Глава 12. Безопасность автомобиля
Говоря о безопасности дорожного движения, мы отмечали, что она зависит от безопасности каждого элемента системы ВАДС. По статистике вследствие неисправности автомобиля происходит 3 — 5 % всех ДТП. На первый взгляд это немного, в то же время это звено (автомобиль) второстепенным не назовешь, так как:
во-первых, 3 — 5 % — это не так уж и мало, если учесть, что в России ежегодно регистрируется порядка 150 тыс. ДТП, то общее количество ДТП по техническим причинам составляет 7 — 8 тыс.;
во-вторых, ДТП, происходящие вследствие технической неисправности автомобиля, приводят чаще всего к очень тяжелым последствиям (несложно представить, к чему приведет отказ тормозов, рулевого управления, элементов ходовой части, учитывая, что, как правило, такие отказы происходят на скоростях, близких к максимальным);
в-третьих, значительная часть ДТП, которые статистика относит к ошибкам водителей, фактически происходят вследствие технической неисправности автомобиля (повышенный шум, вибрация, загазованность кабины и целый ряд других).
Дорожно-транспортные происшествия возникают вследствие отказов следующих узлов автомобиля (общее количество ДТП, вследствие технических неисправностей ТС принято за 100 %):
тормозной системы — 41,3 %
рулевого управления — 16,4 %
ходовой части и шин — 19,2 %
приборов освещения и сигнализации — 7,9 %
других устройств — 15,2 %
итого — 100 %
Рис. 26. Структура безопасности автомобиля
Различают активную, пассивную, послеаварийную и экологическую безопасности (рис. 26).
Под активной безопасностью автомобиля понимают его конструктивные свойства, обеспечивающие надежность движения во все эксплуатационных условиях, то есть направленные на предотвращение ДТП.
Под пассивной безопасностью — его конструктивные свойства, предотвращающие или снижающие степень травмирования участников движения и обеспечивающие восстанавливаемость автомобиля после ДТП.
Под послеаварийной безопасностью — его конструктивные свойства, направленные на предотвращение усугубляющих последствии ДТП.
Необходимо отметить, что все виды безопасности автомобиля взаимосвязаны. В критических ситуациях первоначально в работу должны вступить качества активной безопасности автомобиля и предотвратить ДТП, если они по какой-то причине не срабатывают, то включаются качества пассивной безопасности и снижают степень травмирования участников ДТП, затем вступают в работу качества послеаварийной безопасности, при помощи которых обеспечивается эвакуация людей, предотвращаются возгорания, взрывы автомобиля.
В отличие от первых трех качеств безопасности, которые включаются в работу в экстренных случаях, экологическая безопасность проявляется на протяжении всего срока службы автомобиля.
- Раздел 2 безопасность движения на автомобильном транспорте
- Глава 9 дорожное движение, его характеристики
- 9.3. Выявление закономерностей дорожного движения
- 9.4. Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий
- Глава 10 государственная система управления безопасностью движения
- 10.1. Органы государственной власти и управления
- 10.2. Специализированные органы межведомственной координации
- 10.3. Ведомственные службы безопасности движения
- Рекомендуемые показатели для определения состава служб бд
- 10.4. Правоохранительные и научные организации
- Глава 11. Водитель и безопасность движения
- 11.2. Психические качества водителя
- 11.3. Личностные качества водителя
- 11.4. Физиологические качества водителя
- 11.5. Моделирование в деятельности водителя
- 11.6. Надежность водителя
- Глава 12. Безопасность автомобиля
- 12.1. Активная безопасность автомобиля
- 12.3. Послеаварийная безопасность
- 12.4. Экологическая безопасность
- Глава 13 дорожные условия и безопасность движения
- 13.1. Конструктивные параметры дороги
- 13.2. Эксплуатационные свойства дороги
- 13.3. Инженерное обустройство дорог
- 3. 1. Основные характеристики дорожного движения
- 6.1 Характеристики транспортных потоков
- Функциональные возможности навигационных систем различных классов
- Глава 14 Основные направления работы по обеспечению безопасности движения на атп
- 14.1. Задачи служб и подразделений атп по обеспечению безопасности движения
- 14.2. Организация работы по предупреждению аварийности
- 14.3. Организация учета и анализа причин аварийности
- 14.4. Некоторые сведения по экспертизе дтп
- 14.5. Страхование на транспорте
- 14.6. Организация планирования работы по предупреждению аварийности
- 14.7. Охрана труда и окружающей среды
- 14.8. Ответственность за нарушение правил и норм безопасности дорожного движения
- Уголовная ответственность (извлечение из Уголовного Кодекса Российской Федерации).