8.2.1 План и профиль пути
8.2.1.1. Продольный профиль главных и станционных путей при производстве работ по капитальному ремонту на новых и старогодных материалах, среднему ремонту должен быть выправлен, существующий руководящий уклон, как правило, сохраняется. При необходимости его изменения должно проводиться технико-экономическое обоснование.
Величина уклона продольного профиля определяется с точностью до 0,1 ‰.
8.2.1.2. Продольный профиль проектируется элементами возможно большей длины при наименьшей алгебраической разности уклонов смежных элементов.
Длина элементов профиля, как правило, не должна быть менее половины полезной длины приемо-отправочных путей, принятой на перспективу.
8.2.1.3. Алгебраическая разность уклонов смежных элементов профиля не должна превышать значений , указанных в таблице 8.1.
При большей разности уклонов смежные элементы следует сопрягать посредством разделительных площадок или элементов переходной крутизны, длина которых при указанных значениях должна быть не менее значений, приведенных в таблице 8.1.
При алгебраической разности уклонов менее указанной в таблице 8.1 длину разделительных площадок и элементов переходной крутизны следует пропорционально уменьшать, но не менее чем до 25 м.
Уменьшенную длину элементов определяют по формуле:
|
|
где: - алгебраические разности уклонов, ‰, по концам профиля,
причем и;
- наименьшая длина разделительных площадок и элементов
переходной крутизны.
Таблица 8.1− Нормативы для проектирования продольного профиля
Категория пути | Наибольшая алгебраическая разность уклонов смежных элементов профиля ,‰, при полезной длине приемо-отправочных путей, м | Наименьшая длина разделительных площадок и элементов переходной крутизны , м, при полезной длине приемо-отправочных путей, м | Радиус вертикальных кривых при сопряжении элементов продольного профиля, м | ||||||
850 | 1050 | 1700 | 850 | 1050 | 1700 |
| |||
С, 1 | |||||||||
2 -3 | |||||||||
4 - 5 | |||||||||
6 |
П р и м е ч а н и е. В числителе приведены рекомендуемые значения, в знаменателе – допускаемые.
Допускаемые нормы, указанные в таблице 8.1, не следует применять:
− в углублениях профиля (ямах), ограниченных хотя бы одним тормозным спуском;
− на уступах, расположенных на тормозных спусках;
− на возвышениях профиля (горбах), расположенных на расстоянии менее удвоенной полезной длины приемо-отправочных путей (расчетной длины поезда) от подошвы тормозного спуска.
8.2.1.4. При проектировании продольного профиля для участков ремонта пути алгебраическая разность уклонов смежных элементов должна быть, как правило, 4 ‰ и менее, в трудных условиях – не более 5 ‰ с элементами длиной 300 м и более.
8.2.1.5. Смежные элементы продольного профиля следует сопрягать в вертикальной плоскости кривыми радиусом Rв, м, приведенными в таблице 8.1.
Вертикальные кривые следует размещать вне переходных кривых, вне пролетных строений мостов и путепроводов с безбалластной проезжей частью, стрелочных переводов. При этом наименьшее расстояние Т, м, от переломов продольного профиля до начала или конца переходных кривых и концов пролетных строений следует определять по формуле:
|
где: - алгебраическая разность уклонов на переломе профиля, ‰.
8.2.1.6. Исправление искажений продольного профиля следует предусматривать, как подъемкой пути на балласт при условии соблюдения размеров обочины земляного полотна (см. п. 8.2.3.1.), так и срезкой существующего балластного слоя.
Срезка балласта для исправления продольного профиля должна производиться на подходах к образованным в процессе эксплуатации профильным «ямам»:
− на искусственных сооружениях;
− для ликвидации перегруженности пролетных строений мостов балластом;
− для исправления профильных ям на подходах к переездам, платформам и другим сооружениям.
Срезка также выполняется:
− при наличии в пути слоя балласта сверхнормативной величины и отсутствии или недостаточной ширине обочин;
− при замене балласта;
− при необходимости понижения основной площадки земляного полотна по условиям проектирования продольного профиля.
Для устранения деформаций и дефектов земляного полотна (просадок, балластных корыт и лож) должна выполняться срезка верхней части земляного полотна ниже дна этих корыт и лож не менее, чем на 10 см с устройством защитного слоя в соответствии с требованиями Технических указаний по устранению пучин и просадок железнодорожного пути (ЦПИ-24).
8.2.1.7. На многопутных участках пути приводятся к одному уровню, если они расположены на общей основной площадке земляного полотна.
