6. Содержание грузовой и коммерческой работы
Грузовая и коммерческая работа занимает важное место в эксплуатационной деятельности железных дорог и включает комплекс вопросов, связанных с перевозочным процессом, главным образом, с его начальными и конечными операциями — погрузкой и выгрузкой, с организацией Прогрессивных видов перевозок — пакетных, контейнерных и маршрутных. К грузовой и коммерческой работе относятся также вопросы использования вагонов и контейнеров по времени и грузоподъемности, взаимодействия с другими видами транспорта, разработки и соблюдения условий и Правил перевозок грузов, обеспечения их сохранности, планирования перевозок, механизации погрузочно-разгрузочных работ и многие другие. Правовой основой грузовой и коммерческой работы является Устав железных дорог, а также правила и условия перевозок, и соглашения в международных сообщениях, заключаемые в установленном порядке .Растущие объемы перевозок грузов требуют создания мощной базы грузового хозяйства на местах общего пользования и подъездных путях, внедрения новой, более производительной техники, передовой технологии, постоянного совершенствования организации перевозочного процесса и управления им, ускорения разработки и внедрения автоматизированной системы управления железнодорожным транспортом в целом (АСУЖТ) и его подсистем «Управление грузовой и коммерческой работой» (АСУМ) и «Управление перевозкой грузов в контейнерах» (АСУ контейнер), а в перспективе внедрения единой для всей сети без документной технологии перевозки грузов.
7. Грузы перевозимые жел. дор. Определяется парком грузовых вагонов. Грузовые вагоны должны удовлетворять определенным эксплутационным требованиям, обеспечивающим рациональное их использование, сохранность перевозимых грузов и минимальные транспортные расходы.
По способу загрузки вагоны делят на открытые и закрытые.(Платформы, думпкары, транспортеры) (крытые вагоны, цистерны, изотермические и часть специальных-зерновозы, цементовозы)
Специальные вагоны: думпкары, хопперы, двухъярусные автомобильные платформы, вагоны для перевозки живой рыбы. Важной характеристикой грузового вагона является его грузоподъемность, максимальная нагрузка вагона.
8.Мероприятия по улучшению использования грузоподъемности и вместимости вагонов
Улучшение использования грузовых вагонов по времени, грузоподъемности и вместимости позволяет либо сократить их потребность и снизить капитальные затраты на постройку и эксплуатационные расходы на содержание и ремонт, либо освоить возросший грузооборот при том же рабочем парке вагонов. Достигается улучшение использования вагонов повышением их производительности.
Средняя производительность вагона рабочего парка определяется отношением общего количества эксплуатационных тонно-километров (нетто) к рабочему парку вагонов.
Одной из основных задач улучшения использования вагона является повышение его статической нагрузки. Она определяет степень использования грузоподъемности вагона, которая характеризуется отношением средней статической нагрузки вагона к средней его грузоподъемности. Называют это отношение коэффициентом использования грузоподъемности вагона. Кэффициент использования грузоподъемности значительно колеблется для разных типов вагонов. Наиболее высокие коэффициенты использования грузоподъемности у специализированных вагонов (цементовозы, зерновозы, хопперы-дозаторы), а также у полувагонов.
Значительно колеблется коэффициент использования грузоподъемности в зависимости от плотности груза.
9. ДИСПАРК – автоматизированная система планомерного учета контроля дислокации анализа использования и регулирования парка на ж/д.
Управление парком грузовых вагонов на ж/д тр-те представляет собой совок-ть информ-ых технологий на 3-х уровнях: станция, дорога, управление.
Цель управления – обеспечить полное и своевременное удовлетворение ГВ погрузочными ресурсами при наименьших затратах по доставке перевозимых грузов. Чем больше погрузка, тем выше доходы. Чем меньше затраты, тем ниже эксплуат-ые расходы и как результат достигается максимальная прибыль.
