logo
shpory_po_infrastruktur

24 Характеристика инфраструктуры прибрежных пунктов. Их классификация. Основные элементы порта.

Прием грузов, погрузка их на суда и посадка пассажиров для перевозки водным транспортом, выгрузка грузов из судов, выдача их получателям и высадка пассажиров, а также передача груза, доставленного по водному пути на смежные виды транспорта и наоборот, производятся в прибрежных пунктах.

В зависимости от характера и рода деятельности эти пункты подразделяются на порты, пристани и остановочные пункты.

Портом называется прибрежный пункт оборудованный причальными устройствами, береговыми сооружениями и техническими средствами, необходимыми для осуществления грузовых работ, хранения и перевалки грузов, комплексного обслуживания флота, а также обслуживания пассажиров.

Пристань – прибрежный пункт, принимающий и выдающий грузы, багаж, производящий посадку и высадку пассажиров, оборудованный соответствующими техническими средствами для выполнения своих функций.

Остановочный пункт – прибрежный пункт, в котором производится посадка и высадка пассажиров, а также прием и выдача багажа. Остановочные пункты оборудуются простейшими средствами для причала судов.

По назначению порты можно подразделить на транспортные, военные, промысловые и порты-убежища.

По географическому положению различают порты: морские, речные, водохранилищные, устьевые, береговые, лагунные и островные.

По отношению к уровню воды морские порты различают открытые и закрытые.

Закрытые морские портырасполагаются в бассейнах, отделенных от моря шлюзами, открытые – в естественных лагунах.

Так как в порту сочетаются водный и сухопутные виды транспорта, то любой порт должен иметь водную площадь, называемую акваторией порта, и примыкающую к нему сухопутную площадь – территорию порта.

У морских или водохранилищных портов в выделяются следующие дополнительные элементы:

Подходный канал,необходимый для обеспечения достаточных глубин на участке от моря или водохранилища до акватории порта.

Внешние оградительные сооружения, как это видно из самого названия, ограждают акваторию порта в первую очередь от вол­нения и отчасти от заносимости и движущегося льда.

Акватория порта состоит из рейдов– площадей водной поверхности, отведенных для выполнения судами определенных операций.

Площадь акватории, ограниченная окружностью, служащая для разворота судов носит название навигационного рейда.

В крупных портах, в некоторых случаях, суда перегружаются на акватории. Для этой цели на ее акватории выделяется особый участок, называемый перегрузочным рейдом.

Полоса воды у причалов, где стоят суда при производстве перегрузочных операций, называется причальным рейдом.

Составы несамоходных судов, как правило, не могут быть поданы сразу к причалам, поэтому для размещения прибывающих составов на акватории выделяют сортировочный рейд.

Все устройства и сооружения в порту можно разделить на гидротехнические, перегрузочные, складские, транспортные, административно-бытовые и специальные.

Гидротехнические портовые устройства обеспечивают непосредственную связь причала и судов, эффективную и долговечную работу всех взаимодействующих узлов. В их состав входят устройства: причальные, отбойные, швартовые, оградительные, берегозащитные.

Перегрузочные устройства обеспечивают выполнение грузовых операций на причале и на плаву (на оперативном рейде).

Складские устройства.

Транспортные устройства обеспечивают перемещение грузов в зоне порта (внутренний транспорт: автомобили, тележки, электрокары) и за пределами портовых сооружений (внешний транспорт: автомобильный, железнодорожный, речной, морской, трубопроводный, специальный).

Помимо перечисленных устройств немаловажное значение имеют административно-бытовые и специальные портовые устройства.

Все устройства и сооружения в порту можно разделить на гидротехнические, перегрузочные, складские, транспортные, административно-бытовые и специальные.

Причальные сооружения классифицируют по назначению: грузовые, пассажирские, специальные; по планируемому сроку эксплуатации: постоянные и временные; по расположению в плане: фронтальные, пирсовые и бассейновые; по возможности изменения месторасположения: стационарные, передвижные; по конструкции: гравитационные, в виде тонких стенок, свайной конструкции, эстакады.

Причальные набережные образуют профиль прикордонной полосы и поэтому их классифицируют навертикальные, полуоткосные, откосные, полувертикальные и двухъярусные.

Гравитационные причальные сооруженияпредставляют собой сооружение из массивных плит, устойчивость которых обеспечивается их собственным весом. Сооружения подобного рода используются в местах, где затруднительно погружение в грунт опор или свай, например, при скальных грунтах, при наличии значительного количества валунов.