Если ремонтируются не все пути, временная разность уровней головок рельсов смежных путей (ремонтируемого и неремонтируемого) не должна превышать 10 см, а в отдельных точках - 15 см.
В условиях ремонта пути с глубокой очисткой щебня и понижением отметки до 15 см временная разность уровней головок рельсов смежных путей допускается не более 15 см, а в местах, где исключена возможность заноса пути снегом или песком, временную разность уровней головок рельсов допускается в обоснованных случаях увеличивать до 25 см.
В пределах переездов, расположенных на прямых участках пути, разность уровней головок рельсов не допускается. При расположении переездов в кривых участках пути:
− настил переезда укладывается с уклоном, обусловленным возвышением одного рельса над другим;
− в пределах переездов на двухпутных и многопутных линиях расположение внутреннего пути выше наружного (по отметкам внутренних рельсовых нитей) при нормальном междупутном расстоянии не допускается.
При невозможности соблюдения вышеуказанных требований следует предусматривать работы по усиленному среднему ремонту на соседнем пути.
8.2.1.8. Для производства работ по ремонтам пути должны быть запроектированы:
− удлинение переходных кривых и прямых вставок;
− выправка круговых и переходных кривых с ликвидацией образовав-шейся в процессе эксплуатации многорадиусности кривых с постановкой их в проектное положение или по утвержденному расчету с применением автоматизированных систем.
Работы должны выполняться с необходимой геодезической подготовкой, как правило, в пределах существующей основной площадки земляного полотна в соответствии с требованиями Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути и СТН Ц-01-95 «Железные дороги колеи 1520 мм».
При капитальном ремонте в местах, где имеет место ограничение скоростей движения поездов из-за недостатка возвышения или местного уменьшения радиуса кривой, должна производиться выправка положения пути в плане и профиле при условии, что это не связано с переустройством земляного полотна, искусственных сооружений, перестановкой опор контактной сети более 5% от общего количества опор на ремонтируемом участке и при этом обеспечивается рациональный режим движения поездов. Если выправка пути в плане связана с выполнением указанных работ, она должна выполняться по отдельным проектам.
8.2.1.9. Радиусы кривых при проектировании их выправки должны подбираться постоянного значения на всем протяжении круговой кривой.
В трудных условиях, когда выполнение этого требования вызывает необходимость переустройства существующего земляного полотна или искусственных и других сооружений, допускается при соответствующем обосновании сохранять радиусы различных значений при длине участков однообразной кривизны не менее 300 м, а в исключительных случаях – не менее 200 м, при выправке плана в криволинейных горловинах – не менее 100 м. При этом входящие в составную кривую смежные круговые кривые разных радиусов при разности кривизны более 1/3000 должны сопрягаться переходными кривыми.
Целесообразность переустройства существующих кривых, ограничивающих намечаемые скорости движения поездов, должна быть технико-экономически обоснована.
На двухпутных и многопутных участках круговым кривым придается, как правило, концентрическое положение.
При скорости движения до 140 км/ч не рекомендуется при проектировании применять радиусы кривых более 4000 м.
8.2.1.10. Отвод возвышения наружного рельса должен производиться плавно в пределах переходной кривой на всем ее протяжении. Значение уклона отвода возвышения (i, ‰) в зависимости от установленных скоростей движения в кривой приведены в таблице 8.2.
Таблица 8.2− Значения уклона возвышения наружного рельса в переходных кривых в зависимости от допускаемых скоростей движения
Скорость движения, км/ч, не более | Уклон отвода возвышения наружного рельса, 0/00 | |
рекомендуемый при реконструкции, капитальном ремонте на новых и старогодных материалах, усиленном среднем ремонте пути | допускаемый | |
200 | 0,5 | 0,5 |
160 | 0,6 | 0,7 |
140 | 0,6 | 0,7 |
120 | 0,8 | 1,0 |
110 | 0,9 | 1,2 |
100 | 1,0 | 1,4 |
80 | 1,6 | 1,9 |
60 | 2,1 | 2,7 |
40 | 2,7 | 3,1 |
25 | 3,0 | 3,2 |
Движение закрывается | - | более 3,2 |
П р и м е ч а н и е. Уклон отвода возвышения определяется на отрезках переходной кривой длиной не менее 30 м.
Начало и конец отвода возвышения наружного рельса и кривизны должны совпадать с точками начала (НПК) и конца (КПК) переходной кривой.
В трудных условиях допускается устройство отводов возвышения без переходных кривых: либо на протяжении прямого участка, либо по 50% - на прямой и кривой (без соблюдения условия совпадения отвода возвышения и кривизны). При этом должны соблюдаться требования непревышения величины непогашенного ускорения анп = 0,7 м/с2 , а в отдельных случаях с разрешения Управления пути и сооружений та норма может быть повышена до 1 м/с2 .