12. Планы перевозок грузов разрабатываются на основе прогноза промышленного и сельского производства, по заключенным договорам на перевозку и заявок грузоотправителей с учетом пропускной и провозной способности ЖД.
План перевозок должен обеспечивать: Полное и своевременное удовлетворение платежа способного способа на перевозки грузов с минимальными транспортными затратами. Эффективное использование ПС, четкое взаимодействие со смежными видами транспорта. Планы перевозок разрабатываются на месячный период и по календарным датам погрузки, в тоннах и вагонах по видам сообщений и жел.дро. отправления по номенклатуре грузов.
13.Основными показателями планов перевозок являются: По сети жел.дор.-отправление грузов в тоннах, грузооборот в тарифных тонно-километрах и среднее время оборота вагона, средняя статическая нагрузка в тоннах, тонно-километры эксплутационные, средняя дальность перевозок.
По дороге -грузооборот в тарифных тонно-километрах и отправление грузов в тоннах по установленной номенклатуре, средне суточная погрузка в вагонах, средняя статическая нагрузка в тоннах, средняя дальность перевозок, прием и сдача грузов в тоннах.
По отделению –грузооборот в эксплутационных тонно-километрах и отправление грузов по установленной номенклатуре, среднесуточная погрузка в вагонах, средне статическая нагрузка в тоннах, распределение грузооборота по видам тяги, прием и сдача грузов.
14,15,16. Маркетинг- комплексная система мер перевозочной деятельности жел.дор по изучению всех факторов влияющих на процесс доставки груза от производителя к потребителю и потребные свойства транспортных услуг. Применяя маркетинг руководители отделений и управления жел.дор получает необходимую информацию о том какие транспортные услуги и почему ими хотят пользоваться ГВ. Оценок тарифов которые клиенты готовы заплатить, о том в каких регионах потребность в перевозках определенного груза наиболее высока, где перевозки могут принести наибольшую прибыль. На основе маркетинга определяется структура ПС, какие линии, какое хозяйство жд наиболее выгодно инвестировать для развития.
18. Планирование маршрутизации перевозок грузов
Планы маршрутизации перевозок грузов составляются при разработке плана формирования поездов. Они бывают годовые и месячные. При составлении плана формирования поездов прежде всего разрабатывают планы маршрутизации перевозок на основе вагонопотоков по направлениям (струям) устойчивого характера.
Годовые планы маршрутизации составляют на основе годового плана перевозок по родам грузов и дорогам назначения. Управления дорог составляют проекты годовых планов организации (формирования) отправительских и ступенчатых маршрутов по специальной программе-заданию, объявленной Министерством путей сообщения. Эти проекты они представляют в установленные сроки на утверждение в МПС. Кроме того, грузоотправители, планирующие перевозки грузов в централизованном порядке и на местах, в заявках на общую перевозку грузов на квартал указывают проект квартального задания по отправлению грузов маршрутами в процентах от общего объема каждого подлежащего перевозке груза. Квартальные задания на перевозку грузов маршрутами рассматриваются и утверждаются в таком же порядке, как и общие планы перевозок грузов, т. е. в порядке, предусмотренном соответствующими правилами планирования.
Проект месячного плана маршрутизации представляют одновременно с развернутым планом перевозок грузов, в нем указывают станции назначения или распыления маршрута. В управлении дороги проверяют технико-экономическую эффективность маршрутов, соответствие проекта плана квартальному заданию и исключают маршруты, которые не сокращают переработку вагонопотока (не проходят ни одной технической станции).
Проект плана перевозок грузов маршрутами на месяц в целом по родам грузов, в вагонах в среднем за сутки дорога представляет в МГ1С, откуда он после утверждения поступает на дорогу одновременно с месячным планом перевозок. Месячные планы маршрутизации для отделений в целом и по родам грузов разрабатывают на основе задания МПС в управлении дороги. Утверждает их начальник дороги. Станции получают месячные планы маршрутизации, утвержденные начальником отделения и составленные на основе задания управления дороги. В первую очередь планируют отправительские маршруты назначением на одну станцию выгрузки или на станции одного диспетчерского участка, затем — на станции распыления с учетом максимального следования их без переработки.
