10 Основные положения планирования, технологии и организации работ по реконструкции и ремонтам железнодорожного пути
10.1 Основные положения планирования работ по реконструкции и ремонтам пути изложены в п.1.5. настоящих ТУ.
10.2. Основным документом по организации и технологии ремонтно-путевых работ является типовой технологический процесс (далее – ТТП), которым устанавливается перечень и последовательность выполнения входящих в них отдельных технологических операций, расстановка монтеров пути, машин и механизмов по месту работ и времени, исходя из условий достижения максимального темпа и наилучшего качества, наиболее эффективного использования «оконного» времени и обеспечения безопасности движения поездов и труда.
Наименование типового технологического процесса устанавливает вид ремонтно-путевых работ, основную характеристику пути и перечень основных машинных комплексов.
Технологический процесс разрабатывается специализированными отделами конструкторских и проектных организаций по заказу Управления пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры с его последующим утверждением ОАО «РЖД».
Типовой технологический процесс разрабатывается на основании научно-исследовательских работ и достижений лучших предприятий, он учитывает самые рациональные формы организации труда и обеспечивает строгое выполнение всех требований инструкций и правил, действующих в ОАО «РЖД».
10.3 На дорогах сети в проектных организациях и ремонтных предприятиях на основании ТТП разрабатываются рабочие технологические процессы (далее - РТП), отражающие местные особенности в работе и действующие на период ремонта конкретного объекта. РТП согласовываются с соответствующими структурными подразделениями территориальных дирекций инфраструктуры, тяги и управления движением утверждаются территориальными дирекциями по ремонту пути и инфраструктуры.
10.4. При внедрении новых технологий и невозможности в оперативном порядке создания ТТП, по заказу Центральной дирекции по ремонту пути и/или Управления пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» разрабатываются опытные технологические процессы (далее - ОТП) по временным нормативам со сроком действия до 3 лет. За этот период ОТП должен пройти стадии эксплуатационной проверки на производстве. При незначительных изменениях ОТП корректируется и утверждается как ТТП. При значительных изменениях, снимается с производства.
10.5. Рабочий технологический процесс состоит из шести разделов, пяти таблиц, трех - восьми графиков и технологических схем:
− подробная характеристика ремонтируемого объекта до и после ремонта;
− условия производства работ;
− производственный состав;
− организация работ;
− перечень машинных комплексов и их состав;
− ведомость затрат труда, составленная по техническим нормам;
− требования безопасности движения поездов и безопасности труда;
− графики производства работ в “окно” на все укрупненные технологические операции;
− график распределения работ по дням;
− технологическая схема поэтапной обработки балластной призмы (при крупных работах с балластом);
− технологическая схема расстановки машинных комплексов на участке работы;
− технологическая схема поэтапной работы при сварке плетей на длину блок-участка или перегона;
− ведомость работы со старогодным балластом при уборке его с обочины, разработке траншей под лотки и дренажи, очистке и нарезке кюветов кюветоочистительными машинами;
− технологическая схема поэтапной работы по очистке балласта и замене стрелочных переводов и т.д.
10.6. Состав основных видов ремонтно-путевых работ и перечень технологических операций, входящих в них, устанавливается «Положением о системе ведения путевого хозяйства ОАО «Российские железные дороги», утвержденного ОАО «РЖД» 02.05.2012 5 № 857р.
10.6.1. Рациональная последовательность выполнения основных технологических операций для реконструкции и всех видов ремонта устанавливается настоящими техническими условиями.
10.6.2. При реконструкции (модернизации) железнодорожного пути (Р) последовательность технологических операций следующая:
− создание реперных сетей на участке реконструкции;
− устройство временных съездов, их электрификация, устройство временных секционных изоляторов;
− устройство средств управления временными стрелочными переводами;
− разбивка и закрепление проектного положения пути до производства работ по реконструкции;
− ремонт и восстановление водоотводов, дренажей и устройство новых с использованием прогрессивных конструкций лотков и дренажей; срезка обочин на уровне подошвы новой балластной призмы, срезка и уборка отложений загрязненного балласта на откосах выемок, насыпей и нулевых местах, раскрытие заработанных нулевых мест и мелких выемок;
− устройство подкюветных дренажей и лотков у пассажирских платформ;
− устранение зауженной ширины основной площадки;
− уположение откосов насыпей и выемок;
− устройство защитных сооружений на скально-обвальных и лавиноопасных участках;
− удлинение водопропускных труб при уширении основной площадки земляного полотна и уположение откосов;
− увеличение водопропускной способности малых мостов и труб;
− вынос кабелей из зоны реконструкции;
− снятие старогодных плетей (на бесстыковом пути) для повторного их использования на менее грузонапряженных участках;
− замена стрелочных переводов;
− укладка криволинейных стрелочных переводов в горловинах станций, расположенных в кривых или вынос стрелочных переводов из кривых;
− замена рельсошпальной решетки на новую решетку с применением прогрессивных конструкций пути;
− глубокая очистка балласта от засорителей (на балластной призме со щебеночным балластом твердых пород) с выгрузкой щебеночного балласта для создания слоя чистого балласта толщиной под железобетонными шпалами – 40 см, под деревянными – 35 см, или замена асбестового балласта и щебня слабых пород;
− устройство в процессе глубокой очистки/срезки землеройной техникой загрязненного балласта защитного подбалластного слоя на поверхности среза балластной призмы (основной площадки земляного полотна) с поперечным уклоном 0,04 в полевую сторону с покрытием из геотекстиля, пенополистирола, георешетки на глубине не менее 45 см от подошвы шпал, формирование и уплотнение балластного слоя в соответствии с требованиями проектной (или рабочей) документации;
− переустройство элементов профиля и их сочетаний до установленных нормативов;
− ликвидация негабаритных мест;
− устройство переходных участков пути переменной жесткости на подходах к мостам;
− доведение балластной призмы до типовых размеров с выгрузкой необходимого количество щебня;
− выправка, подбивка, рихтовка и стабилизация пути с постановкой на проектные отметки в плане и профиле;
− замена инвентарных рельсов на сварные рельсовые плети из новых рельсов с постановкой их в оптимальную температуру закрепления со сваркой плетей на длину блок-участка или перегона, с ввариванием высокопрочных изолирующих стыков и стрелочных переводов;
− ремонт железнодорожных переездов;
− шлифование поверхности катания рельсов (если рельсы не категории В);
− проверка соответствия положения пути проектному;
− утилизация снимаемых материалов верхнего строения пути, негодных к повторной укладке;
− установка путевых лубрикаторов;
− оборудование централизованных стрелочных переводов на главных путях, съездах главных путей, приемоотправочных путях электрообогревом или устройствами автоматической пневмообдувки;
− восстановление путевых знаков, знаков закрепления кривых с учетом их нового положения, уборка засорителей и балласта от опор контактной сети;
− устройство ограждения вдоль железнодорожного пути и приведение полосы отвода в соответствии с нормами;
− работы, не вошедшие в вышеизложенные, но предусмотренные Положением о системе ведения путевого хозяйства ОАО «РЖД», выполняются в соответствии с проектной документацией.
