13.2. Эксплуатационные свойства дороги
В процессе эксплуатации дороги ее свойства ухудшаются в результате климатических и метеорологических воздействий, а также разрушающих воздействий ТС. Показатели пригодности дороги к эксплуатации определяет ГОСТ Р 50597-93 [2], в соответствии с которым все автомобильные дороги и улицы городов и других населенных пунктов по их транспортно-эксплуатационным характеристикам объединены в три группы:
- группа А — автомобильные дороги с интенсивностью движения более 3000 авт./сут.; в городах и населенных пунктах — магистральные дороги скоростного движения, магистральные улицы общегородского значения;
- группа Б — автомобильные дороги с интенсивностью движения от 1000 до 3000 авт./сут.; в городах и населенных пунктах — магистральные дороги регулируемого движения, магистральные улицы общегородского и районного значения;
- группа В — автомобильные дороги с интенсивностью движения менее 1000 авт./сут.; в городах и населенных пунктах — улицы и дороги местного значения.
Эксплуатационное состояние дороги характеризуется рядом показателей, от которых зависит эффективность работы и безопасность движения: скользкостью, шероховатостью дорожного покрытия, ровностью, параметрами видимости на дороге и др.
В соответствии с ГОСТ проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
Скользкость оценивается коэффициентом сцепления шин с дорогой φ, величина которого должна обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью и быть не менее 0,3 при его измерении шиной без рисунка протектора и 0,4 — шиной, имеющей рисунок протектора.
Снижение коэффициента сцепления происходит в результате действия атмосферных осадков (дождь, снег), загрязнения проезжей части, температурного размягчения асфальтобетонного покрытия. Для сохранения высокого значения коэффициента сцепления в различных природно-климатических условиях предусматривают следующие мероприятия:
- применяют фрикционные материалы (песок, шлак и т.д.);
осуществляют подогрев покрытия (электрическим током, горячей водой или паром);
очищают покрытие от загрязнения;
повышают шероховатость покрытия.
Время, необходимое для устранения причин, снижающих сцепные качества покрытий, в зависимости от вида работ устанавливают с момента обнаружения этих причин, и оно не должно превышать значений, приведенных в табл. 24.
Таблица 24
Время устранения причин, снижающих сцепные качества дороги
Работы по повышению сцепных качеств покрытия | Время, необходимое для выполнения работ, сут., не более |
1. Устранение скользкости покрытия, вызванной выпотеванием битума | 4 |
2. Очистка покрытия от загрязнения | 5 |
3. Повышение шероховатости тпокрытия | 15 |
Сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик приведены в табл. 25.
Таблица 25
Время ликвидации зимней скользкости дорог
-
Группа дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам
Нормативный срок ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки, ч
А
4
Б
5
В
6
Примечание. Нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки — с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.
На дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0 — 2,5 м. Формирование снежных валов не допускается:
на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости;
ближе 5 м от пешеходного перехода;
ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта;
на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром;
на тротуарах.
Под шероховатостью покрытия понимают наличие на его поверхности малых неровностей, не отражающихся на деформации шин и обеспечивающих повышение коэффициента сцепления шин с дорогой. Шероховатость определяется размером микровыступов и остротой утла вершины микровыступа. Высота выступов шероховатой поверхности должна быть достаточна для выжимания воды из зоны контакта шин с покрытием. Для достижения нужной шероховатости дорогу покрывают слоем гранитного щебня размером 8 ... 10 мм на гудроновой связке со средним шагом выступов 6,4 ... 11,0 мм.
Ровность покрытия характеризует удобство движения по дороге, оказывает влияние на скорость автомобиля, безопасность движения. Неровное покрытие создает вредную для водителя вибрацию, усложняет его работу. Ровность измеряют по числу просветов положенной на дорогу трехметровой рейки, а также более сложными приборами — толчкомерами, принцип действия которых основан на замере количества толчков, деформирующих рессоры автомобиля, фиксируемых счетчиком, см/км.
Ровность покрытия проезжей части должна соответствовать требованиям, приведенным в табл. 26.
Повреждение покрытия. В соответствии с ГОСТом покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Предельно допустимые повреждения покрытия, а также сроки их ликвидации приведены в табл. 27.
