7.2 . Повышение квалификации водителей. Основы ситуационного обучения
Повышение уровня автомобилизации в России сопутствует увеличению числа дорожно-транспортных происшествий, являющееся, как показывают аналитические исследования, следствием недостаточной профессиональной подготовки водительских кадров. В связи с этим представляется необходимым решение ряда проблем, связанных с разработкой новых подходов в системе подготовки водителей, включающих создание в процессе обучения условий для адаптации водителя к сложным дорожно-транспортным ситуациям.
Статические данные, характеризующие аварийность на автомобильном транспорте показывают, что наибольшее количество ДТП совершенных по вине водителей и отличающихся большой тяжестью последствий, приходится на водителей со стажем работы менее трех лет. Водители со стажем до одного года допускают в среднем в 8 раз больше ДТП, чем остальные категории водителей.
Для понимани я механизма возникновения ДТП н еобходимо вскрыть причинно-следственные связи развития потенциально опасных дорожно-транспортных ситуаций (ДТС) и исследовать обстоятельства, при которых они возникают. Далее необходимо обучить водителя раннему распознаванию опасных ситуаций, знанию признаков их возникновения, прогнозированию развития ситуации, и, в завершении, выполнению правильных действий, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Успешному решению этой задачи может способствовать метод ситуацион н ого обучения, используемый в рамках повышения квалификации водителей на предприятии.
Анализ процесса накопления профессионального опыта водителем позволяет выявить основные этапы формирования навыков прогнозирования дорожных ситуаций:
Этап 1. Реальные конкретные примеры ДТП разбираются с макс и мально возможными подробн остями с тем, чтобы водитель мог вообразить себя непосредственным участником ситуации, представить мысленное се развитие, восстановить все причинно-следственные связи в цепи событий. Обычно примеры группируются по типичным участкам дорог.
Этап 2 . «наглядное восприятие» - использование информации в образной форме: на макетах, рисунках, слайдах, видеозаписях.
Этап 3. «привязка к участку» - анализ потенциальных ДТП на конкретных участках повышенной опасности (очагах ДТП).
Этап 4. «кризисная ситуация» - обучение на полигоне выходу из ситуации повышенной сложности.
В настоящее время при ситуационном обучении используются традиционные способы изображения дорожно-транспортной обстановки с помощью альбомов, слайдов, макетов транспортных средств и пешеходов - статических информационных средств. Эффективность подобного подхода невысока из-за недостаточно эмоционального воздействия на водителя.
Анализ большого числа дорожно-транспортных ситуаций показал определенную общность в механизме их развития и на этой основе позволил типизировать как сами ДТС, так и действия водителей, что дало возможность выявить характерные неправильные действия водителя, возникающие при управлении автомобилем, и определить возможные пути, позволяющие предотвратить ДТП. Таким образом, было определено несколько классов в ы сок оаварийны х дорожно-транспортн ых ситуаций, при которых достаточно часто возникают происшествия. Далее ситуации, объединенные в один класс, систематизируются как по ошибочным действиям водителей, так и по месту совершения этих ошибок, которые в свою очередь, вызываются присутствием определенных факторов дорожно-транспортной обстановки, провоцирующих водителей к принятию ошибочных решений.
Типичные потенциально опас н ые дорожно-транспортные ситуации:
- проезд перекрестков;
- проезд железнодорожных переездов;
- встречный разъезд автомобилей;
- выполнение обгона;
- проезд мимо остановок общественного транспорта;
- вынужденная стоянка на дороге (обочине);
- движение на кривых в плане;
- засыпание водителя при управлении автомобилем.
Попадая в какую-либо из названных ситуаций, водитель заранее должен уметь предвидеть их потенциальную опасность, чтобы избежать тяжелых последствий. Для этого прежде всего ему необходимо уже на ранней стадии процесса развития дорожной ситуации уметь принимать правильное решение.
