звуковыми сигналами - если транспортное средство оборудовано этими сигналами;

- договор рекламодателя (ре к ламораспорядителя) с собственником (представителем собственника) транспортного средства - если на транспортное средство нанесена реклама.

Государственной инспекцией не принимаются документы, заполненные карандашом или имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова, а также не оговоренные исправления. Текст документов должен быть написан ясно и четко. Фамилии, имена и отчества граждан должны быть написаны полностью с указанием их места жительства, а наименования (фирменные наименования) юридических лиц - без сокращений и с точным указанием юридических адресов.

Копии представляемых докуме н тов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ, не могут служить заменой подлинников.

Непосредствен н о процедура контроля АМТС подразделяется на ряд операций, которые определены ГОСТом 25478-91 «Автотрансп ортные средства. Требования к техническому состоян ию по условиям безопасности движения. Методы проверки», из которых можно выделить следующее:

Входной контроль при котором инспектор ГИБДД проверяет наличие указанных выше документов, комплектации ТС, проводит сверку номеров кузова, шасси и двигателя с номерами, указанными в регистрационных документах, проверяет автомобиль на угон по базе данных ГИБДД, проводит контроль основных узлов кузова (ремней безопасности, замков дверей, сидений, прот и восолн ечны х щитков, зеркал заднего вида и др.) и внешнего вида.

Ко н троль тормозных систем производится в соответствии с ГОСТом на специально оборудованных площадках, или тормозных стен дах площадочного или, наиболее часто применяющихся, барабанного типа.

Такие стенды позволяют оценить тормозное усилие на каждом из колес отдельно, подсчитать суммарную тормозную силу от всех колес и, приведя ее к весу автомобиля, вычислить удельную тормозную силу, которая является, в соответствии с ГОСТом, ос н овным нормируемым показателем. Кроме того, определяется неравномерность действия тормозных механизмов по осям колес автомобиля, что также влияет на устойчивость автомобиля при торможении.

Расчет удельной тормозно й силы на этих стендах проводят с помощью встроенных вычислительных устройств или внешн их компьютеров по формуле:

γт = Σ P т / M × g

где - Σ P т - сумма максимальных тормозных сил на колесах автотранспортного средства, Н ;

M - полная масса автотранспортного средства, кг;

g - ускорение свободного падения, м/с 2 .

Значение коэффициента неравномерности тормозных сил колес оси Кн определяют отдельно для каждой оси автотранспортного средства по формуле:

где: P τпр , Pτ лев - максимальные тормозные силы соответственно на правых и левых колесах проверяемой оси автотранспортного средства, Н.

Величина удельной тормозной силы выражается как и коэффициент неравномерности в относительных единицах или в процентах и, в соответствии с требованиями ГОСТа должна быть для соответствующих категорий ТС не ниже величин, указанных в таблице, для АТС, производство которых начато после 01 .01.81 г.

Тип автотранспортного средства

Категория АТС

V 0 , км/ч

Р n , H , не более

S т * , м, не более

j уст , м/с2, не менее

γт, не менее

Кн, не более

τср, с, не более

Одиночные автотранспортные средства

M 1

40

490 (50)

12,9 (12,2)

6,8

0,64

0,09

0,5

М 2

686 (70)

17 , 0 (13,6)

0,55

0,8

M 3

17,4 (16,8)

5,7

0,11

N1

19,0 (15,1)

0,46

0,7

N 2

20,1 (17,3)

0,8

N3

19,7 (16,0)

6,2

Автопоезда, тягачами которых являются автотранспортные средства категорий M - N

M 1

490 (50)

16,5 (13,6)

5,9

0,47

0,42

0,09

0,5

М2

686 (70)

20,6 (15,2)

5,7

0,8

M 3

19,5 (18,4)

5,5

0,51

таб. 3

0,9

N1

21,8 (17,7)

4,6

0,38

0,11

0,7

N 2

21,3 (18,8)

5,5

0,46

таб. 3

0,9

N 3

20,8 (18,4)

Данные для более старых автомобилей:

Одиночные автотранспортные средства и автопоезда

M 1

40

490 (50)

16,2 (14,5)

6,1

0,53

0,6

М2

686 (70)

21,2 (18,7)

5,5

0,46

1,0

M 3

21,2 (19,9)

5,0

Одиночные автотранспортные средства

N1

23,0 (19,0)

5,4

0,41

N 2

23,0 (18,4)

5,7

N3

23,0 (17,7)

6,1

Автопоезда, тягачами которых являются автомобил и категорий N

N1

25,0 (22,7)

4,7

1,2

N 2

25 , 0 (22,1)

4,9

N3

25,0 (21,9)

5,0

* Для автотранспортных средств в снаряженном состояни и нормати вы тормозного пути приведены в скобках.

