logo
учебник и мет пособие по ЖД

Классификация поездов

В плане формирования указываются категории отправляемых поездов, станции их формирования и расформирования, а для порожних составов — род вагонов.

План формирования классифицирует грузовые поезда по условиям формирования:

по условиям проследования до станции назначения:

по дальности следования и скорости движения: скорые, ускоренные, молочные, овощные и др.;

по состоянию включаемых вагонов в поезд: груженые, порожние, комбинированные — из груженых и порожних вагонов;

по числу групп вагонов в составе поезда:

Поезд, сформированный из вагонов пассажирского парка и предназначенный для перевозки пассажиров, называется пассажирским. Пассажирские поезда по видам сообщения делятся на дальние, следующие на расстояния свыше 700 км; местные — до 700 км и пригородные — до 150 км. Поезд скорый, скоростной и высокоскоростной — это поезда, обращающиеся со скоростями в интервалах 141160, 161200 и свыше 200 км/ч соответственно.

Также формируются почтово-багажные поезда из вагонов пассажирского парка, предназначенных в основном для перевозки почты и багажа с включением отдельных вагонов для перевозки пассажиров. На малодеятельных линиях формируются грузо-пассажирские поезда из вагонов грузового и пассажирского парков, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров. Если в грузовой поезд поставлено 10 и более вагонов, занятых людьми, то он называется людским.

По старшинству поезда делятся на внеочередные и очередные. К внеочередным относятся пожарные и восстановительные поезда, снегоочистители, одиночные локомотивы, автомотрисы и дрезины несъемного типа, назначаемые для восстановления нормального движения и тушения пожара. Очередные поезда: пассажирские скорые, пассажирские всех остальных наименований, почтово-багажные, воинские, грузо-пассажирские, ускоренные грузовые, грузовые, хозяйственные поезда и локомотивы без вагонов. Хозяйственными называются поезда, обслуживающие собственные нужды железной дороги (перевозки балласта, рельсов, шпал и др.).

Каждому поезду в зависимости от его категории на станции формирования присваивают номер согласно классификации. Поездам частных перевозочных компаний присваивают отдельные номера, независимо от категории поезда. Кроме номера каждому грузовому поезду на станции его формирования присваивается индекс, который не изменяется до станции расформирования. Индекс грузового поезда представляет собой специальный код, состоящий из 10 цифр, первые четыре из которых являются единой сетевой разметкой (ЕСР) станции формирования, следующие две — порядковым номером состава, сформированного на этой станции за планируемые сутки, а последние четыре — ЕСР станции назначения поезда.