3. РАСЧЁТ ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ НА ПРОЧНОСТЬ
Рассчитываем на прочность четыре детали: поршень, поршневые кольца, поршневой палец, стержень шатуна. Все расчёты производим на основе данных теплового и динамического расчётов.
3.1. Расчёт поршня
3.1.1. Рассчитываем напряжение изгиба на днище поршня от газовой силы:
,
где
принимаем относительную толщину стенки головки поршня ; относительную радиальную толщину кольца ; радиальный зазор кольца в канавке поршня ; относительную толщину днища поршня .
- из таблицы результатов динамического расчёта.
. Допустимое напряжение для алюминиевых поршней при наличии рёбер жесткости: .
3.1.2. Рассчитываем напряжение сжатия от газовых сил в сечении Х-Х:
,
где - относительная площадь расчётного сечения поршня с учётом ослабления его отверстиями для отвода масла:
где относительный диаметр поршня по дну канавки: ,
диаметр масляного кольца ,
.
Число масляных отверстий .
Допустимое напряжение сжатия для алюминиевых сплавов .
3.1.3. Рассчитываем напряжение разрыва в сечении Х-Х от максимальной инерционной силы (при ц=0):
Допустимое напряжение на разрыв для алюминиевых сплавов .
3.1.4. Напряжение в верхней кольцевой перемычке:
- напряжение среза:
,
где - относительная толщина первой кольцевой перемычки
- напряжение изгиба:
Cложное напряжение по третьей теории прочности:
3.1.5. Удельное давление поршня, отнесённое к высоте юбки поршня:
,
где относительная высота юбки поршня
3.1.6. Удельное давление поршня, отнесённое ко всей высоте поршня:
.
3.2. Расчёт поршневого кольца
3.2.1. Рассчитываем среднее давление на стенку цилиндра:
, где - модуль упругости для стали,
- относительная величина разности между величинами зазоров замка кольца в свободном и рабочем сечении.
3.2.2. Рассчитываем эпюру давления кольца в различных точках окружности:
, где - коэффициент для различных углов ш по окружности кольца.
При
Результаты расчёта эпюры удельного давления кольца:
Ш, град |
0 |
30 |
60 |
90 |
120 |
150 |
180 |
|
1,06 |
1,06 |
1,14 |
0,90 |
0,46 |
0,67 |
2,85 |
||
0,138 |
0,138 |
0,148 |
0,117 |
0,0598 |
0,087 |
0,34 |
По полученным данным строим эпюру давления кольца на стенку цилиндра.
3.2.3. Рассчитываем напряжение кольца в рабочем состоянии:
3.2.4. Рассчитываем напряжение изгиба при надевании кольца на поршень:
,
где m=1,57 - экспериментальный коэффициент, зависящий от способа надевания кольца.
Допустимое напряжение .
3.3. Расчёт поршневого пальца
3.3.1. Рассчитываем удельное давление пальца на втулку верхней головки шатуна:
,
где - относительная длина втулки поршневой головки шатуна,
- относительный наружный диаметр пальца.
,
где k=0,86 - коэффициент, учитывающий уменьшение инерционной силы за счётвычета массы поршневого пальца.
3.3.2. Рассчитываем удельное давление пальца на бобышку:
где - относительное расстояние между бобышками,
- относительная длина пальца.
3.3.3. Напряжение от изгиба поршневого пальца:
где .
3.3.4. Рассчитываем касательное напряжение от среза пальца в сечениях, расположенных между бобышками и головкой шатуна:
3.3.5. Рассчитываем увеличение горизонтального диаметра пальца в его средней части (овализация пальца):
где
3.4. Расчёт стержня шатуна
3.4.1. Рассчитываем напряжение сжатия в сечении В-В от сжимающей силы .
В плоскости качения шатуна:
,
где , - ширина шатуна в среднем сечении B-B;
- ширина шатуна в минимальном сечении;
- наружный диаметр поршневой головки шатуна;
,
- коэффициент, учитывающий влияние продольного изгиба шатуна в плоскости качения шатуна.
3.4.2. Рассчитываем напряжение сжатия в сечении В-В от сжимающей силы в плоскости, перпендикулярной плоскости качения шатуна:
где .