8.2.1.11. Прямые и кривые участки пути, а также смежные круговые кривые разных радиусов должны сопрягаться посредством переходных кривых.
Длина переходной кривой определяется в зависимости от величины возвышения наружного рельса, максимальной допускаемой скорости движения поездов по кривой и числа путей (одно- или двухпутная линия).
Во всех случаях длина переходных кривых не должна быть менее 20 м. Длина промежуточных переходных кривых, сопрягающих круговые кривые разных радиусов, направленных в одну сторону, следует определять в зависимости от разностей возвышения наружного рельса и кривизны, при этом длина переходной кривой должна быть не менее 30 м.
Полученные по расчету значения длины переходных кривых должны округляться до числа, кратного 10 м в большую сторону.
8.2.1.12. Порядок расчета параметров сопряжения кривых принимается в соответствии с «Нормами допускаемых скоростей движения подвижного состава по железнодорожным путям колеи 1520 (1524) мм федерального железнодорожного транспорта».
8.2.1.13. При устройстве защитного слоя необходимо выполнять срезку и замену грунтов на 0,1 м ниже залегания балластных деформаций, при этом вырезку накопленных балластных материалов и грунтов земляного полотна в пределах обочин необходимо производить до уровня низа защитного слоя с уклоном не менее 0,04 в полевую сторону с последующей засыпкой обочины щебнем. Край защитного слоя на двухпутных участках со стороны междупутья следует располагать на расстоянии не менее 0,7 м от торцов шпал.
Поперечный уклон по верху защитного слоя следует предусматривать не менее 0,04 в полевую сторону. Верх этого слоя необходимо располагать на глубине не менее 0,4 м ниже подошвы шпал. Поверхность среза по низу защитного слоя должна иметь уклон не менее 0,04 в полевую сторону.
Кроме устройства защитного слоя, должны выполняться условия по надежному водоотведению в выемках, на нулевых местах, в пределах платформ, а также должны быть устранены все деформации земляного полотна и его основания, в первую очередь пучины, просадки, ликвидированы отступления в геометрических размерах земляного полотна.
8.2.1.14. В местах с имеющимися балластными корытами и ложами при отсутствии просадок пути планировку основной площадки ниже дна этих углублений, как правило, назначать не следует. В указанных местах, а также вне участков с деформациями, дефектами, повреждениями и разрушениями (стабильные участки) проектируют следующие варианты усиления:
− очистка (вырезка) существующего балласта на глубину 0,6 м ниже подошвы шпал с укладкой щебня слоем толщиной 0,4 м ;
− очистка (вырезка) существующего балласта на глубину 0,45 м ниже подошвы шпал с укладкой нетканого материала и щебня толщиной 0,45 м.
8.2.1.15. Защитный слой должен устраиваться на всю ширину основной площадки земляного полотна. Допускается уменьшать ширину защитного слоя до ширины, обеспечивающей размещение на нем балластной призмы типовых размеров.
Ширина обочин должна быть более или равна 0,5 м. Для досыпки и укрепления обочины используют щебень.
Ширина слоя нетканого материала на стабильных участках под один путь должна составлять не менее 4,2 м, а покрытия из пенополистирола под один путь не менее 4,0 м. Эти покрытия размещают симметрично относительно оси пути на остающиеся невырезанными балластные материалы с уклоном не менее 0,04 в сторону обочины.
Вырезку балласта следует назначать при наличии щебня слабых пород, а также на участках с асбестовым балластом.
8.2.1.16. Продольный профиль и план главных и станционных путей при проектировании производства работ по капитальному ремонту на новых и старогодных материалах, усиленному среднему ремонту пути должен быть запроектирован с использованием требований к условиям эксплуатации пути с учетом дальнейшей перспективы.
При этом существующий руководящий уклон, как правило, сохраняется. При необходимости его изменения должно быть выполнено технико-экономическое обоснование.
При остальных видах ремонтов пути должен быть сохранен проектный профиль и план пути, принятый при производстве последнего из вышеперечисленных видов ремонтов пути и реконструкции. Изменение профиля и плана пути может производиться при наличии технико-экономического обоснования и соответствующей проектной документации.
Величина уклонов продольного профиля округляется с точностью до 0,1‰.
8.2.1.17. На прямых участках расстояние между осями первого и второго пути, а также третьего и четвертого путей, проектируется не менее 4.1 м; между осями второго и третьего путей – не менее 5 м. В кривых участках пути эти расстояния увеличиваются в зависимости от радиуса кривых в соответствии с Инструкцией по применению габаритов приближения строений ГОСТ 9238-83.