Прежде чем перейти к обучению водителей предвидению развития дорожных ситуаций следует определить, как формируются необходимые практические навыки предотвращения перехода предавар ийн ой ситуации в дорожно-транспортное происшествие у опытных водителей.
Определим понятие «дорожное происшествие» как конечный результат процесса развития дорожной ситуации, в течение которого вероятность ДТП возрастала до перехода его в аварийную. В этом процессе выделяются четыре стадии: предопасная, опасная, аварийная (момент ДТП) и послеаварийная.
На предопас н ой стадии опасность еще едва наметилась, однако ее обнаружение и принятие мер по ее предотвращению позволяют водителю достаточно легко, без предельного физического и эмоционального напряжения, избежать происшествия. Именно на этой стадии опытные водители обнаруживают и предотвращают наступление опасных стадий развития ситуаций.
На опасной стадии водителю приходится действовать при полном напряжении сил в условиях дефицита времени. В этом случае требуется почти мгновенно принять и осуществить единственно правильное решение, что, естественно, требует определенного опыта и навыков управления автомобилем.
Первым шагом к овладению подобным навыком является внимательное наблюдение за изменением дорожной ситуации с точки зрения ее скрытой опасности. Опытные водители на практике осваивают такой «поисковый» взгляд, направленный на раскрытие «секретов» дорожных ситуаций, и называют его уме н ием «читать» дорогу.
Второй шаг предполагает постоянно предусматривать возможность ошибочных решений другими участниками дорожного дв и жения, вызываемых спешкой, волнением, усталостью, невнимательностью и просто малым опытом. Поэтому каждый водитель должен строить свое поведение так, чтобы скомпенсировать элементы ненадежности в поведении других участников движения.
Для того, чтобы овладеть прогнозированием дорожно-транспортной ситуации, надо не только учиться, но и порой переучиваться. При этом оказывается, что некоторые навыки, прочно освоенные человеком за всю его « автомобильную» жизнь, неприемлемы на дороге. Более того, они могут служить причиной многих ДТП.
Наиболее опасно на дороге отсутствие реакции на ситуацию с закрытым обзором, при котором оба участника движения не могут увидеть заранее друг друга из-за зданий, сооружений, деревьев, закрывающих обзор. При этом часто предмет, затрудняющий обзор, н е воспринимается как сигнал опасности и призыв к осторожности, хотя инерционность изменений транспортных ситуаций такова, что наезд на пешехода или столкновение в подобных условиях зачастую становится неизбежным.
Второй ошибочный навы к - «отвлечение внимания». Человек в обыденной жизни привыкает легко и без опаски отвлекаться от наблюдения за окружающей обстановкой, переводя взгляд на ин тересующ ие его предметы. Подобные действия особенно опасны в транспортной среде, поскольку значительная часть дорожных происшествий возникает именн о из-за отвлечения внимания водителя (или пешехода).
Третий отрицательный навык, от которого необходимо отказаться в транспортной среде - это «действие не глядя». Человек в обыденной жизни запоминает окружающую обстановку и действует, исходя из того, что обстановка меняется медленно и в ближайшее время не произойдет быстрых неожиданных изменений.
Водитель, который хочет овладеть мастерством прогнозирования развития дорожно-транспортной ситуации, должен не только сам избавляться от перечисленных опасных привычек, но и помнить, что они также свойственны другим участникам движения. Прежде всего водителю необходимо гарантированно избежать ДТП в зонах повышенной опасности - при проезде перекрестков, пешеходных переходов, мест массового скопления людей (остановок общественного транспорта, торговых центров, кинотеатров, школ, участков, обозначенных знаком «Дети»), железнодорожных переездов и тоннелей.
Известны несколько методов безопасного управления автомобилем, помогающих водителю в зоне повышенной опасности.
Первый метод - «компактности» - характеризуется движением в зонах повышенной опасности со скоростью, не превышающей скорость автомобилей, следующих попутно. Водитель внимательно наблюдает за автомобилями, движущимися впереди, справа и слева и на их любое замедление отвечает соответствующим действием. Режим индивидуального выбора скорости восстанавливается только за пределами зоны повышенной опасности.