10.6.3. При капитальном ремонте пути на новых материалах (Кн) последовательность технологических операций следующая:
− разбивка и закрепление проектного положения пути до производства капитального ремонта;
− ремонт водоотводных сооружений, уборка лишнего балласта с пути, куда входят работы по очистке и восстановлению существующих кюветов и канав, нарезке кюветов, срезке и планировке обочин земляного полотна, уборке отложений загрязнителей на откосах выемок и насыпей;
− снятие старогодных рельсовых плетей (на бесстыковом пути) для повторного их использования на менее грузонапряженных участках;
− замена рельсошпальной решетки на новую, в т.ч. с элементами более высокого технического уровня;
− выправка пути и оправка балласта;
− замена стрелочных переводов на новые переводы того же типа, в т.ч. с элементами более высокого технического уровня;
− глубокая очистка балласта от засорителей (на балластной призме со щебеночным балластом твердых пород) с выгрузкой щебеночного балласта для создания слоя чистого балласта под железобетонными шпалами – 40 см, под деревянными – 35 см, или замена асбестового балласта и щебня слабых пород, укладка разделительного или защитного слоя на срез с уклоном 0,04 в полевую сторону с покрытием из геотекстиля, пенополистирола, георешетки на глубину не менее 45 см от подошвы шпалы, формирование и уплотнение балластного слоя;
− постановка пути на ось в плане и приведение длин переходных кривых и прямых вставок между смежными кривыми в соответствии со скоростями движения поездов;
− выправка, подбивка и стабилизация пути с постановкой на проектные отметки в плане и профиле;
− доведение балластной призмы до требуемых размеров;
− замена инвентарных рельсов на сварные рельсовые плети с постановкой их в оптимальную температуру закрепления со сваркой плетей на длину блок-участка или перегона с ввариванием высокопрочных изолирующих стыков и стрелочных переводов;
− покраска и установка путевых знаков, уборка засорителей от опор контактной сети, на звеньевом пути регулировка зазоров и перешивка пути;
− шлифование поверхности катания рельсов (если рельсы не категории В) и стрелочных переводов;
− капитальный ремонт железнодорожных переездов;
− приведение полосы отвода в соответствие с нормативными требованиями;
− утилизация снимаемых материалов верхнего строения пути, негодных к повторной укладке в путь;
− работы, не вошедшие в вышеизложенные, но предусмотренные Положением о системе ведения путевого хозяйства ОАО «РЖД», выполняются в соответствии с проектной документацией.
10.6.4. При капитальном ремонте пути на старогодных материалах (Крс) последовательность технологических операций и состав работ, входящих в объем ремонта пути аналогичен составу основных работ, входящих в объем капитального ремонта на новых материалах.
Капитальный ремонт на старогодных материалах может выполняться как комплексно со снятием и укладкой рельсошпальной решетки укладочным машинизированным комплексом, так и раздельным способом с заменой рельсов, шпал и скреплений.
10.6.5. На участках 1 – 3 классов при капитальном ремонте стрелочных переводов последовательность технологических операций следующая:
− разбивка и закрепление проектного положения стрелочного перевода;
− замена старого стрелочного перевода на новый блоками со сваркой стыков алюминотермитной сваркой;
− выправка нового стрелочного перевода в плане и профиле на старом щебне;
− глубокая очистка щебеночного балласта от засорителей или замена асбестового балласта и щебня слабых пород на путевой щебень плотных пород на стрелочном переводе и подходах к нему с созданием слоя чистого балласта проектной толщины под железобетонными брусьями – 40 см, под деревянными – 35 см, и его укладкой на поверхность среза балластной призмы с поперечным уклоном в сторону водоотвода 0,02;
− выправка и стабилизация балластной призмы стрелочного перевода и подходов к нему в плане и профиле с постановкой перевода и примыкающего пути в проектное положение и со сплошной подбивкой брусьев и шпал по прямому и боковому направлениям, восстановление водоотводов;
− шлифование поверхности катания рельсов на стрелочном переводе;
− проверка соответствия положения стрелочного перевода проектному.
Капитальный ремонт стрелочных переводов на участках 1 – 3 классов может производиться по другой технологии со снятием старогодного стрелочного перевода, укладкой вместо него инвентарных звеньев с последующей глубокой очисткой балласта, заменой инвентарных звеньев на новый стрелочный перевод, балластировкой и т.д.
