logo
книжка

6.10 . Режим труда и отдыха водителей автомобилей

Труд водителя характеризуется значительными н е рвно-эмоциональными нагрузками, большим напряжением функций внимани я, зрения и слуха. Для водителя всегда высока вероятность попадания в нештатную дорожно-транспортную ситуацию, когда от его способности принять правильное решение в режиме дефицита времени, зависит его собственная жизнь и жизнь других участников движения. Адекватность реакций водителя, их скорость определяется не только состоянием его здоровья и психофизиологическими особенностями, но и уровнем его работоспособности или степен ью утомления. В связи с этим соблюдение режима труда и отдыха водительского состава является одним из основных условий безаварийной работы.

Особенности регулирования труда и отдыха водителей устанавливает Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное постановлением Министерств а труда и социального развития Российской Федерации от 25.06.99 г. № 16 (далее - Положение).

Действие Положения распространяется на водителей, работающих по трудовому договору (контракту) на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной подчиненности, (за исключение м водителей, занятых на международных перевозках1), предпринимателям, осуществляющим перевозки грузов и пассажиров с коммерческой целью или использующим автомобили для обеспечения собственных производственных н ужд.

Режим труда и отдыха, предусмотренный Положением является обязательным при составлении графиков работы водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм и требований Положения.

1 Р е жим труда водителей, занятых на международных пере возках, ре гламе нти руе тся «Европе йским соглашением, касающимся работы экипаже й транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР)» .

При междугородных перевозках грузов и пассажиров работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку также руководствуясь нормами Положения.

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю, продолжительность рабочей смены - 8 часов при пятидневной рабочей неделе, и 7 часов при шестидневной неделе.

В тех случаях, когда по условиям производства не может быт ь соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжи тельно сть рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учет рабоче го времен и (как правило, за месяц). Общая продолжительность рабочего времени и в этом случае не должна превышать нормального числа рабочих часов.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться н е более 10 часов. В случае, когда при осуществлении междугородней перевозки, водителю необходимо дать возможность доехать до места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) . может быть увеличена до 12 часов. Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

Ежедневная продолжительность управления автомобилем в течении периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов. При суммированном учете рабочего време н и продолжительность управления может быть увеличена до 10 часов, но не более 2-х раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления за 2 недели подряд не должна превышать 90 часов.

После первых 3-х часов непрерывного управления предусматривается остановка для кратковременного отдыха продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем такие остановки предусматриваются каждые 2 часа. Частота перерывов в управлении и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянки автомобиля.

Перерыв для отдыха и питания (в н утри сменны й) продолжительностью не более 2-х часов предоставляется водителям не позднее, чем через 4 часа после начала работы1. При установленной графиком продолжительности рабочего времени более 8 часов предоставляются два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2-х часов. В этих случаях кратковременные перерывы в управлении автомобилем не предусматриваются.

1 При использовани и водителем кратковре ме нных (по 15 минут) пе ре рывов пе рерыв для отдыха и питания е му не пре дос тавляется.

Продолжительность ежедневного отдыха (междусменного) вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двой н ой продолжительности времени работы в предыд ущую смену.

Еженедель н ый непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным отдыхом, при этом суммарная продолжительность времени отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания в предшествующий день должна составлять не менее 42 часов. При суммированном учете рабочего времени продолжительностью рабочих смен свыше 10 часов продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного отдыха должна быть не менее 42 часов.

Соглас н о пунктам 7, 11, 1 3, 1 5, 16, 17, 18 Положения работодателю или руководителю предприятия при заключении трудового договора (контракта) с водителем следует отдельно согласовать и закрепить в договоре следующие основные особенности труда и отдыха нанимаемого водителя:

- наличие ненормированного рабочего дня;

- наличие суммированного учета рабочего времени;

- величина учетного периода при суммированном учете рабочего времени;

- общая продолжительность ежедневной работы (смены) при суммированном учете рабочего времени;

- ежедневная продолжительность управления автомобилем в течении периода ежедневной работы (смены);

- состав и продолжительность подготовительно-заключительны х работ и время п роведения п редрейсовы х медосмотров;

- время охраны груза и автомобиля;

- порядок учета времени стоянки с одновременной охраной груза в случае, если перевозка осуществляется двумя водителями;

- продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, которое засчитывается ему в рабочее время, если он не управляет автомобилем (при направлении в рейс двух водителей);

- продолжительность вну т рисменны х перерывов для отдыха и питания;

- продолжительность еженедельного непрерывного отдыха и его график при суммированном учете рабочего времени.

Для непр е рывной регистрации времени работы и отдыха водителей и контроля за соблюдением допустимого времени управления автомобилем, транспортные средства, оснащаются контрольными устройствами (тахографами), при отсутствии тахографов рекомен дуется выдавать личные контрольные книжки с ежедневными контрольными листами учета продолжите льности времени работы и отдыха (Приложение 9 ).

Согласно Поста н овлению Правительства Российской Федерации от 03.08.96 г. № 922 с 01.01 .98 г. вновь изготавливаемые автобусы с числом мест более 20 и грузовые автомобили с полной массой свыше 15 тонн, предназначенные для междугородных и международных перевозок, должны быть оснащены тахографами. Приказом Министерства транспорта РФ № 86 от 07.07.98 г. утве рждены Правила использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации. Федеральным законом от 24.07.98 года № 1 27-ФЗ внесен о дополнение в Кодекс об административных правонаруш е ниях в виде статьи 11 51 предусматривающей административную ответственность работодателя и водителя за нарушение режимов труда и отдыха при ме ждународных автомобильных перевозках.

1 Представленны е в приложении № 9 формы личных контрольных книж е к име ют сугубо рекомендательное значение .