Больверки (причальные сооружения в виде тонких стенок) представляют собой ряд железобетонных или металлических свай, погруженных в грунт вплотную одна к одной.

К набережным свайной конструкции относят причалы, сооружаемые из высоко возвышающихся над уровнем дна одиночных свай, связанных между собой и образующих территорию причала.

К набережным свайной конструкции относят причалы, сооружаемые из высоко возвышающихся над уровнем дна одиночных свай, связанных между собой и образующих территорию причала

25.Хар-ка гидротехнических уст-в

Под портовыми гидротехнсоор-ми пон-ся уст-ва и оборудование, предн-ные для улучшения исп-ия водных путей, безопасной орг-ии портовых работ и обесп-я сохр-ти портово-пристанского хоз-тва.К гидротехнустройствам порта относятся причальные, отбойные, швартовные, берегоукрепительные и оградительные сооружения.

Прич-ми сооруженияминаз гидротехнсооружения, явл-ся осн эл-м причала и предн-ые для швартовки и стоянки судов при пр-ве перегруз операций, посадки-высадки пасс-в, снабжения флота.

Причальные сооружения класс-ют по назначению: груз, пасс, спец; по планируемому сроку экспл-ии: постоянные и временные; по распол-ию в плане: фронтальные, пирсовые и бассейновые; по возможности измен-ия местораспол-ия: стационарные, передвижные; по конструкции: гравитационные, в виде тонких стенок, свайной конструкции, эстакады.

Причальные набережные образуют профиль прикордонной полосы и поэтому их класс-т навертикальные, полуоткосные, откосные, полувертик-ые и двухъярусные.

Больверки (причальные сооружения в виде тонких стенок) предст-т собой ряд железобетонных или металл-х свай, погруженных в грунт вплотную одна к одной.

К набережным свайной конструкции относят причалы, сооружаемые из высоко возвышающихся над уровнем дна одиночных свай, связанных между собой и образующих терр-ю причала.

Иногда, в местах со знач колебанием уровней воды или с систематическим переформ-м русла реки в кач-ве причальных сооружений исп-ся плавучие причалы.

В ряде случаев плавучие причалы в виде дебаркадеров, понтонов, барж-площадок распол-т на акватории порта. Такие причалы наз-т рейдовыми.

26.Хар-ка отбойных и швартовных устр-тв

В процессе обработки флота в речном или морском порту необх-мо, чтобы его причальные сооружения не подвергались ударам и навалам со стороны судов, а крепление судна во время швартовки было надежным. Для этих целей причальные соор-я оснащают отбойными уст-ми и швартовными присп-ями.

Отбойные устр-ва предназн-тся для смягчения удара во время привала судов и предохр-ния причальных соор-ий и судов от повреждения.

Отбойные палы бывают 2 типов – несколько свай (не менее трех), наклонно прибитых к средней, нах-ся в вертик-ом положении (жесткие палы), или несколько вертикально забитых свай, связ-х между собой (упругие палы).

Отбойные стенки пред-т собой палы, попарно соединенные между собой и размещаемые на некотором расст-ии др от др.

Отбойные брусья крепят в вертик положении к лицевой грани набережной стенки, что обесп-ет плавное перемещение судна по вертикали вследст­вие изменения уровня воды или осадки судна во время пр-ва грработ. Брусья изготовляют из твердых пород дерева.

Кранцыявл подвижным типом отбойного приспособле­ния и сост-т из веревочных сеток, заполненных мягким мат-м, например пенькой, резиновых труб, гирлянд старых ав­топокрышек и др. Они прикрепляются к набережной стенке и по мере изм-ия уровня воды поднимаются или опускаются.

Швартовные присп-ия предн-тся для крепления судна к причальному соор-ю во время стоянки.

Рым предс-ет собой железный стержень, вмонтированный в причальное соор-ние, сквозь ушко которого продето железное кольцо или крюк.

Тумбыискобы исп-т для швартовки крупных судов.

Для швартовки судов на рейде или в портах-убежищах служат швартовные бочки. Швартовная бочка предс-т собой стальной корпус, внутри которого закреплена стальная труба, возвышающаяся над уровнем воды.

27.Хар-ка инфр-уры ж/д транс-та: осне подсистемы.