Тип автопоезда

Тягач

Первый прицеп

Полуприцеп

Последний прицеп

1-я ось

пос л едующие оси

1-я ось

последующие оси

1-я ось

последующие оси

Двухзвен ны й прицепной

0,09

0,13

0,09

0,13

-

-

-

Трехзве нны й прицепной

0,09

0,13

0,09

0,13

-

0,11

0,15

Двухзвенный седельный

0,09

0,13

-

-

0,15

-

-

Трехзвенный седе ль но-прицепной

0,09

0,13

-

-

0,13

0,11

0,15

Трехзвенный седе льн о-прицепн ой, прицеп которого выполнен на базе пол уприцепа

0,09

0,13

-

-

0,13

0,09

0,15

В таблице приведены преде л ьные значения коэффициента неравн омерности тормозных сил для колес одной оси автомобилей и прицепов. Общая удельная тормозная сила, развиваемая стояночной тормозной системой, должна быть не ме нее 0,16 или обеспечивать неподвижное состояние АТС полной массы на дороге с уклоном не мен ее 16 %, а для АТС в снаряженном состоянии, на дороге с уклоном не менее 23 % для легковых автомобилей (категория M ), и не менее 31 % для грузовых (категория N ).

При подобной проверке, усилие, прикладываемое к органу управления стояночным тормозом, должно быть н е более 40 к гс для легковых и н е более 60 кгс для остальных автомобилей. Для грузовых автопоездов определяется также и значение коэффициента совместимости звеньев автопоезда КС для двухзвенного прицепного автопоезда, которое определяется по формуле:

,

где - γтп, γтт - общая удельная тормозная сила соответственно прицепного звена и тягача.

Значение коэффициента совместимости звеньев автопоезда Кс для трехзвенного прицепного автопоезда, которое определяется отдельно для каждой пары связанных между собой звеньев по формулам:

;

где К С1 , КС2 - коэффициент совместимости звеньев автопоезда, характеризующий соотношение общей удельной тормозной силы между тягачом и первым приц епным устройством.

Тормозная система автомобиля не должна иметь подтекани й тормозной жидкости. Светосигнальные устройства и манометры, контролирующие давление в пневматической тормозной системе должны находиться в работоспособном состоянии.

Значение коэффициента совместимости звеньев автопоезда; согласно требованиям ГОСТа, не должно быть ниже 0,9. Кроме того, у грузовых автомобилей и автобусов с пневматическим приводом тормозов проверяется герметичность системы, которая при неработающем двигателе, не должна допускать падения давления более ч е м на 0,5 к гс/см3 нижнего предела регулирования в течение 15 мин. при полном задействовании рабочей тормозной системы, или в течение 30 мин при свободной тормозной системе. Аси нхронн ость срабатывания тормозов по осям автопоездов не должна превышать 0,3 сек. В таблицах приведены также и значения тормозного пути S т , установившего замедление j уст , время срабатывания тормозной системы t ср и начальной скорости торможения V 0 . Эти нормативы используются при оценке эффективности тормозной системы АМТС при их испытаниях не на роликовых стендах, а горизонтальных, ровных, сухих площадках. Вероятность проведения таких испытаний в н астоящее время еще сохраняется в ГОСТе, там же приведен ы и нормативы максимального отклонения АТС от прямолинейной траектории при контрольных торможениях.

Для того, чтобы тормозные системы автомобиля смогли успешно выдержать проверку, необходимо провести квалифицированное техническое обслуживание или ремонт основных узлов, следить за своевременной заменой тормозной жидкости, а у автомобилей с пневматической тормозной системой за работоспособностью системы осушения сжатого воздуха и удаления конденсата.

Необходимо учитывать , что требования ГОСТа запрещают внесение изменений в тормозную систему, использование агрегатов и узлов не предусмотренных конструкцией. Такие дефекты, как изношенность шин, наличие внутренних разрывов корда (грыжи), погнутость и кривизна колесных дисков, существенно влияют на значение коэффициента неравномерности тормозных сил.

Замену тормозных накладок, колодок дисков и барабанов необходимо проводить обязательно по обоим колесам оси. После замены указанных деталей необходимо дать им приработаться в течение пробега 30 0-4 00 км.

При проверке автомобилей в сырую погоду или после мойки, желательно просушить тормозные механизмы, в особенности барабанного типа, п утем нескольких торможений или непродолжи тельным движением с подторможенны м автомобилем. Не рекомендуется также подвергать проверке тормоза автомобиля с ошипованными шинами на роликовых площадных стендах, т.к. коэффициент сцепления стального шипа со стальной поверхностью барабана или площадки может быть существенно ниже, что отрицатель но скажется на результатах испытаний.