Переходы от нормальных междупутных расстояний на прямых участках пути к увеличенным на кривых при концентрическом расположении путей проектируют в пределах переходных кривых, как правило, за счет применения во внутреннем пути переходных кривых увеличенной длины по сравнению с их длиной, принятой для наружного пути.
В трудных условиях, при коротких прямых вставках между кривыми, уширенное междупутье допускается предусматривать общим для всего участка по нормам для кривой с наибольшим уширением междупутья.
Переходы к увеличенным междупутным расстояниям на станциях при наличии на подходах к станции кривых участков пути должны проектироваться в пределах этих кривых. При отсутствии кривых указанные уширения междупутий допускается проектировать на прямых участках введением на одном из путей на подходах к станции двух обратных кривых радиусом более 4 000 м.
8.2.1.18 При укладке рельсов в кривых для обеспечения возможности соблюдения положения стыков по наугольнику с нормативными забегами производится укладка по внутренней нити укороченных рельсов.
Укороченные рельсы укладываются в таком месте, чтобы величина забега стыков не превысила половины величины принятого укороченного стандарта.
- 2013 Г. Содержание
- 1 Общие положения
- 2 Термины и определения
- 3Классификация железнодорожных путей
- 4 Источники финансирования основных видов путевых работ, требования к их выполнению, состав работ
- 4.1 Источники финансирования работ по реконструкции, ремонтам и содержанию железнодорожного пути и сооружений
- 4.1.1. Основные виды работ, выполняемых за счет инвестиций:
- 4.1.2. Основные виды работ, выполняемые за счет средств, относимых на ремонт пути, подразделяются на:
- 4.1.3. Основные виды работ, выполняемых за счет средств, относимых на текущее содержание пути:
- 4.2 Виды, назначение и состав работ по реконструкции и ремонтам железнодорожного пути
- 4.2.1 Реконструкция железнодорожного пути
- 4.2.2 Капитальный ремонт железнодорожного пути на новых материалах
- 4.2.3 Капитальный ремонт путина старогодных материалах
- 4.2.4 Капитальный ремонт стрелочных переводов
- 4.2.5 Средний ремонт пути
- 4.2.6 Планово – предупредительный ремонт пути
- 4.2.7 Сплошная смена рельсов и металлических частей стрелочных переводов
- 4.2.8 Шлифование рельсов
- 4.2.9 Капитальный ремонт переездов
- 4.2.10 Другие виды работ
- 4.2.11 Работы по капитальному ремонту земляного полотна и искусственных сооружений
- 5 Нормативно-технические требования к конструкциям, типам и элементам железнодорожного пути
- 7 Критерии назначения основных видов ремонтов железнодорожного пути
- 8 Технические условия на проектирование реконструкции и ремонтов железнодорожного пути
- 8.2 Технические требования на проектирование работ по ремонтам железнодорожного пути
- 8.2.1 План и профиль пути
- 8.2.2 Земляное полотно
- 8.2.3 Балластная призма
- 8.2.4 Бесстыковой путь
- 8.2.5 Стрелочные переводы
- 8.2.6 Искусственные сооружения
- 8.2.7 Станции
- 8.2.8 Переезды, пересечения
- 8.2.9 Устройства автоблокировки и связи, кабельные линии
- 9 Требования к разработке проектной и рабочей документации на реконструкцию и ремонты железнодорожного пути
- 9.1 Требования к разработке проектной документации на реконструкцию железнодорожного пути
- 9.2 Требования к разработке проектной документации на капитальный ремонт железнодорожного пути
- 9.3 Проектная и сметная документация на капитальный ремонт железнодорожного пути
- 10 Основные положения планирования, технологии и организации работ по реконструкции и ремонтам железнодорожного пути
- 11 Приёмка участков железнодорожного пути после выполнения реконструкции(модернизации) и ремонтов
- Перечень действующих сборников технически обоснованных норм времени на работы по ремонту и содержанию железнодорожного пути
- Среднесетевые нормативы, принятые для разработки типовых технологических процессов по ремонту железнодорожного пути
- Приложение 3
- Перечень нормативно-технических документов,
- Которыми следует руководствоваться при проектировании,
- Организации и выполнении работ по реконструкции и ремонтам железнодорожного пути
- П.4.1.1 Прогнозирование объемов работ текущего содержания пути для участков, на которых известны объемы работ текущего содержания
- П.4.3 Оптимизация содержания пути по экономическим критериям