logo
Анализ гидравлических систем управления элеронами и передней опоры шасси на самолете Ту-154

1.6 ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ГИДРОСИСТЕМ

1 Гидросистема

Первая гидравлическая система предназначена для выполнения следующих операций :

- основного управления шасси ;

- основного торможения колес ;

- аварийного торможения колес ;

- управления внутренними интерцепторами ;

- управления средними интерцепторами ;

- управления гидроусилителями и рулевыми агрегатами ;

- управление приводами закрылков.

Номинальное рабочее давление в 1 гидросистеме - 210 , номинальное рабочее давление в линии управления гидроусилителем руля высоты: до редукторов - 210 .Рабочая жидкость - масло АМГ-10 ГОСТ 6794-53.

Основное количество масла содержится в двухполостном баке, в котором для 1 первой гидросистемы имеется своя отдельная полость. Рабочее давление в 1 гидросистеме создается посредством двух гидронасосов НП89, установленных непосредственно на двигателях самолета: один на левом двигателе и один - на среднем.

Суммарная производительность насосов 110 л/мин. Гидронасос имеет переменную производительность с саморегулированием по давлению в системе, а именно: производительность насоса уменьшается с повышением давления в гидросистеме и, наоборот, увеличивается с понижением давления.

Уменьшение производительности насоса происходит в диапазоне повышения давления от 203 до 220 .

В 1 гидросистеме установлены два гидравлических аккумулятора: аккумулятор основной системы и аккумулятор системы аварийного торможения. При работающих двигателях дозарядки гидроаккумулятора 1 гидросистемы и гасителей пульсаций происходит автоматически. Зарядка аккумулятора системы аварийного торможения осуществляется электромагнитным краном ГА184У(позиция 43). Предохранительный клапан, включенный в магистраль давления, предупреждает повышение давления в 1 гидросистеме свыше в случае неисправности системы саморегулирования насосов, а также в условиях проверки системы от источника наземного питания. В случае выхода из строя одного из гидронасосов соответствующие обратные клапаны отключают неработающий насос. Очистка масла в системе происходит :

-перед поступлением в систему через линейный фильтр ;

- перед возвращением в бак через сливной фильтр, установленный в линии слива 1 гидросистемы, у бака ;

- перед поступлением в гидроусилители и рулевые агрегаты через 5-

микронный фильтр.

Для замера давления за ГА-213 (позиция 83) установлен клапан проверки давления 154.80.5601.405.

В полете величина рабочего давления 1 гидросистемы контролируется указателями УИ1-240 дистанционных манометров ИД2-240 (позиция 37), установленными : один на панели энергоузла и гидросистемы бортового инженера и один на верхнем электрощитке пилотов. В линиях основного торможения величина рабочего давления контролируется по указателям УИ1-150 дистанционных манометров ИД-150 (позиция 50), расположенных на верхнем электрощитке пилотов. При обесточенном состоянии электросети на земле величина давления в 1 гидросистеме контролируется по манометру МТМ-400 (позиция 6), установленному в панели бортового питания 1 гидросистемы, включает сигнальные лампы. Лампы сигнализации падения давления установлены : одна - на панели энергоузла и гидросистемы бортового инженера, другая - на верхнем электрощитке пилотов. Зарядка гидравлического аккумулятора аварийного торможения производится от 1 гидросистемы посредством кнопки КНР, расположенной на панели энергоузла и гидросистемы бортового инженера, через кран ГА184У и обратный клапан (позиция 25).

Поскольку система аварийного торможения является замкнутой, в системе установлен предохранительный клапан (позиция 38), перепускающий масло в бак при повышении давления свыше в случае теплового расширения азота в гидроаккумуляторе. Величина рабочего давления в магистрали системы аварийного торможения контролируется указателями УИ1-240 дистанционного манометра ИД2-240 и сигнализатором давления ЭС-200 (позиция 44), который включает сигнальные лампы при падении давления в системе ниже . Сигнальные лампы падения давления в системе аварийного торможения и два указателя УИ1-240 расположена на панели энергоузла и гидросистемы бортового инженера и на верхнем электрощитке пилотов.

Между магистралью давления и линией слива установлен запорный кран, посредством которого производится при необходимости разрядка гидравлической системы ( гидроаккумулятора ).Кран установлен в панели агрегатов 1 ГС.