Контроль системы рулевого управления проводится также на специально оборудованных стендах, позволяющих воздействием знакопеременных нагрузок на управляемые колеса, обнаружить дефекты, имеющиеся в элементах подвески (шаровых опорах, шкворнях рулевой трапеции, рессорных втулках, рулевых редукторах и др.). Часто стенды оборудуются синхро н изированным с перемещением нагрузочных площадок импульсным освещен ием, что позволяет за счет стробоскопического эффекта быстро и точно определить имеющиеся люфты и дефекты деталей. Этот раздел пров ерк и н е имеет четких цифровых определений в соответствии с ГОСТом и проводится визуально, также как и оценка плавн ости вращения рулевого колеса, стабильности работы гидроусилителя руля, отсутствия п одтекания рабочей жидкости в гидросистеме, наличия ограничителей поворота рулевого колеса, отсутствия трещин и деформаций деталей и др. Числовым показателем ГОСТа, нормирующим работу элементов рулевого механизма является суммарный люфт в рулевом управлении, который при испытаниях не должен превышать следующих допустимых значений:

Легковые автомобили и созданные на базе их агрегатов грузовые автомобили и автобусы                                                                                                                               10

Автобусы                                                                                                                              20

Грузовые автомобили                                                                                                         25

Суммарный люфт измеряется специальным прибором (л ю фтомером), который позволяет определить угол поворота рулевого колеса в градусах, при приложении к его ободу дозированной знакопеременной нагрузки в соответствии с методикой испытаний. Данное измерение проводится на автомобиле с управляемыми колесами, выставленными в направлении прямолинейного движения.

При подготовке АМТС к этому этапу проверки необходимо п ровести очередное обслуживание узлов и деталей рулевого механизма, проверить уровень рабочей жидкости и натяжение приводного ремня насоса в системе усилителя рулевого управления, проверить затяжку и фиксацию резьбовых соединений деталей и узлов, состояние пыльн иков и защитн ых кожухов. Необходимо помнить, что как и в тормозной системе, не допускается использование не предусмотренных конструкцией узлов и деталей, в том числе рулевых колес и т.д. Толщина обода рулевого колеса при использовании оплетки не должна превышать 40 мм.

Контроль внешних световы х приборов заключается в проверке соответствия их типа, количества, цвета, углов видимости и расположения требованиям ГОСТа 8769, а также направления, распределения и силы света светового пучка требованиям ГОСТа 25478-91. Система светораспределени я основных фар автомобиля при ближнем свете должна иметь вид приведенн ый на рисунке с приподнятой правой частью светотеневой границы. В зависимости от высоты установки фар ГОСТом предусмотрены различные углы наклон а светового потока. Измерения проводят на специально оборудованных, выровненных с большой точностью, площадках с помощью специальн ых оптических приборов.

Система све т орасп ределени я основных фар автомобиля

1 - ось отсчета; 2 - левая часть светотеневой границы; 3 - правая часть светотеневой границы; 4 - вертикальная плоскость, проходящая через ось отсчета; 5 - плоскость, параллельная плоскости рабочей площадки: α - угол наклона.

Высота установки фары (по центру рассеивателей), Н, мм

Угол наклона светового пучка в вертикальной плоскости α

Расстояние от проекции центра фары до светотеневой границы пучка по экрану (мм), удаленному на

5 м

10 м

До 600

34

50

100

Св. 600 до 700

45

65

130

Св. 700 до 800

52

75

150

Св. 800 до 900

60

88

176

Св. 900 до 1000

69

100

200

Св. 1000 до 1200

75

110

220

Св. 1200 до 1600

10 0

145

290

На АТС, фары которых снабжены корректором с управлением из салона, данные измерения проводят в положении управляющего устройства корректора соответствующем загрузке. Помимо угла наклона светового потока при ближнем свете фар (типа С и ли НС) измеряется и разность в освещенности, создаваемой фарой, выше и ниже светотеневой границы и нормированное значение силы света в режиме «дальний свет», которое должно составлять не менее 10000 кд.

Противотуман ны е фары (тип В) также контролируются по углу наклона положения световой границы и разности силы света на фиксированных уровнях (±3) от верхней светотеневой границы.

Кроме фар, на автомобиле с помощью сигнальных приборов контролируются:

- сила света светосигнальных фонарей.

- время от момента вкл ю чения указателей поворота до появления первого проблеска (не более 1,2 сек.)