Ж/Д транспорт-многоотраслевое хоз-во, инфр-ра которого включ.:

-ж/д путь с необх-м путевым разв-ем на раздельных пунктах для приёма, скрещения, обгона, расформирования, форм-я и отправления поездов,грузовой обработки ваг-в;

-сооружения для посадки, высадки, обслуживания пасс-в;

-устр-ва для хр-я, погрузки и выгрузки гр-в;

-устр-ва автоматики, телемеханики и связи для обеспечения безоп-ти движения поездов и ускорения вып-я произв-х технол-х процессов;

-сооружения для экипировки,ремонта локом-в и ваг-в;

-устр-ва электроснабжения,включ-е тяговые подстанции и контактную сеть;

-устр-ва водоснабжения и т.д.

28.Хар-ка инф-ры путевого хоз-важ/д

Ж/д путь-инженерное сооружение,предназн-е для обесп-я движения по нему поездов установленной массы с устан-й скоростью.Комплекс хоз мероприятий и пр-х подразделений, также путь со всеми его сооружениями и устр-ми предст. собой путевое хоз-во ж/д.Путевое хоз-во включ также:-объекты произв-ого и служебно-техн назначения;-линейно-путевые предприятия,обесп-е текущее содержание и ремонт пути;-ср-ва механизации ремонтно-путевых работ.

Работы по ремонту и содержанию пути делятся на:1)усиленный капит-й ремонт пути(комплексное обновление всего верхнего строения пути)2)капит ремонт пути(замена рельсо-шпальной решётки на новую или менее изношенную)3)сплошная замена рельсов4)усиленный сред ремонт пути(повышение несущей спос-ти земляного потолка)5)сред ремонт пути(сплошная очистка балластной призмы)6)планово-предупредительная выправка пути7)шлифование рельсов.

Для ремонта пути прим-ют спец путевые машины, обесп-ие комплексную механизацию путевых работ. Путевые машины предн-ны для сооружения верхнего строения пути при строит-ве и ремонте ж/д линий, а также для вып-я всех видов работ при текущем содерж-и пути.

Класс-я путевых машин:

1)по способу вып-ия работ:-машины тяжелого типа, несъемные с пути (струг, путеукладчик, щебнеочистительная, снегоуборочная и др машины);-машины легкого типа (мотодрезины, шпалоподбивочная машина, рельсо-сверлильный станок);

2) по типу привода, обесп-го передвиж-е машины: - с гидравлическим приводом; - с элект-м приводом; - от ДВС с мех передачей;

3) в зав-ти от ходового обор-я: -на ж/ж ходу; - на гусеничном ходу; - на пневматическом ходу; - на комбинированном ходу.

Ключевым эл-м любой путевой машины явл рабочий орган: - для машин,вып-х ремонты верхнего строения пути,исп-ся актвные раб органы(ротеры,конвейеры,элеваторы) и пасс-е(отвалы); - для перевозки и механизир погрузки балласта с дозировкой и автоматизацией разравни-я исп-т вагоны-дозаторы,замена рельсо-шпальной решётки пр0ся спец путевым поездом, в состав которого входят укладоч.кран на ж/д ходу,платформа с роликовым конвейером,локомотив; - для сварки рельсов прим-т рельсосварочные машины,стационарные(исп-ся на предприятиях путевого хоз-ва),передвижные(исп-ся на перегонах),шлифовка головок рельсов вып-ся рельсо-шлифовочным поездом.

Особое место для оценки состояния пути занимает его диагностика.Для данного эл-та инфр-ры особую значимость в системе технич.эксплуатации имеет надзор.Важнейшей составляющей общей диагностики пути явл контроль его верхнего строения.Для оценки сост-я ж/д колеи исп-ся визуальный контроль с исп-м инстр-в(путевые шаблоны,мерные линейки,оптич.приборы),путеизмерит тележки,вагон.Для осущ-я надзора за разв-м внутр.дефектов рельсов исп-ся дефектоскопы и вагонодефектоскопы.

29.Хар-ка системы электроснабжения ж/д

В данную систему входят:

Тяговая сеть сост-т из контактной и рельсовой сетей, а также питающих подстанций.

Рельсовая сеть сост-т из ходовых рельсов, имеющих стыковые электрические соединения.

Контактная сеть предст-т собой конструкцию, обесп-ую передачу энергии от тяговой подстанции к ЭПС и непосредственно к объектам инфр-ры.

На БЧ управлением хоз-м электроснабжения ж/д руководит Служба электроснабжения.

30.Хар-ка инфр-ры локомотивного хоз-ва

Экспл-ые расходы, приходящиеся на данную подсистему инфр-ры ж/д сост-т около 30%издержек ж/д тр-рта.