Второй мето д - метод минимального риска, при котором, приближаясь к зоне повышенной опасности, водитель непременно снижает скорость.
Третий метод - при появлении закрытого обзора в ситуациях, где часто появляется опасность, водитель заблаговременно увеличивает интервал между транспортными средствами и предметами, закрывающими обзор и внутренне готовится к экстренному торможени ю.
Распознавание ситуации и выбор правильных действий в зонах повышенной опасности должны быть доведены у водителя до автоматизма, так чтобы для их осуществления не требовалось лишних затрат внимания и сил.
В процессе реальной профессио н альной деятельности водитель постоянно наблюдает различные дорожные ситуации. При этом незаметно для него самого в его сознании происходит сопоставление наблюдаемых положений с опытом и знаниями накопленными в памяти. Если какая-либо ситуация встречалась водителю и в прошлом приводила к опасности, у него складывается стереотип предвидения возможной неприятности либо возможности ее появления. Таким образом, происходит индивидуальное, стихийное формирование навыков безопасного управления автомобилем, являющееся, по существу, вариантом метода проб и ошибок, который при нято называть процессом естественного самообучения водителя. У этого метода обучен ия есть одно важное свойство: ошибки водителя, как правило, сопровождаются тяжелым эмоционально отрицательным опытом. При этом сильные эмоциональные переживания, связанные с прогнозированием реальной угрозы жизни и здоровью, обеспечивают автоматизм прочного запоминания опасной ситуации и особенностей ее ранних стадий.
При ситуационном обучении происходит замена естественного процесса накопления опыта прогнозирования опасности искусственным, что компенсирует недостатки стихийного обучения.
Ситуационное обучение следует строить на базе изучения следующих материалов:
- ситуационного анализа ДТП;
- изучения ситуационных характеристик типичных участков повышенной опасности;
- изучения ситуационных характеристик конкретных участков повышенной опасности;
- изучения ситуационных характеристик маршрутов движения автотранспорта данного предприятия.
Ситуационный анализ является приемом, заключающимся в накоплении опыта по изучению опасных ситуаций, в которых уже оказывался кто-то другой. Задача заключается в том, чтобы при разборе типичной ситуации проследить во всех подробностях ее развитие, закончившееся происшествием, чтобы водитель мог представить себя на месте участника ситуации.
Анализировать происшествие необходимо со следующих позиций: что побудило участников движения неправильно оце н ить обстановку; что мог сделать каждый из них для предотвращения ДТП; что в данном конкретном примере типично и может часто повторяться в других местах с другими водителями; как следует поступать для предотвращения аналогичных ситуаций.
По достаточно часто встречающимся опасным ситуациям, в которых ошибки водителей наиболее характерны , приводится по несколько примеров, достаточно близких между собой, подчеркивая общность причин и механизмов развития ситуации.
Обучение на основе ситуационных характеристик типичных участков повышенной опасности преследует цель дать водителю сис т ематизированн ые знания о ситуациях, характерных для того или иного конкретного случая, что поможет ему правильно оцен ивать обстановку в подобных случаях, прогнозировать их развитие, предотвращая ДТП. Проведение обучения должно содержать общую характеристику опасности участка; условия, при которых участки данного типа становятся наиболее опасн ыми; описание типичных ошибок водителей, а также действий, обеспечивающих безопасность при проезде участка.
Водитель, ознакомленный с материалом по представленной схеме, при приближении к типичному опасному участку дороги должен правильно оценить степень опасности и определить меры для обеспечения безопасного проезда этого участка.
Обучение на основе ситуационных характеристик маршрутов движения автотранспорта предполагает его изучение в обычных и сложных погодных условиях. Сама характеристика состоит из общего описания маршрута, в зависимости от степени опасности которого либо приводится краткая характеристика участков повышенной опасности, либо развернутое ситуационное описание для особо опасных участков. Последнее дается по схеме: причины опасности участка; факторы, повышающие опасность; причины происшествий на участке; рекомендации по безопасному проезду данного участка.