- частота проблесков фонарей указателей поворота (90 ± 30 проблесков в минуту)

- соотношение длительности горения фонаря указателя поворота ко времени цикла (в пределах 30 + 75 %)

Наименование огня

Сила света, кд

не менее

не более

Габаритные огни (в том числе верхние)

Передние

2

60

Задние

1

12

Сигналы торможения

С одним уровнем

20

100

С двумя уровнями

днем

20

520

ночью

5

80

Указатели поворота

Передние

80

700

Задние

С одним уровнем

40

200

с дв умя у ровнями

днем

40

400

ночью

10

100

Выполнение других требований к внешним световым приборам контролируется визуально и может быть сведе н о к следующему:

- на АТС должны быть установлены основные фары одной системы светораспределен и я;

- на грузовых АТС с прицепами грузоподъемностью более 7,5 т и полуприцепами, конструкцией которых не предусматривается установка знака автопоезда из трех фонарей, должен быть установлен опознавательный знак автопоезда в виде равностороннего треугольника желтого цвета (сторона 250 мм) с внутренней подсветкой;

- фары-искатели и фары-прожекторы могут быть установлены на автомобиле только в случаях, предусмотренных конструкцией;

- сигнализаторы включения световых приборов в салоне должны быть в исправ н ом состоянии;

- на автомобиле могут быть установлены не более 2-х противотуман ны х фонарей, которые должны включаться одновременно с габаритными огнями;

- стоп-сигналы заднего хода должны включаться автоматически при воздействии на соответствующие органы управления и, как и все другие светосигнальные огни (кроме указателей поворотов), работать в постоянном режиме;

- стекла фар должны быть чистыми, целыми, без трещин и сколов;

- отражатели оптических элементов фар не должны иметь следов потемнения металлизированной поверхности, коррозии;

- внутри оптических элементов не должно быть посторонних предметов и жидкостей (тормозная жидкость, влага).

При подготовке автомобиля к этому этапу проверки, можно проконтролировать и, в случае необходимости, выставить фары, пользуясь инструкцией по эксплуатации автомобиля и импровизированным экраном (белая стена, ворота и т.д.). Несмотря на кажущуюся примитивность, этот способ, при условии правильного его выполнения, дает неплохие результаты. Лампы, установленные в фары, должны соответствовать по мощности инструкции завода-изготовителя и иметь прозрачную колбу.

Лампы, имеющие потемневшую или деформированную колбу, что, как правило, является следствием установки лампы большей мощности, чем предписано, необходимо заменить.

Необходимо также проверить соответствие мощности ламп, уста н овленных в другие автосигнальные устройства, от этого зависит не только сила их света, но и частота проблесков указателей поворота.

Контроль состояния шин и колес осуществляется, в основном, визуальным способом. Единственно, инструментально ко н тролируемым параметром, является высота рисунка протектора шин, которая должна быть не менее:

1 ,6 мм - д ля легковых автомобилей

1 , 0 мм - для грузовых автомобилей

2 ,0 мм - для автобусов.

Для прицепов и полуприцепов минимальная высота рисунка протектора принимается той же, что и для тягачей.

Основные требования к применяемым на автомобилях шинам, следующие:

- шины, установленные на АТС, должны соответствовать требованиям в руководстве по эксплуатации транспортного средства по скорости и грузоподъемности.

Не допускается установка:

- на одну ось автобусов, легковых автомобилей, прицепов и полуприцепов к ним шин различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей с различными рисунками протектора, ошипованных и неошипованных, морозостойких и неморозостойких;

- на одну ось грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов к ним шин различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), с различными типами рисунков протектора, ошипованных и неошипованных, морозостойких и неморозостойких.

На автотранспортных средствах не допускается установка:

- шин, восстановленных по I классу, на передней оси междугородных автобусов;

- шин, восстановленных по II классу, на междугородных автобусах, на передней оси легковых автомобилей, на передней и средней осях междугородных автобусов;

- шин, восстановленных по классу «Д», на междугородных автобусах, на передней оси легковых автомобилей, на передней и средней осях автобусов, грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов;

- шин с отремонтированными местными повреждениями на передней оси автобусов, грузовых и легковых автомобилей.

Шины не должны иметь местных повреждений, пробоев, порезов обнажающих корд, местных отслоений протектора.

При подготовке автомобилей к проверке необходимо в н имательно осмотреть колеса и шины, убедиться в надежности крепления колес, отсутствии инородных предметов между сдвоенными колесами, проверить момент затяжки колесных гаек и болтов, давление в шинах, наличие золотников и защитных колпачков на вентилях. Диски колес не должны иметь трещин, погнутостей, нарушений сварных швов.

В случае, если на автомобиле установлены диски не предусмотренные конструкцией, при контроле может потребоваться наличие сертификата на их соответствие требованиям безопасности.