Проверка действия 1 гидросистемы на стоянке самолета производится от наземного источника с производительностью 110 л/мин, подключаемого к штуцерам панели бортового обслуживания. В случае необходимости проверка действия на земле может бать произведена от насосной станции НС46-2 2 гидросистемы включением посредством переключателя ППК-15К крана ГА165 (позиция 42) 2 системы на 1 систему. Переключатель ППК-15К расположен на панели гидросистемы бортинженера. Производительность насосной станции НС46-2 20л/мин. Бортовой штуцер на панели бортового обслуживания 1 гидросистемы предназначен для заправки маслом бака закрытым способом. Заправка осуществляется через фильтр(позиция 24) и обратный клапан (позиция 25). Основные агрегаты 1 системы смонтированы в нескольких самостоятельных панелях.

Действие системы в полете происходит следующим образом. Масло из полости бака 1 гидросистемы по магистрали всасывания поступает одновременно к двум гидронасосам НП89. От гидронасосов масло под давлением поступает через обратные клапаны и линейный фильтр (позиция 35) к кранам управления отдельных систем :

- редукционному клапану УГ92/2-1(позиция 49) ;

- клапану отключения и через него к электромагнитному крану КЭ47(позиция 64) основного управления шасси ;

-электромагнитному крану ГА-158 управления средними интерцепторами(позиция 79) ;

- электромагнитному крану ГА142/1 управления внутренними интерцепторами (позиция 75) ;

- электромагнитному крану ГА165 включения питания гидроусилителей и рулевых агрегатов (позиция 80) ;

- крану ГА184У зарядки аварийного аккумулятора(позиция 43) ;

- приводу РП60 управления закрылками (позиция 92).

При этом одновременно происходит зарядка гасителей пульсаций и гидроаккумулятора 1 гидросистемы. При включении соответствующего крана масло направляется к исполнительному гидроприводу и заполняет рабочую полость его в то время, как масло из противоположной полости возвращается в полость 1 гидросистемы в баке через возвратную линию системы и сливной фильтр.

2 Гидросистема

Вторая гидравлическая система предназначена для выполнения следующих операций:

- управления поворотом колес передней ноги шасси ;

- управления аварийным выпуском шасси ;

- управления гидроусилителями ;

- управления приводами закрылков.

Номинальное рабочее давление во 2 гидросистеме - 210 .

Номинальное рабочее давление в линии управления гидроусилителями руля высоты: до редукторов 210 , после редукторов . Рабочая жидкость - масло АМГ-10 ГОСТ 6794-53.Рабочее давление во 2 гидросистеме создается посредством одного насоса НП89, с производительностью 55 л/мин.

Вторая гидросистема по своей работе сходна с 1 гидросистемой. В ней применены аналогичные агрегаты: насос НП89, установленный на среднем двигателе, двухполостный бак, в котором для 2 гидросистемы есть своя отдельная полость, гидроаккумулятор, один гаситель пульсаций, предохранительный клапан, линейные фильтры и холодильник, два дросселя постоянного расхода, запорный кран, сигнализатор падения давления, датчик дистанционного манометра, панель бортового обслуживания и сливной фильтр. Назначение этих агрегатов и условия их работы такие же, как и в первой гидравлической системе.

Кроме того, во 2 гидросистеме установлена насосная станция НС46-2 с производительностью 20 л/мин, которая в случае отказа насоса НП89 или двигателя, на котором установлен данный насос, может быть включена для осуществления вышеназванных операций. Включение насосной станции НС46-2 2 гидросистемы осуществляется выключателем ВГ-15К, установленным на панели энергоузла и гидросистемы бортинженера. Помимо этого, насосная станция НС46-2 используется для наземного обслуживания 2 гидросистемы при неработающем двигателе.

Агрегаты 2 гидросистемы, не требующие определенного места на самолете, сосредоточены в отдельной панели 5606.200. В полете величина рабочего давления 2 гидросистемы контролируется указателями УИ1-240 дистанционного манометра ИД2-240, установленными : один на верхнем электрощитке пилотов и другой - на панели энергоузла и гидросистемы бортового инженера. При обесточенном состоянии электросети на земле величина давления во 2 гидросистеме контролируется по манометру МТМ-400, установленному в панели бортового обслуживания 2 гидросистемы. Манометр включается в сеть через дроссель (позиция 22).При падении давления во 2 гидросистеме ниже сигнализатор давления МСТ-100 (позиция 36), установленный в панели агрегатов 2 гидросистемы, включает сигнальные лампы. Лампы сигнализации падения давления установлены : одна - на верхнем электрощитке пилотов и другая - на панели энергоузла и гидросистемы бортового инженера.

При необходимости разрядка системы производится посредством крана, установленного в панели агрегатов 2 гидросистемы. Проверка 2 гидросистемы на стоянке самолета производится от наземного источника с производительностью 55 л/мин, подключаемого к штуцерам панели обслуживания.