Из оставшегося грузопотока, не охваченного отправительскими маршрутами, организуют отправительские ступенчатые маршруты сначала до одной станции назначения, а затем на станцию распыления.
План организации отправительских и ступенчатых маршрутов должен предусматривать возможные, экономически обоснованные размеры маршрутизации перевозок грузов в целом и по родам грузов, выбор наиболее эффективных видов маршрутизации и наибольшую дальность их пробега (максимально возможное прохождение числа технических станций без переработки). При его разработке учитывают техническую вооруженность станций погрузки и выгрузки (фронты грузовые, средства механизации и т. п.), карты норм массы и длины составов поездов, а также анализ выполнения плана перевозок грузов за прошлый период.
На основании месячного плана маршрутизации в отделении разрабатывают и согласовывают с грузоотправителями календарный план погрузки маршрутов, предусматривающий укрупнение перевозок по дням и назначениям и обеспечивающий выполнение заданий по маршрутизации перевозок. Календарные планы погрузки маршрутов при необходимости могут корректироваться по декадам но согласованию с грузоотправителем.
Маршрутные перевозки импортных грузов и грузов прямого сообщения, передаваемых с водного на железнодорожный транспорт, планирует отделение дороги вместе с начальниками портов (пристаней и перевалочных баз) по декадам с учетом наличия этих грузов и подхода судов с ними.
/Месячные планы маршрутизации перевозок грузов можно разрабатывать на ЭВМ по методике МИИТа. В этих планах устанавливают оптимальные маршрутные назначения и количество вагонов в них: уровень маршрутизации назначения вагонов, включаемых в маршруты с распылением экономию приведенных вагоно-часов или денежных средств уменьшения переработки вагонопотока и число технических станций, освобождаемых от переработки.
Для четкого выполнения плана отправления маршрутов в установленный срок железные дороги обязаны организовать первоочередную подачу исправных вагонов под погрузку грузов для маршрутов, а грузоотправители — в первую очередь загрузить вагоны для маршрута, а затем немаршрутные вагоны.
Основными показателями для анализа и оценки выполнения заданий по маршрутизации перевозок грузов служат:
общее количество вагонов, отправленных за отчетный период в маршрутах, и по родам грузов в среднем в сутки (раздельно для отправительских и ступенчатых маршрутов)доля перевозок грузов маршрутами (уровень маршрутизации). Определяют делением количества вагонов, загруженных и отправленных в маршрутах, на общее количество вагонов, загруженных на станции (отделении, дороге)
средняя дальность следования без переработки всех маршрутов (вагонов) и по родам грузов. Определяют делением маршруто-км (вагоно-км) на количество отправленных маршрутов (вагонов)
количество вагонов, отправленных в маршрутах, с распределением их по поясам дальности и доля каждого из них (в процентах) в общем количестве вагонов, отправленных в маршрутах
общее количество вагонов, отправленных в прямых маршрутах (до станции выгрузки), и по родам грузов и доля их в общем количестве вагонов, отправленных во всех маршрутах (в процентах)
средний состав маршрута (в вагонах). Определяют делением общего количества вагонов, отправленных в маршрутах, на число маршрутов.
- 1.Логистика – производственная сфера экономики. Основана на четком производстве спроса, производства, транспорта и распределение продукции с учетом конъюнктуры рынка.
- 4.Виды сообщений и классификация грузовых перевозок
- 6. Содержание грузовой и коммерческой работы
- 19. Эффективность маршрутизации и передовой опыт
- 24. Классификация и устройство тск транспортно-складских комплексов
- Построение грузовых тарифов