Общие понятия о графике и расписании движения поездов
График движения поездов представляет собой графическое изображение следования поездов (рис. 3.1.) в координатных осях времени (горизонтальная ось) и расстояния (вертикальная ось).
Рис. 3.1. Фрагмент графика движения поездов
Следование поездов между раздельными пунктами (по перегонам) изображается наклонной линией, проекция которой на горизонтальную ось равна (в принятом масштабе) времени хода поезда по данному перегону. Эта линия называется линией хода поезда, именуемой иногда ниткой графика. Момент отправления поезда с какой-либо станции соответствует на графике точке пересечения линии хода поезда с осью этой станции. Точно также момент прибытия соответствует на графике точке пересечения линии хода поезда с осью той станции, на которую поезд прибывает.
График движения поездов вычерчивается на сетке, которая состоит из горизонтальных линий, соответствующих часам и десятиминутным интервалам. При этом получасовые деления указывают штриховой линией. С правой и левой стороны графика в вертикальных колонках указываются: названия раздельных пунктов, данные о числе путей на перегонах и станциях, сведения о средствах сигнализации и связи при движении поездов; нормы времени хода поездов по перегонам и другие данные, необходимые для составления графика и пользования им. Кроме того, на графике помещены две таблицы: в первой указываются серия локомотива и масса пассажирских поездов по участкам, во второй — серии локомотивов, нормы длины (в вагонах) грузовых составов и их масса. Устанавливают весовые нормы: участковые — для участковых поездов; унифицированные — на всем направлении для сквозных грузовых поездов; параллельные — для отправительских маршрутов, поездов, следующих двойной тягой и с локомотивами–толкачами без переформирования в пределах направления; дифференцированные — по перегонам участка для сборных, вывозных и других местных поездов, обеспечивающих развоз местных вагонов в пределах участка. Весовую норму для ускоренных грузовых поездов устанавливают отдельно, исходя из мощности применяемого локомотива и требуемой скорости доставки грузов.
График движения строится обычно на стандартной сетке с масштабом времени: 4 мм соответствует 10 мин, и масштабом расстояний: 1,5 мм соответствует 1 км.
Для удобства чтения графика моменты прибытия (или отправления), если они не совпадают с десятиминутным интервалом (например, 3ч 17 мин), обозначаются числом минут сверх ближайшего меньшего десятка. Эта запись делается на графике в тупом углу, образуемом пересечением линии хода поезда с осью раздельного пункта. Над каждой линией хода поезда на перегонах, примыкающих к участковой или сортировочной станции, указывается номер поезда. Нумерация поездов производится в зависимости от их категории и рода движения. Линии хода поездов разных категорий обозначаются разными условными знаками (пассажирские — красные линии, грузовые сквозные — черные, сборные — штрихпунктирные) Стоянка поезда изображается на графике отрезком горизонтальной прямой линии.
Расписание движения поездов — это представление графика движения поездов в табличной форме. В расписании движения поездов указывается на основе составленного графика движения время прибытия, отправления и проследования поездов по каждому раздельному пункту.
- Федеральное агентство железнодорожного транспорта
- Федеральное агентство железнодорожного транспорта
- Рабочая учебная программа по дисциплине
- 1.1 Цели и задачи дисциплины
- 1.4 Содержание курса
- 1.4.1 Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 1.4.2 Содержание разделов и темы дисциплины
- 1.8 Самостоятельная работа
- 1.9 Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 2. Методические указания студентам
- 3. Методические рекомендации преподавателю
- Раздел 1. Общие сведения о железнодорожном транспорте Характеристика железнодорожного транспорта и его место в транспортной системе
- Виды транспорта и их взаимодействие
- Основные показатели работы транспорта
- Габариты на железнодорожном транспорте
- Раздел 2. Устройства и технические средства железных дорог Общие сведения о железнодорожном пути
- Комплекс устройств и схема электроснабжения
- Общие сведения о подвижном составе и его классификация
- Локомотивное хозяйство
- Вагонное хозяйство
- Основные понятия о комплексе устройств автоматики, телемеханики и связи
- Общие сведения о раздельных пунктах
- Раздел 3. Организация железнодорожных перевозок и движение поездов Классификация грузов по объему отправок и скорости доставки
- Понятие о плане формирования поездов
- Классификация поездов
- Маршрутизация перевозок
- Поездная документация
- Общие понятия о графике и расписании движения поездов
- Классификация графиков движения поездов
- Элементы графика движения поездов
- Раздел 4. Метрополитены Общие сведения о метрополитенах
- 4. Материалы текущего и промежуточного контроля. Методическое обеспечение
- Московский государственный университет путей сообщения
- Вопросы теоретического курса
- З а д а ч а №1
- Методические указания к выполнению задачи № 1 «расчет оборота вагона на направлении полигона железной дороги»
- Исходные данные для расчета оборота вагона на полигоне
- Исходные данные для расчета оборота вагона
- «Определение массы состава и полезной длины приемо-отправочных путей»
- Методические указания к выполнению задачи № 2
- Характеристика вагонов и участков
- Характеристика локомотивов
- Рекомендуемая литература