Проверка может быть произведена также от насосной станции НС46-2 2 гидросистемы. Масло из полости бака 2 гидросистемы по магистрали всасывания поступает к гидронасосу НП89. От него масло под давлением поступает через обратный клапан (позиция 33)и линейный фильтр (позиция 48) к кранам управления отдельных систем :

- крану ГА163/16 включения золотникового пульта системы поворота колес передней ноги шасси (позиция 59) ;

-крану 5855.000 аварийного выпуска шасси (позиция 74);

- крану ГА165 включения гидроусилителей и рулевых агрегатов (позиция 81);

- приводу РП60 управления закрылками.

При этом одновременно происходит зарядка гасителя пульсаций и гидроаккумулятора 2 гидросистемы. При включении соответствующего крана масло направляется к исполнительному гидроприводу и заполняет рабочую полость его в то время, как масло из противоположной полости возвращается в полость 2 гидросистемы бака через возвратную линию системы и сливной фильтр.

3 Гидросистема

3 гидравлическая система предназначена для выполнения следующих операций :

- дублирующего аварийного выпуска шасси ;

- управления гидроусилителями и рулевыми агрегатами.

Номинальное рабочее давление в 1 гидросистеме - 210 ,

Номинальное рабочее давление в линии управления гидроусилителем руля высоты: до редукторов - 210 . Рабочая жидкость - масло АМГ-10 ГОСТ 6794-53. Рабочее давление в 3 гидросистеме создается посредством насоса НП-89, с производительностью 55 л/мин. Основное количество масла 3 гидросистемы содержится в отдельном гидравлическом баке.

Третья гидросистема по своей работе сходна со 2 гидросистемой. В ней применены аналогичные агрегаты : насос НП89, установленный на правом двигателе, двухполостный бак, гидроаккумулятор, гаситель пульсаций, предохранительный клапан, линейные фильтры и холодильник, два дросселя постоянного расхода, запорный кран, сигнализатор падения давления, датчик дистанционного манометра, панель бортового обслуживания и сливной фильтр. Назначение этих агрегатов и условия их работы такие же, как и во второй гидравлической системе.

В 3 гидросистеме также установлена насосная станция НС46-2 с производительностью 20 л/мин, которая в случае отказа насоса НП89 или двигателя, на котором установлен данный насос, может быть включена для осуществления вышеназванных операций. Помимо этого, насосная станция НС46-2 используется для наземного обслуживания 3 гидросистемы при неработающем двигателе. Агрегаты не требующие определенного места на самолете, сосредоточены в отдельной панели 5606.200.В полете величина рабочего давления 3 гидросистемы контролируется указателями УИ1-240 дистанционного манометра ИД2-240, установленными : один на верхнем электрощитке пилотов и другой - на панели энергоузла и гидросистемы бортового инженера. При обесточенном состоянии электросети на земле величина давления во 3 гидросистеме контролируется по манометру МТМ-400, установленному в панели бортового обслуживания 3 гидросистемы. Манометр включается в сеть через дроссель (позиция 22).

При падении давления в 3 гидросистеме ниже сигнализатор давления МСТ-100, установленный в панели агрегатов 2 гидросистемы, включает сигнальные лампы. Лампы сигнализации падения давления установлены : одна - на верхнем электрощитке пилотов и другая - на панели энергоузла и гидросистемы бортового инженера. При необходимости разрядка системы производится посредством крана (позиция 40), установленного в панели агрегатов 3 гидросистемы.

Действие 3 гидросистемы в полете происходит следующим образом.

Масло из гидравлического бака по магистрали всасывания поступает к гидронасосу НП89. От него масло под давлением поступает через обратный клапан и линейный фильтр к следующим кранам управления :

- дублирующему крану аварийного выпуска шасси ГА165 (позиция 65);

- крану ГА165 включения гидроусилителей и рулевых агрегатов 3 гидросистемы (позиция 82).

При этом одновременно происходит зарядка гасителя пульсаций и гидроаккумулятора 3 гидросистемы. При включении соответствующего крана масло направляется к исполнительному гидроприводу и заполняет рабочую полость его в то время, как масло из противоположной полости возвращается в полость 3 гидросистемы бака через возвратную линию системы и сливной фильтр. Проверка 3 гидросистемы на стоянке самолета производится от наземного источника с производительностью 55 л/мин, подключаемого к штуцерам панели обслуживания. Проверка может быть произведена также от насосной станции НС46-2 3 гидросистемы. Бортовой штуцер на панели бортового обслуживания 3 гидросистемы предназначен для заправки бака закрытым способом.

Заправка осуществляется через фильтр и обратный клапан.

гидравлический система самолет шасси