3.4.3. Рассчитываем напряжения от действия растягивающей силы:
3.4.4. Рассчитываем средние значения напряжения цикла:
- в плоскости качения шатуна:
- в плоскости, перпендикулярной плоскости качения шатуна:
3.4.5. Рассчитываем амплитуды напряжения цикла:
- в плоскости качения шатуна:
- в плоскости, перпендикулярной плоскости качения шатуна:
3.4.6. Рассчитываем амплитуды цикла с учетом концентрации напряжений в зависимости от размера и способа обработки поверхности детали:
- в плоскости качения шатуна:
- в плоскости, перпендикулярной плоскости качения шатуна:
3.4.7. Определяем запас прочности шатуна по пределу усталости:
- в плоскости качения шатуна:
- в плоскости, перпендикулярной плоскости качения шатуна:
4. РАСЧЁТ СИСТЕМ ДВИГАТЕЛЯ
4.1. Расчёт системы смазки
4.1.1. Рассчитываем количество тепла, отводимого от двигателя маслом, учитывая, что в современных автомобильных двигателях отводится 1,5ч3 % от общего количества теплоты, веденной в двигатель с топливом.
4.1.2. Рассчитываем циркуляционный расход масла. Массовый циркуляционный расход масла равен:
, при удельной теплоёмкости масла
4.1.3. Рассчитываем стабилизационный расход масла:
4.1.4. Определяем расчетную производительность насоса с учетом утечек масла через радиальные и торцевые зазоры:
4.1.5. Рассчитываем мощность, затрачиваемую на привод масляного насоса:
,
где - избыточное давление масла в системе ( и -соответственно давление масла перед насосом и за насосом),
- напор,
- объёмный расход масла,
4.1.5. Схема системы смазки двигателя
1. Отверстие в звездочке для смазывания цепи; 2. Магистральный канал в распределительном валу; 3. Канал в кулачке распределительного вала; 4. Кольцевая выточка на средней опорной шейке распределительного вала; 5. Маслоналивная горловина; 6. Канал в опорной шейке распределительного вала; 7. Наклонный канал в головке цилиндров: 8. Канал подвода масла к газораспределительному механизму; 9. Главная масляная магистраль в блоке цилиндров: 10. Датчик сигнальной лампы достаточного давления масла; 11. Канал подачи масла к коренному подшипнику: 12. Канал подачи масла к шатунному подшипнику; 13. Масляный картер: 14. Масляный фильтр; 15. Перепускной клапан; 16. Картонный фильтрующий элемент; 17. Противодренажный клапан; 18. Масляный насос; 19. Канал подачи масла от насоса к фильтру; 20. Канал подачи масла из фильтра в главную масляную магистраль; 21. Канал подачи масла ко втулке шестерни привода масляного насоса; 22. Передний сальник коленчатого вала; 23. Канал подачи масла к коренному подшипнику и к валику привода масляного 24. насоса: 25. Валик привода масляного насоса и распределителя зажигания; 26. Впускная труба; 27. Дроссельная заслонка второй камеры карбюратора; 28. Дроссельная заслонка первой камеры карбюратора: 29. Воздушный фильтр; 30. Коллектор вытяжной вентиляции; 31. Пламегаситель; 32. Шланг отсоса картерных газов в задроссельное пространство карбюратора; 33. Вытяжной шланг; 34. Указатель уровня масла; 35. Крышка маслоотделителя; 36. Маслоотделитель; 37. Сливная трубка; 38. Схема вентиляции картера двигателя.
- 1.1.Параметры рабочего тела
- 1.2. Параметры отработавших газов
- 1.5. Расчёт участка подвода тепла
- 1.8. Индикаторные параметры рабочего цикла
- 1.9. Эффективные параметры рабочего цикла
- 1.12. Скоростная характеристика двигателя.
- 2.2. Построение полярной диаграммы сил, действующей на шатунную шейку
- 3. РАСЧЁТ ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ НА ПРОЧНОСТЬ
- 4.2. Расчёт системы охлаждения
- 5. КОНСТРУКТИВНАЯ РАЗРАБОТКА ДВИГАТЕЛЯ
- Список использованной литературы
- Автомобильные двигатели
- Пусковые качества автомобильных двигателей
- Характеристики автомобильных двигателей
- 2911 Производство двигателей и турбин, кроме авиационных, автомобильных и мотоциклетных двигателей
- «Автомобильные двигатели»
- Характеристики автомобильного двигателя
- 13.3. Требования к автомобильным двигателям