logo
Автомобильные двигатели

1.12. Скоростная характеристика двигателя.

Построение внешней скоростной характеристики ведём в интервале , предварительно задавшись шагом , где ;

.

1.12.1. Мощность двигателя:

При ,

1.12.2. Крутящий момент:

При ,

1.12.3 Среднее эффективное давление четырёхтактного двигателя:

При ,

1.12.4. Среднее давление механических потерь:

При ,

1.12.5. Среднее индикаторное давление:

При ,

1.12.6. Удельный эффективный расход топлива:

При ,

1.12.7. Часовой расход топлива:

При ,

Остальные данные приведены в таблице результатов расчета внешней скоростной характеристики.

Результаты расчёта внешней скоростной характеристики:

, об/мин

кВт

Нм

МПа

МПа

,

МПа

г/кВт*ч

кг/ч

11,358

112,980

0,961

0,059

1,02

322,013

3,675

1960

24,933

121,476

1,033

0,086

1,119

354,451

8,83

2960

38,459

124,073

1,055

0,112

1,167

265,440

10,209

3960

50,082

120,770

1,027

0,138

1,165

265,067

13,275

4960

57,947

111,563

0,949

0,165

1,114

283,303

16,417

5960

60,199

96,453

0,820

0,191

1,011

320,147

19,273

60,293

99,268

0,844

0,187

1,031

313

18,872

54,987

75,482

0,641

0,218

0,859

375,6

20,653

2. ДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ

Динамический расчет автомобильного двигателя производится на режиме максимальной мощности по результатам теплового расчета. В результате расчета необходимо определить следующие силы и моменты, действующие в кривошипно-шатунном механизме двигателя:

- избыточное давление газов над поршнем , МПа;

- удельную суммарную силу, действующую на поршень, МПа;

- удельную суммарную силу, воспринимаемую стенками цилиндра (нормальное давление) , МПа;

- удельную силу инерции от возвратно-поступательно движущихся масс , МПа

- удельную силу, действующую вдоль шатуна, МПа;

- удельную силу, дейст-вующую вдоль кривошипа , МПа;

- удельную силу, направ-ленную по касательной к окружности радиуса криво-шипа , МПа;

- крутящий момент от одного цилиндра , Нм;

- крутящий момент от i цилиндров , Нм;

- удельную центробежную силу инерции от неуравно-вешенных вращающихся масс, сосредоточенных на радиусе кривошипа, МПа;

- удельную силу, дей-ствующую на шатунную шейку, МПа.

2.1. Расчет сил, действующих в КШМ

2.1.1. Построение развернутой индикаторной диаграммы в координатах р-б.

Перестройку индикаторной диаграммы из p-V в развернутую диаграмму удельных давлений (в координатах р-б), действующих на поршень, проще выполнить графическим методом Брикса. Метод Брикса заключается в том, что на длине хода поршня построенной индикаторной диаграммы в координатах p-V описывают полуокружность с центром в точке О.

Для учета влияния длины шатуна откладывают от центра полуокружности (точки О) по направлению нижней мертвой точки бицентровую поправку Брикса в масштабе диаграммы:

a= ход поршня (мм)(по заданию) / ход поршня(мм) (по индикаторной диаграмме)=70/176=0,398

Тогда:

,

где - радиус кривошипа;

- отношение радиуса кривошипа к длине шатуна.

Из точки O1 проводим ряд лучей под углами до пересечения с полуокружностью. Проекции концов этих лучей на линии процесса всасывания, сжатия, расширения и выпуска указывают, какие точки рабочего процесса соответствуют тем или иным углам поворота коленчатого вала.

2.1.2. Рассчитываем избыточное давление газов над поршнем:

,

при б=370°

2.1.3. Определяем удельное значение силы инерции от возвратно-поступательного движения масс поршневой группы:

,

при б=370°

Здесь , где конструктивные массы:

- поршневой группы ( поршень из алюминиевого сплава),

- шатуна ,

- неуравновешенные части одного колена вала без противовесов (чугунный литой вал с полыми шейками).

2.1.4. Рассчитываем удельную суммарную силу, действующую вдоль оси цилиндра: ,

при б=370°

2.1.5. Рассчитываем удельную суммарную силу, действующую на стенку цилиндра: ,

при б=370°

2.1.6. Рассчитываем удельную суммарную силу, действующую вдоль шатуна:

,

при б=370°

2.1.7. Определяем удельную силу, действующую вдоль кривошипа:

,

при б=370°

2.1.8. Рассчитываем удельную суммарную силу, действующую по касательной к кривошипу: ,

при б=370°

2.1.9. Определяем крутящий момент от одного цилиндра: ,

где - площадь цилиндра,

при б=30°

Результаты расчета суммарного крутящего момента (порядок работы цилиндров 1342)

б,

град

Цилиндры

,

Нм

1

2

3

4

б°

М, Нм

б°

М, Нм

б°

М, Нм

б°

М, Нм

0

0

0

540

0

180

0

360

0

0

30

30

-201,25

570

-91

210

-85,75

390

320,3

-57,75

60

60

-117,3

600

-159

240

-154

420

126

-304,5

90

90

85,75

630

-99,75

270

-106,8

450

211,75

91

120

120

148,75

660

103,25

300

68,25

480

206,5

526,75

150

150

85,75

690

192,5

330

119

510

112

509,25

180

180

0

720

0

360

0

540

0

0

2.1.10. Определяем средний индикаторный момент:

2.1.11. Рассчитываем удельную центробежную силу инерции от вращающейся массы шатуна, сосредоточенной на радиусе кривошипа:

,

где

2.1.12. Рассчитываем силу, действующую на поверхность шатунной шейки:

при б=370 ,