Таблица 26
Показатели ровности покрытия
Группа дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам | Состояние покрытия и ровности | |
Показатель ровности по прибору ПКРС-2, см/км, не более | Число просветов по 3-метровой рейке, %, не более | |
А | 660 | 7 |
Б | 860 | 9 |
В | 1200 | 14 |
Примечание. Число просветов подсчитывают по значениям, превышающим указанные в СНиП 3.06.03.
Таблица 27
Предельно допустимые повреждения покрытия и сроки их ликвидации
Группа дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам | Повреждения на 1000 м2 покрытия, м2, не более | Сроки ликвидации повреждений, сутки, не более |
А | 0,3 (1,5) | 5 |
Б | 1,5(3,5) | 7 |
В | 2,5 (7,0) | 10 |
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т. п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 80 см и глубине — 5 см.
Видимость в плане и продольном профиле поверхности дороги и объектов на ней также имеет важное значение для БД. Она может существенно уменьшаться в результате появления растительности, снежных отвалов и др. Б этом случае придорожную полосу необходимо расчистить.
Для определения видимости объекта в плане или профиле дороги строится схема обзорности, в которой все объекты и дорога изображаются в одном масштабе. Лучи зрения, прочерчиваемые линиями с места положения глаз водителя в направлении нужного объекта, будут являться геометрическими границами зоны видимости (расстояние VП, Sо она рис. 34).
На пересечениях автомобильных дорог в одном уровне при отсутствии застройки должно быть обеспечено расстояние видимости в соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил, не менее 100 — 350 м в зависимости от категории дорог.
На неохраняемых железнодорожных переездах водителям транспортных средств, находящимся на удалении не более 50 м от ближнего рельса, должна быть обеспечена видимость приближающегося с любой стороны поезда в соответствии с нормами (табл. 28).
Таблица 28
Расстояния видимости на неохраняемых железнодорожных переездах
Скорость движения поезда, км/ч | 121-140 | 81-120 | 41-80 | 26-40 | 25 и менее |
Расстояние видимости, м, не менее | 500 | 400 | 250 | 150 | 100 |
Примечание. Принимается скорость движения пассажирских поездов дальнего следования, а при их отсутствии — наибольшая из скоростей движения пригородных пассажирских поездов или товарных поездов с порожними вагонами.
- Раздел 2 безопасность движения на автомобильном транспорте
- Глава 9 дорожное движение, его характеристики
- 9.3. Выявление закономерностей дорожного движения
- 9.4. Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий
- Глава 10 государственная система управления безопасностью движения
- 10.1. Органы государственной власти и управления
- 10.2. Специализированные органы межведомственной координации
- 10.3. Ведомственные службы безопасности движения
- Рекомендуемые показатели для определения состава служб бд
- 10.4. Правоохранительные и научные организации
- Глава 11. Водитель и безопасность движения
- 11.2. Психические качества водителя
- 11.3. Личностные качества водителя
- 11.4. Физиологические качества водителя
- 11.5. Моделирование в деятельности водителя
- 11.6. Надежность водителя
- Глава 12. Безопасность автомобиля
- 12.1. Активная безопасность автомобиля
- 12.3. Послеаварийная безопасность
- 12.4. Экологическая безопасность
- Глава 13 дорожные условия и безопасность движения
- 13.1. Конструктивные параметры дороги
- 13.2. Эксплуатационные свойства дороги
- 13.3. Инженерное обустройство дорог
- 3. 1. Основные характеристики дорожного движения
- 6.1 Характеристики транспортных потоков
- Функциональные возможности навигационных систем различных классов
- Глава 14 Основные направления работы по обеспечению безопасности движения на атп
- 14.1. Задачи служб и подразделений атп по обеспечению безопасности движения
- 14.2. Организация работы по предупреждению аварийности
- 14.3. Организация учета и анализа причин аварийности
- 14.4. Некоторые сведения по экспертизе дтп
- 14.5. Страхование на транспорте
- 14.6. Организация планирования работы по предупреждению аварийности
- 14.7. Охрана труда и окружающей среды
- 14.8. Ответственность за нарушение правил и норм безопасности дорожного движения
- Уголовная ответственность (извлечение из Уголовного Кодекса Российской Федерации).