logo
Реферат по основам механизации / Основная часть

2.3 Вязкостные свойства масел

Вязкость – это одна из важнейших характеристик СМ. От нее зависит не только создание жидкостного трения, но также охлаждение, уплотнение, легкость пуска и др. В паспортах на масло указывается кинематическая вязкость. В каждом конкретном случае нужно подбирать ее оптимальное свойство.

Масла с большой вязкостью нужны в случаях: при эксплуатации машин, при высоких t окружающего воздуха; если детали изношены и зазоры увеличены; при работе в условиях большой запыленности; при работе механизма с резко переменными нагрузками (при подборе масла нужно учитывать, что их вязкость зависит от t).

В стандартах на моторные масла приводят значение вязкости при t = 100С, а для всесезонных еще и при t = -18с. В стандартах также приводится индекс вязкости. Индекс вязкости - это безразмерная величина, которая показывает степень изменения вязкости в зависимости от t по сравнению с эталонными маслами. Чем сильнее меняется вязкость с изменением t, тем хуже вязкостные свойства и ниже индекс вязкости.

Масла с высоким индексом вязкости обеспечивают достаточную вязкость при высокой рабочей t, а при низкой не густеют настолько, чтобы затруднить пуск двигателя и работу других агрегатов.

Минеральные масла обладают хорошей смазывающей способностью имеют не достаточно высокий индекс вязкости. Поэтому для того, чтобы повысить индекс их вязкости им добавляют вязкостные присадки.

Оценивая свойства масел необходимо учитывать их t застывания (этот показатель тесно связан с вязкостью). Летние моторные масла застывают при t = -10 -15С (это достигается удалением парафиновых углеводородов при очистке). Зимние t застывания = -30С, к глубоким удалением парафинов экономически невыгодна. Целесообразно применять присадки- депрессоры, которые снижают t застывания (до 1%).