10.6.6. При сплошной смене рельсов (РС), выполняемой между капитальными ремонтами бесстыкового пути на участках с грузонапряженностью более 50 млн.т.км бр./км в год и сопровождаемой средним ремонтом пути, последовательность технологических операций следующая:
− разбивка и закрепление проектного положения;
− очистка водоотводов и уборка лишнего балласта с обочины земляного полотна;
− очистка рельсов и скреплений от загрязнителей;
− смазка и опробование гаек клеммных и закладных болтов;
− замена негодных шпал;
− сплошная замена рельсов и дефектных скреплений, окончательное восстановление целостности бесстыкового пути;
− сплошная очистка щебеночного балласта от засорителей на глубину под шпалой не менее 40 см с добавлением балласта или замене загрязненного балласта других видов на глубину не менее 35 см под шпалой, с постановкой шпал по эпюре;
− пополнение балласта в пути до нормированного объема, выправка пути с постановкой по проектным отметкам, стабилизация и отделка пути;
− шлифование поверхности катания рельсов;
− проверка соответствия положения пути проектному.
10.6.7. При среднем ремонте (С) последовательность технологических операций следующая:
− разбивка и закрепление проектного положения;
− очистка рельсов и скреплений от загрязнителей;
− очистка и ремонт водоотводных сооружений;
− замена всех негодных и установка недостающих элементов скреплений, сплошная замена подрельсовых прокладок, замена двухвитковых шайб в уравнительных пролетах, на концах плетей протяжением 25 м и в зоне сварных стыков на 4-х шпалах, а также сплошная замена подрельсовых и нашпальных прокладок в кривых радиусом менее 350 м и 50% в кривых радиусом от 351 до 500 м по обеим рельсовым нитям; на участках со скреплением ДО замена негодных, пополнение отсутствующих подкладок, костылей, противоугонов, их добивка;
− замена дефектных рельсов или дефектных участков плетей;
замена негодных и дефектных шпал в объеме, исключающем потребность в их замене в течение 3 лет (для деревянных шпал);
разрядка напряжений в плетях бесстыкового пути или регулировка и разгонка стыковых зазоров на звеньевом пути;
− смазка и закрепление стыковых, закладных и клеммных болтов при скреплении КБ и ЖБР, шурупов при скреплении ЖБРШ и W30, поправка монорегуляторов при скреплении АРС и, при необходимости, изменение позиции, добивка костылей, перешивка пути, пополнение и поправка противоугонов на звеньевом пути с деревянными шпалами;
− правка сварных и рельсовых стыков;
− снятие регулировочных прокладок на бесстыковом пути и пучинных карточек на звеньевом пути;
− сплошная очистка щебеночного балласта от засорителей на глубину под шпалой не менее 25 см с добавлением нового балласта или обновление загрязненного балласта других видов на глубину не менее 15 см под шпалой с пополнением балласта до нормы, с постановкой шпал по эпюре;
− выправка пути в плане и профиле с постановкой кривых в проектное положение;
− восстановление целостности рельсовых плетей, сварка плетей до длины блок-участка или перегона, включая высокопрочные изолирующие стыки и стрелочные переводы с введением плетей бесстыкового пути в оптимальную температуру закрепления;
− шлифование поверхности катания рельсов;
− ремонт железнодорожных переездов;
− восстановление и покраска километровых, пикетных знаков, знаков закрепления круговых и переходных кривых;
− другие работы, предусмотренные проектной документацией.
10.6.8. При планово-предупредительном ремонте пути (П) последовательность технологических операций следующая:
− разбивка и закрепление проектного положения;
− очистка рельсов и скреплений от грязи, удаление загрязнителей из-под подошвы рельсов и с поверхности балластной призмы в шпальных ящиках;
− смазка, закрепление стыковых, закладных и клеммных болтов;
− замена дефектных скреплений и шпал;
− выправка и шлифование рельсовых и сварных стыков;
− сварка мест временного восстановления плетей бесстыкового пути с введением плетей в оптимальную температуру закрепления;
− разгонка или регулировка стыковых зазоров на звеньевом пути;
− снятие накопившихся в процессе текущего содержания пути пучинных карточек и регулировочных прокладок;
− сплошное закрепление стыковых, закладных и клеммных болтов при скреплении КБ, ЖБР, шурупов при скреплении ЖБРШ и W30, монорегуляторов при скреплении АРС;
− добивка костылей и поправка противоугонов на звеньевом пути с деревянными шпалами, перешивка пути;
− выправка в плане и профиле круговых и переходных кривых с постановкой в проектное положение;
− сплошная выправка пути с подъемкой до 2 см с подбивкой шпал с добавлением, при необходимости, щебеночного балласта, планировка балластной призмы и обочины земляного полотна;
− очистка водоотводов, уборка лишнего балласта и засорителей с обочины и у опор контактной сети;
− ремонт железнодорожных переездов;
− шлифование поверхности катания рельсов;
− другие работы, предусмотренные проектной документацией.
10.7. Условия производства работ в технологических процессах по основным параметрам регламентируются инструкциями, правилами и указаниями ОАО «РЖД»:
основные размеры, нормы содержания и требования к объектам ремонта и содержания пути устанавливают Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации; СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520, СТН Ц-01-95 Железные дороги колеи 1520;
расход материалов верхнего строения пути на все виды работ устанавливают Среднесетевые нормы расхода материалов и изделий на текущее содержание, планово-предупредительную выправку, ремонт пути и других устройств путевого хозяйства;
продолжительность основных и технологических «окон», периодичность их предоставления, закрытие перегонов на весь период ремонта, выработка машинных комплексов на этот период устанавливается Инструкцией о порядке предоставления и использования «окон» для ремонтных и строительно-монтажных работ на железных дорогах ОАО «РЖД»;
порядок обеспечения безопасности движения поездов при производстве путевых работ, сроки действия временных предупреждений и скорости пропуска поездов от начала производства технологического процесса до его завершения, ответственность руководителей работ за выполнение конкретных технологических операций устанавливаются Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ;
порядок ограждения путевых работ регламентируется Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации;
порядок формирования хозяйственных поездов, машинных комплексов и порядок их транспортировки к местам работ и обратно, транспортировка с мест формирования для работы на закрытых для движения поездов перегонах, обработка хозяйственных поездов на станциях, ограничивающих участки работ, и порядок следования на закрытые перегоны устанавливает Инструкция о порядке обращения хозяйственных поездов, сформированных из специального подвижного состава и Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации;
порядок обеспечения требований безопасности труда устанавливают в зависимости от вида опасных и вредных производственных факторов и характера их воздействия на работающих от применяемых материалов, средств технологического оснащения и действий, выполняемых руководителями, Правила по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений и Правила электробезопасности для работников ОАО «РЖД» при обслуживании электрифицированных железнодорожных путей.
