5. Требования техники безопасности и эргономики к пультам управления
1) Пульты и органы управления судовых технических средств должны быть расположены в легкодоступных и безопасных местах. Размещение устройств, приборов и указателей должно обеспечивать удобство их обслуживания и ведения наблюдений.
Органы управления должны устанавливаться на высоте не более 1800 мм от настила. Для доступа к клапанам, маховикам и другим органам управления, расположенным па высоте более 1800 мм от настила, должны быть предусмотрены площадки с леерным ограждением или оборудован дистанционный привод.
Если органы управления расположены в труднодоступных местах, местах с высокой температурой, парами и вредными газами, следует предусматривать дистанционное управление.
При работе в положении стоя (на постоянных рабочих местах) органы управления обслуживаемых устройств (рукоятки, маховики и др.) должны находиться на высоте от 800мм до 1100мм от палубы или площадки с которой осуществляется управление; при работе в положении сидя -- на высоте от 45 до 750 мм. Для редко используемых органов управления при работе в положении стоя допускается располагать их на высоте от 500 до 1800 мм, при положении сидя -- на высоте 300 до 1200 мм.
Высота установки рычагов должна обеспечивать удобство пользования ими с учетом их верхнего и нижнего положений и необходимого рабочего хода.
Органы управления, охватываемые кистью руки, допускается устанавливать на расстоянии не менее 60 мм один от другого, от бортов и перегородок. Конструкция штурвала рулевого устройства на малых судах должна исключать возможность травмирования при самопроизвольном его вращении.
2) Кнопки включения должны быть утоплены на 3--5 мм за габариты пусковой коробки или защищены кольцами.
Рабочие и крайние положения органов управления, конструкция которых не исключает возможность самопроизвольного перемещения, должны иметь фиксирующие устройства.
Кнопки выключения должны быть красного цвета и иметь надпись «Стоп».
Если оборудование имеет несколько пультов управления и одновременное их использование может привести к травмам, то должны предусматриваться блокирующие устройства, исключающие возможность одновременной работы этих пультов.
3) Рукоятки, маховики и другие органы управления, используемые постоянно, должны перемещаться под действием усилий в пределах 5--40 Н (0,5--4,0 кгс). Для рычагов сцепных муфт, переводных рычагов допускаются усилия до 120 Н (12 кгс). Органы управления, используемые редко, могут перемещаться под действием усилий, приложенных от руки, но не более 120 Н (12 кгс).
Тормозные устройства, приводимые в деист вне рукоятками, не должны требовать приложения усилий свыше 120 Н (12 кгс), педалями -- 300 Н (30 кгс). Ход рукояток не должен превышать 600 мм, педалей -- 250 мм. . Педаль должна устанавливаться не выше 300 мм (в верхнем положении) от настила рабочей площадки, с которой осуществляется правление.
Усилие и ход педалей для тормозов грузовых устройств, применяемых при обычном режиме работы, должны быть уменьшены по крайней мере в 2 раза.
Тумблеры и кнопки управления должны перемещаться под действием усилий 3--5 Н (0,3--0,5 кгс).
4) На грузоподъемных механизмах рукоятки (рычаги) должны быть установлены таким образом, чтобы направление движения рукояток соответствовало направлению вызываемых ими движений.
5) Не следует располагать посты управ-1ения под движущимися частями машин и механизмов и движущимися или находящимися под нагрузкой канатами.
6) Посты управления приводов шпилей, брашпилей, лебедок должны находиться вне линии натяжения канатов и якорь-цепей. Контроллеры шпилей и других механизмов, расположенные на вышележащей палубе, должны устанавливаться так, чтобы с рабочего места оператора обеспечивался обзор всего района работ, обслуживаемого этим механизмом.
7) Посты управления устройствами аварийной отдачи крепления палубного лесного груза должны размещаться в районе жилой надстройки.
8) Усилие, необходимое для открывания-закрывания крышек лазов, люков, горловин и дверей, должно быть не более 160 Н (16 кгс). Крышки лазов, находящиеся на вертикальных переборках, должны быть снабжены устройствами для поддержания их при снятии вручную.
Примечание. Для рукояток задраивания по-штормовому допускается увеличение усилии.
9) В качестве переносных средств малой механизации на судах рекомендуется применять пневматические машины с устройствами, перекрывающими доступ воздуха на пневмопривод при прекращении нажатия на орган управления машиной.
- Введение
- 1. Общая характеристика судна и установленной на нем интегрированной системы управления
- Основные технические данные судна, главного двигателя, судовой электростанции
- 2. Системный анализ комплекса систем управления техническими средствами (КСУ ТС) судовой энергетической установки
- Основные технические характеристики входящих в него систем
- 3. Мониторинговый контроль параметров блока цилиндров ГД
- Информационная модель объекта
- Оценка рабочего режима объекта методом обобщенного параметра
- Прогнозирование изменения рабочего режима объекта методом обобщенного параметра
- Алгоритм мониторингового контроля в виде ГСА
- Мнемосхема системы управления
- 4. Перечень аварийных ситуаций и противоаварийных действий
- 5. Требования техники безопасности и эргономики к пультам управления
- Список литературы
- Глава 4. Судовые автоматизированные комплексы и системы навигации и
- 2.8.1. Автоматизированные системы управления технологическими процессами
- 2.3. Автоматизированные системы управления
- Автоматизированные системы управления
- Автоматизированные системы управления
- Автоматизированные системы управления
- Интегрированные автоматизированные системы управления
- 4) Автоматизированные системы управления:
- Автоматизированные системы управления и связь
- Автоматизированная система управления