4.1 Судовой экипаж.
Для осуществления работ, связанных с непосредственным управлением судном, обслуживанием главных и вспомогательных механизмов, уходом за судном и его оборудованием, каждое судно укомплектовывается судовой командой — экипажем.
Количество членов экипажа устанавливается штатным расписанием в зависимости от типа судна, его размеров и мощности.
Судовой экипаж, возглавляемый капитаном, состоит из командного состава и судовой команды.
К командному составу относятся: капитан, капитаны-дублеры, штурманы (помощники капитана), механик, механики-дублеры, помощники механика, помощники механика по электрооборудованию, радиооператор (начальник радиостанции, радиотехник), судовой медик.
Судовая команда подразделяется на палубную и машинную. Первую составляют боцман, рулевые, матросы, повар (кок), проводники; ко второй относятся электрик, старший моторист, мотористы, машинисты, кочегары.
На несамоходном судне экипаж состоит из шкипера, помощников шкипера и матросов. Число матросов и помощников шкипера определяется штатным расписанием в зависимости от грузоподъемности судна.
Каждый работник речного флота обязан точно исполнять возложенные на него обязанности; неуклонно соблюдать требования законов, приказов, правил и инструкций, действующих на речном флоте; строго хранить государственную и военную тайну; быть честным, правдивым, хорошо знать свое дело и постоянно в нем совершенствоваться; оберегать государственную собственность (суда, пристанские, портовые и гидротехнические сооружения, средства связи, оборудование, материалы, а также принятые к перевозке грузы и багаж); проявлять внимание к пассажирам речного транспорта»; выполнять и перевыполнять установленный план, всемерно добиваясь повышения производительности труда.
Всем членам судового экипажа вменено в обязанность уметь управлять шлюпкой, хорошо плавать, знать практические приемы спасания утопающих.
Нарушение лицами судового экипажа существующих на речном флоте уставов, инструкций и других директивных указаний влечет за собой, в зависимости от степени и характера нарушения, административное взыскание или передачу дела соответствующим органам.
Экипаж судна во главе с капитаном обеспечивает проводку судна в различных навигационных и метеорологических условиях, приемку, сдачу и качественную перевозку грузов, безопасную перевозку пассажиров, сохранность своего и буксируемых (толкаемых) судов.
Механизация и автоматизация производственных процессов на судах облегчили труд экипажей судов и создали условия для дальнейшего повышения производительности труда. При совмещении профессий каждый член экипажа в период своей вахты выполняет одновременно работу по двум должностям (например, капитана и механика, рулевого и моториста и т. д.). В настоящее время значительная часть экипажей судов работает по методу совмещения профессий, поэтому еще большее внимание уделено вопросам облегчения труда и сокращения затрат времени на технические операции путем оборудования несамоходных судов и толкачей автосцепами, электрификации механических приводов подъема якорей на несамоходных судах, установки плавучих причальных средств, строительства мощных и маневренных рейдовых судов, организации снабжения флота на ходу и т. д.
За последние годы на речном флоте широкое распространение получило движение за звание экипажей и ударников коммунистического труда.
Большое значение для повышения производительности труда работников плавсостава и роста их квалификации имеют разработка и внедрение научно обоснованных методов организации труда (НОТ).
План НОТ предусматривает применение передовых приемов и методов труда, улучшение его условий, совершенствование организации, а также обслуживания рабочих мест.
Внедрение НОТ предполагает повышение уровня комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ в портах, механизированную зачистку сухогрузных судов от остатков навалочных грузов, оптимальный режим обработки судов, введение системы комплексного безостановочного обслуживания транзитных судов и составов.
Комплексное обслуживание флота (КОФ) внедрено во многих портах. Оно включает различные виды предоставляемых услуг силами и средствами портов, судоремонтных заводов, мастерскими и другими подразделениями пароходств (портово-эксплуатационными, навигационными, материально-техническими, культурно-бытовыми, медицинскими и т. д.)
Комплексное обслуживание осуществляется по заявкам судов во время грузовых операций или ремонта, а также на ходу — во время проследования судном порта.
Успешное выполнение задач, поставленных перед судовым коллективом, зависит и от теоретической подготовки членов экипажа, их производственно-практических навыков по управлению судном и выполнению судовых работ, от технического состояния руппвнх механизмов и оборудования
- Раздел 1:
- 1.1 Общие сведения о судне.
- 1.2 Схема расположения судовых устройств.
- 1.3 Схема рулевой рубки.
- 1.4 Описание электронавигационных приборов судна.
- 1.5 Радиообмен между судами и диспетчерами.
- Раздел 2
- 2.2 Описать и приложить схему отвала и привала судна, постановки и съемки с якоря
- 2.3 Обязанности матроса 1 класса
- 2.4 Зарисовать ночную ходовую сигнализацию судна
- 2.6 Система мамс, регион а плавучие знаки международной системы мамс для региона а, применяемые на внутренних водных путях
- 2.7 Приложить схему набора судна
- 2.8 Указать коллективные и индивидуальные спасательные средства
- 2.5 Зарисовать плавучие и береговые навигационные знаки, характеристики огней Классификация, общие положения
- 5 Основные параметры и размеры
- 6 Технические требования
- 7 Требования безопасности
- 8 Правила приемки1)
- 9 Методы испытаний
- 10 Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение
- 11 Указания по применению и эксплуатации знаков
- 3.2 Назначение и схемы топливных систем дизеля.
- 3.3 Система охлаждения главных двигателей.
- 3.4 Устройство и основные технические данные о главных двигателях.
- 3.5 Правила технической эксплуатаций.
- 3.6 Судовые энергетические установки.
- 3.7 Основные меры безопасности при эксплуатации судовых паровых котлов.
- 3.8 Проведение ремонта судов.
- 4.1 Судовой экипаж.
- 4.2 Вахтенная служба.
- 4.3 Судовые тревоги.
- 4.4. Общие требования безопасности.