Лок-ое хоз-во обесп-ет перевозочную деят-ть тяговыми сред-ами и сод-ие их в соот-ии с требованиями.

К объектам инфр-ры локомотивного хоз-ва относятся:1лок-ые депо;2специализированные мастерские по ремонту отдельных узлов локомотивов; 3пункты технического обслуж-ия и экипировки лок-ов; 4пункты смены бригад и базы запаса локомотивов.

Осн депо, в зав-сти от характера работы лок-ов подразд-тся на: гр; пасс; смешанные.

В зависимости от вида тяги: электровозные; тепловозные.

Осн депо наз линейное подразделение ж/д, к которому припис-ся локомотивы.

Оборот депо распол-ся на границах тяговых плеч.

В целях совершенст-ия перевозочного процесса и повышения эфф-ти обесп-ия ПС тягой создаются также: базовые депо (осуществляют крупные виды ремонтов); сетевые депо.

Специализир-ые мастерские, как правило, входят в комплекс объектов инфр-ры лок-ых депо.

Пункты смены лок-х бригад, как правило, распол-ся на участковых станциях. Их кол-во и расположение опр-ся исходя из нормативной продолжи-сти работы бригады.

Пункты экипировки лок-в распол-тся на терр-ии локом депо и на приемо-отправочных путях техн станций.

Пункты техн обслуж-ния лок-в распол-ся в лок-м депо, в пунктах оборота и экипировки лок-в.

Для поддержания ПС в технически исправном состоянии на ж/д стран СНГ и Балтии введена Система планово-предупредительного ремонта и техн обслуж-я. Она включает в себя технобсл-ние, текущий, средний и капит ремонты.

При технм обслуживании ТО-1, ТО-2, ТО-3 вып-ся комплекс работ по обеспе-ю безопасности движения, а также работы для поддержания локомотива в исправном технсостоянии в период его эксп-ии между плановыми видами текущего ремонта.

Текущие ремонты ТР-1, ТР-2, ТР-3 обесп-т надзор и ремонт узлов, агрегатов лок-ов и моторвагонного ПС, замены изношенных деталей, пр-тва плановой ревизии приборов и оборудования. Вып-т их в осн депо комплексные и спеце бригады.При среднем ремонте (СР) произв-ся восстановление экспл-х хар-ик путем ремонта или замены только изношенных и ли поврежденных узлов и деталей, проверяют техне состояние остального оборудования и устраняют обнаруженные неисправности. При необх-ти производят капит ремонт отдельных осн частей оборудования.Капите ремонты КР и КРП производят с целью восстановления экспл-х характеристик, исправности и полного ресурса всех узлов лок-ва. При этих видах ремонта предусм-тся ревизия с разборкой всех узлов и оборудования, замена изношенных новыми или их восст-ие, полная замена проводов и кабелей, а так же модернизация лок-ов и моторвагонного ПС.

31.Х-ка инфр-ры вагонного хоз-ва.

Основные соор-ния и устр-ва, обесп-щие содержание вагонного парка в соот-вии с треб-ями: вагонное депо, пункты тех обслуж-ния, пункты подгот-ки вагонов к пер-ке, пункты экипировки и обслуж-ния спецализир-ого ПС, вагоно-ремонтный завод.

Ваг.депо в зав-ти от специализации выполняют ремонты: деповской и отцепочный, контейнеров, колесных пар, автосцепных устройств, автотормозов.

Ваг.депо располаг-ся на технич.станциях.

Пункты тех.обслуж-ния – распол-ся на всех технич.станциях и на грузовых, где осущ-ся массовая погрузка помимо ремонта предназначенных для осмотра и выявления неисправных вагонов в составе поездов.

Пункты подготовки вагонов к пер-кераспол-ся на технич. и грузовых станциях, осущ-ют текущий ремонт и подгот-ку вагона к отправлению для min-ции задержек в пути след-ния.

Пункты экипировки и обслуж-ния специализ-го ПС распол-ся на станциях, работающих с такими ПС.

В них осуществляются промывочно-пропарочные работы.

Промывочно-пропарочные станции – для подгот-ки цистерн и перевозки нефтепрод-ов.

Вагоно-ремонтные заводы–пром. предприятия ж-д тр-та, заним-ся ремонтом и строит-вом вагонов. Управление данной подсистемой инфр-ры осущ-ся службой вагонного хоз-ва ( 700-800 чел).