10.8. Трудоемкость работ регламентируется действующими в путевом хозяйстве Типовыми технически обоснованными нормами времени на ремонт и содержание пути (ТНВ).
Основой расчета трудоемкости технологического процесса является Ведомость затрат труда, в которой указывается:
наименование работ или технологических операций, последовательность их выполнения устанавливается технологическими процессами;
измеритель учета объема технологической операции регламентируется самой работой и ТНВ;
объем работ регламентируется техническим заданием на разработку технологического процесса и параметрами, изложенными в Приложении 4 – среднесетевые нормативы, принятые для разработки типовых технологических процессов;
за единицу трудоемкости (норму) принимается оперативное время на единицу продукции из сборников ТНВ на конкретную технологическую операцию в человеко-минутах и машино-минутах;
затраты труда определяются путем умножения объема работ на норму оперативного времени;
затраты труда с учетом добавочного времени на частичные затраты по подготовительно-заключительным операциям, обслуживанию рабочего места, на отдых и пропуск поездов определяется путем умножения результатов затрат труда на коэффициент технологического добавочного времени, который принимается в соответствии с таблицей 10.2;
рациональный состав бригады монтеров пути устанавливается ТНВ, количество машинистов, обслуживающих машинный комплекс – штатным расписанием и паспортом машины;
продолжительность работы определяется делением затрат труда на выполнение технологической операции на количество монтеров пути и машинистов;
общие результаты затрат труда считаются раздельно для монтеров пути и машинистов;
по количеству монтёров пути и продолжительности их работы формируется состав бригады в пределах установленных нормативов по численности;
в целях сокращения непроизводственных затрат при переходе рабочих с одной технологической операции на другую, желательно бригады специализировать на определенных видах работы в течение полного рабочего дня. При невозможности обеспечить их однородной работой на одном участке, разрешается перевод рабочих в течение дня на другие объекты.
10.9. После установления численности бригад монтеров пути и машинистов, условий производства работ, состава работ и машинных комплексов, разрабатывают организацию работ по отдельным операциям и в целом на весь технологический комплекс.
Таблица 10.2. Значения коэффициентов добавочного времени
№ п/п | Вид работ | Коэффициенты технологического добавочного времени |
1 | 2 | 3 |
1. | Подготовительные и отделочные работы на всех видах ремонта на перегоне, связанные с движением поездов по двум путям двухпутного участка. | 1,45 |
2. | Подготовительные, основные и отделочные работы, выполняемые в “окно” с организацией движения поездов по соседнему пути. | 1,25 |
3. | Работы на производственных базах, базах комплектации и отдельных монтажных участках. | 1,08 |
4. | Работы на перегоне не зависящие от движения поездов. | 1,08 |
10.10. Формирование и анализ выполнения Директивного плана.
10.10.1. Основные показатели организации работ по реконструкции и ремонтам пути устанавливаются Службой пути территориальной дирекции инфраструктуры совместно с территориальной дирекцией по ремонту пути с учетом конкретных характеристик пути и условий эксплуатации ремонтируемых участков.
Территориальной дирекцией по ремонту пути совместно со службой пути территориальной дирекции инфраструктуры, территориальной дирекцией управления движением разрабатывается Директивный план выполнения ремонтно-путевых работ по направлениям и участкам железной дороги, который утверждается руководством территориальной дирекции инфраструктуры и представляется в Управление пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры, Центральную дирекцию по ремонту пути и Центральную дирекцию управления движением для согласования.
Согласованный Директивный план входит в качестве составной части в ежегодный приказ территориальной дирекции инфраструктуры «Об усилении путевого хозяйства и выполнения плана путевых работ» или документа его заменяющего.
Не позднее 15 февраля года производства путевых работ соответствующие выписки и приложения данного приказа предоставляются территориальным дирекциям по ремонту пути, их структурным подразделениям – исполнителям работ для формирования их плана-графика и его выполнения, разработки технологической документации и организации материально-технического обеспечения.
10.10.2. На ремонтно-путевые работы разрабатываются организационно-технологические и технологические документы, в том числе:
А) организационно-технологические документы:
− Директивный план выполнения ремонтно-путевых работ по направления и участкам железных дороги – для ДРП.
− Проект организации производства ремонтно-путевых работ (ПОРП) для структурных подразделений ДРП.
Б) технологические документы:
− на работы по реконструкции (модернизации) пути:
- проект организации ремонтно-путевых работ (ПОР). (Разрабатывается проектной организацией);
- рабочие технологические процессы и карты (РТП и РТК) по видам работ и на каждый объект. (Разрабатываются исполнителем работ);
на ремонт пути:
- проекты производства ремонтно-путевых работ (ППР) на каждый объект. (Разрабатываются исполнителем работ);
- рабочие технологические процессы и карты (РТП и РТК) по видам работ. (Разрабатываются исполнителем работ).
10.10.3. Проекты организации работ должны состоять из:
− календарного плана;
− ситуационного плана;
− организационно-технологических схем реконструкции искусственных сооружений;
− графика работы составов для перевозки загрязнителей после очистки щебня (вырезки щебня слабых пород или асбестового балласта), разработанного в соответствии с технологией ремонта и местных условий плана и профиля пути для определения мест выгрузки;
− мест выгрузки загрязнителей (захоронение абестового балласта);
− схемы устройства дополнительных блок-постов и съездов;
−технических решений по повышению скоростей пропуска поездов в обоих направлениях при закрытии второго пути для выполнения реконструкции и ремонтов пути (закрепление от угона, снятие ограничений скорости по дефектности элементов верхнего строения пути и т.п.);
− устройства технологических автодорог, подъездов к пути на период производства ремонтных работ на участке;
− схемы размещения жилищно-бытовых помещений при круглосуточной или вахтовой работе;
− организация утилизации засорителей и использованию лишнего старогодного балласта;
− мероприятий и технических средств по обеспечению безопасных условий труда в темное время суток и т.д.
10.10.4. В состав проекта организации производства ремонтно-путевых работ должна входить разрабатываемая исполнителями работ и согласованная руководством службы пути территориальной дирекции инфраструктуры и утвержденная руководством территориальной дирекции по ремонту пути следующая документация:
− план работы структурного подразделения по месяцам;
− график подготовки технических средств к сезону ремонтно-путевых работ;
− график поступления материалов верхнего строения пути;
− график завоза балласта зимнего складирования;
− график сборки звеньев рельсошпальной решетки;
− расчет потребности локомотивов и кондукторских бригад (выполняется структурным подразделением и представляется в территориальную дирекцию по ремонту пути для согласования с причастными службами).
10.10.5. Основой для разработки ППР, разрабатываемого для каждого вида работ и объекта, служит РТП. В состав ППР включаются также следующие вопросы:
− наличие разрешений на строительство, реконструкцию и (или) ремонт объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» (далее – разрешение), актов-допусков на строительство, реконструкцию и (или) ремонт объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» (далее – акт-допуск) и нарядов-допусков на производство работ в зоне действия технических сооружений и устройств железных дорог (далее – наряд-допуск);
− перечень зон совмещенных работ (с учетом работы в местах прохождения подземных коммуникаций), при которых необходимо присутствие представителей причастных структурных подразделений отделения железной дороги;
− график предоставления «окон» в движении поездов на весь период работ с указанием продолжительности «окон» и строительных организаций, привлеченных для работы в период предоставления «окон»;
− строительные генеральные планы на нелинейные объекты точечной застройки, находящиеся в зоне действия технических сооружений и устройств (депо, посты ЭЦ, вокзалы и другие) железных дорог.
10.10.6. В период производства путевых работ постоянно осуществляется контроль за выполнением Директивного плана, а также учет и анализ использования «окон». Контроль осуществляется дистанциями пути, ремонтными предприятиями, территориальной дирекцией по ремонту пути в соответствии с актами сдачи километров для производства работ и приемки выполненных работ – форма ПУ-48 (для реконструкции, капитального ремонта пути на новых и старогодных материалах, капитального ремонта стрелочных переводов, среднего, планово-предупредительного ремонтов пути и сплошной смене рельсов с сопутствующим ремонтом). По остальным видам работ (сплошная замена металлических частей стрелочных переводов, смена переводных брусьев, капитальный ремонт переездов, оборудование переездов устройствами автоматики и т.п.) пользоваться актом ПУ-48а.
10.10.7. Исполнители работ должны постоянно осуществлять анализ использования предоставляемых «окон». В журнале учета использования «окон» должны фиксироваться:
− количество и средняя продолжительность затребованных основных и дополнительных (технологических) «окон»;
− планируемая дата предоставления «окна» и его продолжительность;
− фактическая продолжительность «окна»;
− дата и время использования «окна»;
− фронт работ и скорость движения поездов после «окна»;
− причина и продолжительность передержки «окна» или его отмены.
Анализ выполнения выработки в «окно» при производстве путевых работ представляется в табличной форме , в которой отражаются данные о плановой выработке и продолжительности предоставляемых «окон».
Для учета работы исполнителей работ на закрытом перегоне ведется журнал учета использования закрытия перегона, в котором должны фиксироваться:
− номер и дата разрешения ОАО «РЖД» на закрытие перегона и продолжительность закрытия;
− место работы;
− вид проводимых путевых работ;
− фактическая дата закрытия и открытия перегона;
− фактическая продолжительность закрытия перегона;
− выработка, пог. м в сутки;
− анализ выполнения плана ремонта и выработки на закрытом перегоне представляются в табличной форме.
10.11. Организация движения поездов
10.11.1 .Для обеспечения пропуска плановых вагонопотоков в период предоставления «окон» Центральная дирекция инфраструктуры, Центральная дирекция по ремонту пути, Дирекция по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта должны составлять перспективные планы производства путевых и строительных работ на период действия разрабатываемого расписания движения пассажирских поездов.
Планы работ по всем отраслям хозяйства, связанных с предоставлением «окон» на предстоящий год, разрабатываются территориальной дирекцией инфраструктуры, территориальной дирекцией по ремонту пути с участием строительных и ремонтных организацией и не позднее декабря года, предшествующего производств работ, предоставляются в соответствующие Центральные дирекции.
Центральная дирекция управления движением совместно с Центральной дирекцией инфраструктуры, Центральной дирекцией по ремонту пути, Дирекцией по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта рассматривает подготовленные планы предоставления «окон», и после согласования передают на утверждение руководству ОАО «РЖД». Утвержденные планы работ с предоставлением «окон» не позднее января года производства работ должны быть переданы дорогам, подразделениям Центральной дирекции по ремонту пути, другим предприятиям для исполнения.
10.11.2. Общий порядок планирования и предоставления «окон» установлен «Инструкцией о порядке предоставления и использования «окон» для ремонтных и строительно-монтажных работ на железных дорогах ОАО «РЖД».
«Окна» в графике должны предоставляться оптимальной продолжительности, при которой обеспечиваются минимальные задержки поездов за весь период ремонта и максимальная выработка в «окно» при условии гарантированного выполнения годового объема путевых работ. При этом, как правило, не должны предусматриваться работы с предоставлением «окон» одновременно на двух и более параллельных ходах, а также на нескольких подходах к узлам. При предоставлении «окон» на соседних участках одного направления они должны быть расположены, как правило, в створе, обеспечивающим минимальный съем поездов.
10.11.3. «Окна» для ремонтных и строительных работ должны предоставляться, как правило, в светлое время суток. Перечень работ, которые могут выполняться в темное время суток, и порядок использования «окон» устанавливаются ОАО «РЖД».
10.11.4. Работы по реконструкции, капитальным работам на новых и старогодных материалах при выполнении их на двухпутных (многопутных) участках, как правило, должны выполняться на перегонах, закрытых для движения поездов на 6 – 10 суток. При этом на одном участке разрешается на указанный срок закрывать для движения один из путей перегона.
10.11.5. В целях сокращения общей продолжительности закрытия перегонов и повышения эффективности использования машин и механизмов должны предоставляться «окна» рациональной продолжительности:
− для выполнения работ по реконструкции, капитальным ремонтам пути с выполнением работ по глубокой очистке на однопутных участках – 12 часов;
− для выполнения среднего ремонта пути – 4-6 часов;
− для планово-предупредительного ремонта пути – 4 часа.
Предоставление «окон» продолжительностью более 6 часов на однопутных и более 8 часов на двухпутных участках, а также закрытие перегонов на срок более суток осуществляется на основании разрешения Центральной дирекции управления движением. Заявки на предоставление таких «окон», а также на закрытие перегонов, подписанные первым заместителем начальника железной дороги должны направляться в Центральную дирекцию управления движением – филиал ОАО «РЖД» не позднее, чем за 15 суток до начала проведения работ, если не требуется изменение расписания движения пассажирских поездов по станциям посадки, высадки пассажиров, в противном случае за 55 суток.
Все работы, для которых требуется изменение порядка направления вагонопотоков, сокращение размеров движения грузовых поездов, задержки и изменения следования пассажирских поездов, выполняются с разрешения ОАО «РЖД». Разрешением является телеграмма вице-президента ОАО «РЖД».
10.11.6. Организация движения графиковых и хозяйственных поездов, разработка мероприятий по форсированию пропускной и провозной способности на период предоставления «окон» должны проводиться в соответствии с «Инструкцией о порядке предоставления и использования «окон» для ремонтных и строительно-монтажных работ на железных дорогах ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 29.12.2011 г. № 2560р и «Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации».
10.12. Обеспечение установленных скоростей движения поездов после ремонта железнодорожного пути.
10.12.1. Работы по реконструкции, капитальному ремонту на новых и старогодных материалах, среднему ремонтам пути должны выполняться с применением выправочно-подбивочно-отделочных машин и динамических стабилизаторов пути и быть организованы таким образом, чтобы после выполнения комплекса работ в «окно» состояние пути обеспечивало пропуск одного-двух поездов сразу после «окна» со скоростью не менее 25 км/ч, а последующих – не менее 60 км/ч.
10.12.2. При выполнении работ по реконструкции (модернизации), капитальному ремонту пути на новых и старогодных материалах с укладкой железобетонных шпал с инвентарными рельсами установленная скорость восстанавливается после укладки рельсовых плетей бесстыкового пути, если она не превышает 100 км/ч. При этом до укладки плетей путь должен быть установлен в проектное положение в плане и профиле, балластный слой уплотнен не менее чем тремя проходами выправочно-подбивочных машин (ВПО+ВПР – на основных работах, +ВПР – на отделочных или ВПР+ВПР – на основных работах, + ВПР – на отделочных) и двумя проходами динамических стабилизаторов.
Скорость более 100 км/ч по отремонтированному участку устанавливается не ранее пропуска по нему 350 тыс. т. брутто после укладки новых плетей, окончательной выправки и стабилизации пути ДСП.
10.12.3. При укладке звеньевого пути на деревянных шпалах на работах по капитальным ремонтам, а также при среднем ремонте пути установленная скорость (но не более 100 км/ч) восстанавливается на участке работ после трехкратной выправки пути машинным способом и не менее одного прохода ДСП, а более 100 км/ч – после дополнительного пропуска 700 тыс.т. брутто, окончательной выправки и стабилизации пути.
10.12.4. После работ на закрытом перегоне без обкатки поездами путь должен обеспечивать скорость движения после открытия 100 км/ч (при этом один-два поезда пропускаются по месту работ со скоростью не менее 40 км/ч). Для этого должны быть уложены плети бесстыкового пути и путь окончательно выправлен и стабилизирован ДСП. До укладки плетей балластный слой должен быть уплотнен не менее чем тремя проходами выправочно-подбивочных машин (ВПО+ВПР – на основных работах, +ВПР – на отделочных или ВПР+ВПР – на основных работах, +ВПР – на отделочных) и двумя проходами динамических стабилизаторов. Скорость более 100 км/ч устанавливается после пропуска 700 тыс.т. брутто, и, при необходимости, окончательной выправки и стабилизации пути ДСП.
10.13. Порядок закрытия и открытия перегона
10.13.1. Порядок открытия и закрытия пути (перегона) поездным диспетчером производится в соответствии с требованиями «Инструкции по движению и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации».
10.13.2. Началом и окончанием предоставления «окна» для ремонтных и строительно-монтажных работ считается приказ поездного диспетчера.
10.13.3. Порядок отправления на место работ и возвращения хозяйственных поездов при производстве работ на перегоне или в пределах станции производится в соответствии с требованиями, предусмотренными в главе 8 «Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации».
10.13.4. По окончании ремонтно-путевых работ при условии освобождения фронта работ от хозяйственных поездов представитель дистанции пути перед уведомлением поездного диспетчера об окончании работ дает письменное уведомление электромеханику дистанции сигнализации, централизации и блокировки о возможности включения устройств СЦБ и дистанции электроснабжения – о подаче напряжения в контактную сеть.
10.13.5. Открытие перегона (пути) производится по приказу поездного диспетчера только после получения уведомления (письменно, по телефону или радиосвязи) от начальника дистанции пути или от работника, им уполномоченного (по должности не ниже дорожного мастера), об окончании путевых работ или работ на искусственных сооружениях, об отсутствии на перегоне (пути) хозяйственных поездов (или об их отправлении по правильному пути двухпутного перегона), а также других препятствий для безопасного движения поездов, независимо от того, какая организация выполняла работы.
10.14. Обеспечение качества путевых работ
10.14.1. Основные требования к системе обеспечения качества работ при проведении реконструкции железнодорожного пути приведены в разделе 6 «Положения о проведении реконструкции (модернизации) железнодорожного пути».
10.14.2. При выполнении плановых заданий по объему работ по ремонтам пути должно предусматриваться совершенствование организации путевых работ за счет внедрения системы обеспечения качества, широкого использования прогрессивных комплексов технических средств ресурсосберегающих технологий, повышения уровня проектных работ, укрепления трудовой и технологической дисциплины.
Обеспечение качества путевых работ должно включать в себя следующие основные организационно-технические мероприятия:
перспективное (на 5 – 6 лет) планирование путевых работ и выдачу технических заданий на проектирование за 1,5 – 2 года до начала работ;
разработку проектов путевых работ проводить только после выполнения полного комплекса обследовательских и изыскательных работ в соответствии с требованиями к проведению обследовательских и изыскательских работ, представленных в Приложении 2 настоящих Технических условий;
при проведении работ по ремонтам пути предусматривать протяженность участков работ не менее перегона с примыкающими станциями;
на основании результатов обследовательских и изыскательских работ устраивать разделительный слой между очищенным щебнем и основной площадкой земляного полотна из геотекстиля, георешетки, геосетки, а на участках с пучинами укладывать плиты пенополистирола;
безусловное выполнение всего ремонтного комплекса, предусмотренного проектной документацией, включая работы по земляному полотну, устройству новых, очистке и ремонту водоотводных сооружений, ремонту стрелочных переводов, переездов, качественной очистке щебеночного балласта, постановке шпал по эпюре, нормативному закреплению промежуточных скреплений, тщательной отделке балластной призмы, уборке материалов верхнего строения пути, шлейфов на обочине земляного полотна;
проведение авторского надзора за выполнением проектных решений и соблюдением технологии ремонтно-путевых работ силами проектных организаций с возложением на них соответствующей ответственности.
10.14.3. Предприятия, занятые выполнением работ по ремонтам пути в процессе производства работ должны обеспечить:
разработку на основе типовых технологических процессов проектов производства работ на каждый участок работ с их утверждением руководителями территориальной дирекции по ремонту пути;
осуществление входного контроля качества материалов верхнего строения пути, поступающих на звеносборочные базы, и обеспечение нормативов по качеству сборки рельсошпальной решетки;
выполнение требований по закреплению проектного положения пути в плане и профиле до начала производства работ.
10.14.4. Применяемые материалы и элементы верхнего строения пути, земляного полотна и искусственных сооружений, используемые при ремонтах железнодорожного пути должны иметь обязательную сертификацию или декларирование соответствия.
После проверки сертификатов качества и определения при входном контроле соответствия качества поступивших на базы материалов верхнего строения пути производится сборка звеньев рельсошпальной решетке.
Оценка качества собранного звена рельсошпальной решетки на железобетонных шпалах производится в соответствии с требованиями «Памятки по контролю качества ремонтов пути и приемки отремонтированных участков пути» №003ц-04 от 30.09.2004 г.
Результаты проверки качества сборки звеньев заносятся в Журнал (или акт промежуточных работ), за подписью мастера производственной базы. Приемку собранных звеньев осуществляют руководители подрядных организаций совместно с представителями заказчика (ПЧ).
10.14.5. На производственных базах ремонтных предприятий (ПМС и др.) должен проводиться входной контроль поступающих материалов верхнего строения пути в соответствии с «Положением о входном контроле материалов верхнего строения пути на производственных базах путевых машинных станций и дистанций пути» (ЦПТ-10/22 от 23.06.2005 г.), а также проверка сертификатов качества материалов верхнего строения пути на соответствие требованиям проекта.
10.14.6. Требования, предъявляемые к обеспечению качества работ по ремонту земляного полотна.
10.14.6.1. Геосинтетические материалы, применяемые для усиления земляного полотна, должны иметь сертификаты и паспорт изготовителя.
10.14.6.2. При проведении земляных работ должны соблюдаться поперечные уклоны поверхностей срезки грунта с созданием условий для отвода воды от земляного полотна, проводиться срезка обочин и выполняться обязательная инструментальная проверка указанных планировочных работ.
10.14.6.3. При выполнении работ должен проводиться постоянный инструментальный контроль выполнения земляных работ, укладки геосинтетических материалов, с составлением необходимых актов на скрытые работы.
10.14.6.4. Производство работ по ремонту водоотводных сооружений должно осуществляться с низовой стороны со строгим выполнением продольных уклонов.
Засыпка дренажных траншей и пространства за лотками должна выполняться грунтом с характеристиками в строгом соответствии с требованиями проекта.
10.14.6.5. Укрепление откосов насыпей, выемок и всех защитных и водоотводных земляных сооружений для исключения размывов должно производиться непосредственно после проведения земляных работ, не допуская значительных перерывов по времени.
10.14.6.6. После прокладки кабеля в земляном полотне во избежание попадания влаги траншея должна быть в тот же день засыпана с применением механизмов или вручную однородным с земляным полотном грунтом при послойном трамбовании с коэффициентом уплотнения не менее 0,98.
10.14.7. Требования, предъявляемые к пооперационному контролю качества выполнения технологических операций.
10.14.7.1. Пооперационный контроль качества выполнения технологических операций при ремонтах железнодорожного пути предназначен для обеспечения отсутствия скрытых дефектов, влияющих на долговременность стабильного состояния пути.
10.14.7.2. Пооперационный контроль качества должен проводиться на производственных базах ремонтных организаций (ПМС и др.), а также непосредственно при выполнении работ по ремонтам железнодорожного пути и после окончания всех работ.
10.14.7.3. Пооперационный контроль качества выполнения технологических операций должен проводиться представителями подрядчика (ПМС и др.) при участии представителей заказчика (ПЧ и др.) и проектной организации, осуществляющей авторский надзор.
10.14.7.4. По результатам пооперационного контроля оформляются документы о соответствии качества выполненных технологических операций проекту, которые представляются рабочей комиссии по приемке железнодорожного пути после его ремонта.
10.14.7.5. При пооперационном контроле качества выполнения технологических операций непосредственно при производстве путевых работ должны контролироваться следующие параметры:
поперечный уклон поверхности среза балластной призмы в полевую сторону не менее 0,04;
качество укладки разделительных и теплоизоляционных покрытий (нетканного материала, пенополистирольных плит и др.), определяемого обеспечением уклона покрытия не менее 0,04 в полевую сторону, а также отсутствие складок, горбов (при пересыпании щебня через подпутную балку на поверхность среза), разрывов при стыковке полос (плит) укладываемых материалов и др.;
качество очистки щебня, характеризуемое количеством засорителей в очищенном балласте не более 5% (по массе), определяемое в соответствии с «Временными техническими условиями на фракционный состав очищенного балласта» ситовым методом (1 проба в двух сечениях балластной призмы на каждом километре пути);
срезка обочин на величину, определяемую проектом, с предварительным выносом необходимых отметок на опоры контактной сети, постоянные сооружения или реперы и последующим измерением (нивелиром, путевым шаблоном и др. – контроль производится на каждой опоре, сооружении, репере);
параметры послойного формирования и уплотнения подшпального основания, предусмотренные проектом (толщины отсыпаемых слоев, модуль деформации поверхностей среза и отсыпаемых слоев после их уплотнения);
положение пути в профиле и плане после уплотнения каждого слоя при послойном формировании подшпального основания относительно проектного положения.
10.14.7.6. При обнаружении некачественного выполнения технологических операций должны быть в срочном порядке устранены причины появления дефектов:
при уменьшении уклона поверхности среза в полевую сторону должно быть скорректировано положение подпутной балки, обеспечивающее уклон не менее 0,04;
складки, разрывы при стыковке полос (плит) защитно-разделительных и теплоизоляционных покрытий должны быть устранены до засыпки их щебнем;
пересыпание щебня через подпутную балку на поверхность среза должно быть устранено за счёт установки экранов на подпутной балке или уменьшения поступательной скорости щебнеочистительной машины;
при некачественной очистке щебня (количество засорителей в очищенном щебне более 5% по массе) должна быть уменьшена поступательная скорость щебнеочистительной машины.
10.14.7.7. После выполнения работ по ремонту пути должна проводиться:
проверка положения пути на соответствие требованиям проекта относительно реперной сети;
проверка соответствия деформационных параметров требованиям проекта с использованием нагрузочного поезда;
выборочная проверка модуля деформации поверхности среза, поверхности балластной призмы (под подошвой шпалы) на соответствие требованиям, предусмотренным проектом. Проверка должна быть проведена на участках с неустойчивым земляным полотном после капитального ремонта с использованием штампового метода не менее, чем в двух сечениях на 1 км пути.
- 2013 Г. Содержание
- 1 Общие положения
- 2 Термины и определения
- 3Классификация железнодорожных путей
- 4 Источники финансирования основных видов путевых работ, требования к их выполнению, состав работ
- 4.1 Источники финансирования работ по реконструкции, ремонтам и содержанию железнодорожного пути и сооружений
- 4.1.1. Основные виды работ, выполняемых за счет инвестиций:
- 4.1.2. Основные виды работ, выполняемые за счет средств, относимых на ремонт пути, подразделяются на:
- 4.1.3. Основные виды работ, выполняемых за счет средств, относимых на текущее содержание пути:
- 4.2 Виды, назначение и состав работ по реконструкции и ремонтам железнодорожного пути
- 4.2.1 Реконструкция железнодорожного пути
- 4.2.2 Капитальный ремонт железнодорожного пути на новых материалах
- 4.2.3 Капитальный ремонт путина старогодных материалах
- 4.2.4 Капитальный ремонт стрелочных переводов
- 4.2.5 Средний ремонт пути
- 4.2.6 Планово – предупредительный ремонт пути
- 4.2.7 Сплошная смена рельсов и металлических частей стрелочных переводов
- 4.2.8 Шлифование рельсов
- 4.2.9 Капитальный ремонт переездов
- 4.2.10 Другие виды работ
- 4.2.11 Работы по капитальному ремонту земляного полотна и искусственных сооружений
- 5 Нормативно-технические требования к конструкциям, типам и элементам железнодорожного пути
- 7 Критерии назначения основных видов ремонтов железнодорожного пути
- 8 Технические условия на проектирование реконструкции и ремонтов железнодорожного пути
- 8.2 Технические требования на проектирование работ по ремонтам железнодорожного пути
- 8.2.1 План и профиль пути
- 8.2.2 Земляное полотно
- 8.2.3 Балластная призма
- 8.2.4 Бесстыковой путь
- 8.2.5 Стрелочные переводы
- 8.2.6 Искусственные сооружения
- 8.2.7 Станции
- 8.2.8 Переезды, пересечения
- 8.2.9 Устройства автоблокировки и связи, кабельные линии
- 9 Требования к разработке проектной и рабочей документации на реконструкцию и ремонты железнодорожного пути
- 9.1 Требования к разработке проектной документации на реконструкцию железнодорожного пути
- 9.2 Требования к разработке проектной документации на капитальный ремонт железнодорожного пути
- 9.3 Проектная и сметная документация на капитальный ремонт железнодорожного пути
- 10 Основные положения планирования, технологии и организации работ по реконструкции и ремонтам железнодорожного пути
- 11 Приёмка участков железнодорожного пути после выполнения реконструкции(модернизации) и ремонтов
- Перечень действующих сборников технически обоснованных норм времени на работы по ремонту и содержанию железнодорожного пути
- Среднесетевые нормативы, принятые для разработки типовых технологических процессов по ремонту железнодорожного пути
- Приложение 3
- Перечень нормативно-технических документов,
- Которыми следует руководствоваться при проектировании,
- Организации и выполнении работ по реконструкции и ремонтам железнодорожного пути
- П.4.1.1 Прогнозирование объемов работ текущего содержания пути для участков, на которых известны объемы работ текущего содержания
- П.4.3 Оптимизация содержания пути по экономическим критериям