Все характеристики составляются по данным опроса работников службы БД, опытных водителей, хорошо знакомых с особенностями движения на маршруте, сведений ГИБДД.
- Раздел 6 обеспечение надежности водительского состава
- 6.1 . Определение понятия надежности водителя
- 6.2 . Некоторые аспекты совершенствования профессиональной подготовки водителей
- 6.3 . Работа с водителями на предприятии
- 6.4 . Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения
- 6.5 . Наиболее распространенные болезни водителей
- 6.6 . Возмещение вреда здоровью водителя при возникновении профессионального заболевания или несчастного случая на производстве
- 6.7 . Лекарственные средства и безопасность движения
- 6.8 . Алкоголь и безопасность дорожного движения
- 6.9 . Условия труда на рабочем месте водителя
- 6.10 . Режим труда и отдыха водителей автомобилей
- 6.11 . Психофизиологический профессиональный отбор (подбор) водителей
- 6.12 . Оказание доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дтп
- Приложения
- Перечень общих медицинских противопоказаний к допуску в контакте с вредными, опасными веществами и производственными факторами, а также на работы в соответствии с приложениями № 1 и № 2
- Табель оснащения кабинета профилактических осмотров водителей автотранспортных средств
- Журнал учета п редрейсовы х и п ослере йсо вы х медосмотров
- Форма для ана л иза результатов предрейсовы х медосмотров
- Время обнаружения алкоголя в выдыхаемом воздухе в зависимости от вида и количества спиртного напитка
- Время сохранения алкоголя в крови в зависимости от вида и количества спиртного напитка
- Образец графического заполнения рекомендуемого ежедневного контрольного листа
- Инструкция по ведению лич н ой контрольной книжки
- Раздел 7 организация работы по безопасности движения на транспортном предприятии
- 7.1 Технические средства, используемые в работе специалиста по бд. Оснащение и организация работы кабинета бд в предприятии
- 7.2 . Повышение квалификации водителей. Основы ситуационного обучения
- Типовые формы документов по безопасности дорожного движения и рекоме н дации по их ведению и заполнению журнал учета дорожно-транспортных происшествий
- Рекомендации по заполнению формы учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств
- 1 . Общие положения
- 2 . Раздел 1
- 3 . Раздел 2
- Форма учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств (утверждена Приказом Минтранса России от 02.04.96 № 22)
- Раздел 1 . Сведения, подлежащие сверке с территориальными органами внутренних дел
- Раздел 2 . Сведения внутреннего характера, подлежащие выяснению в процессе проведения служебного расследова н ия
- Акт служебного расследова н ия дорожно-транспортного происшествия
- Журналы учета инструктажей, проводимых с водительским сост а вом предприятия, организации
- Виды инструктажей и их структура
- Журнал учета предрейсового, периодического , сезонного и специального инструктажей, проводимых с водительским составом предприятия, организации
- Журнал регистрации вводного инструктажа водительского состава
- Журн а л учета предрейсовых и посл ерей совы х медицинских осмотров
- Примерная форма личной карточки водителя
- Лич н ая карточка водителя
- Листок прохождения стажировки водителе м транспортного средства
- Листок прохождения стажировки водителе м транспортного средства
- Журнал учет а нарушен ий Правил дорожного движения, п равил технической эксплуатации и других правил перевозок, связанных с обеспечением безопас н ости движения, которые допустили водители предприятия
- Журнал учета нарушен и й Правил дорожного движения, Правил технической эксплуатации и других правил перевозок, связанных с обеспечением безопасности движения, которые допустили водители предприятия
- 7.3 . Инструментальный технический контроль автотранспортных средств
- 7.4 . Требования по обеспечению безопасности перевозок опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов