7.4 . Требования по обеспечению безопасности перевозок опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов
7.4 .1 . Перевозка опасных грузов автомобильн ым транспортом
Перевозка опасных грузов в Российской Федерации осуществляется в соответствии с «Правилами перевозок опасных грузов автомобильным транспортом (утвержденными Министерством транспорта РФ от 08.08.95 № 73 и зарегистрированными в Министерстве юстиции РФ 18.1 2.95 № 997). Правила разработаны в соответствии с требованиями Европейского Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов ( ADR /ДОПОГ), к которому Россия присоединилась в 1994 г. и содержат широкий круг специальной регламентации к транспортным средствам и дополнительному оборудованию, водительскому персоналу, маркировке опасных грузов и транспортным средствам, орга н изации перевозки и т.д. Кроме того, субъекты РФ помимо общероссийских вводят дополнительные требования, связанные с особенностями осуществления на своей территории перевозок опасных грузов. Это касается, прежде всего, маршрутов осуществления перевозок.
Лицензирование перевозок опасных грузов в РФ производится на основании действующего «Положения о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.97 г. № 322.
Для получения лицензии на осуществление деятельности по перевозке опасных грузов заявитель представляет в лицензионный орган (помимо документов, предусмотренных при перевозках грузов общего назначения) копии свидетельств о непрерывном стаже работы водителей автотранспортных средств данной категории (не менее 3 лет) и о прохождении ими специальной подготовки, а также документы, свидетельствующие о технической возможности транспортных средств осуществлять перевозки конкретных видов опасных грузов. Специальная подготовка водителей имеет целью ознакомление водителей с опасностями, связанными с перевозкой опасных грузов и получение зна н ий, необходимых для уменьшения вероятности дорожно-транспортного происшествия, а в случае такого происшествия - принятия необходимых мер для снижения тяжести его последствий и негативного влияния на окружающую среду.
К опасным грузам относятся вещества и материалы или изделия, которые при транспортировании, выполнении погрузо-разгрузоч ны х работ и хранении могут послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств и других объектов, а также гибели, увечья, отравления, ожогов, облучения людей. В более общем виде можно определить опасный груз, как груз, физические, химические, биологические и др. свойства которого способны оказать отрицательное или катастрофическое воздействие на людей и окружающую среду. Перечень допущенных к перевозке опасных грузов автомобильным транспортом представлен в приложении 1 вышеуказанных Правил. Следует учесть, что в номенклатуре грузов приложения 1 указан ы физико-химические наименования опасных грузов, а не товарные или транспортные.
Документом, определяющим классификацию опасных грузов в РФ является Государственный стандарт «Грузы опасные. Классификация и маркировка» ( ГОСТ 19433-88). Критерием для классификации опасных грузов являются вид и степень опасности груза, которые определяются по показателям, установленным в стандарте.
Класс груза определяется основным (единстве н ным и приоритетным, выявленным по таблице) видом опасности.
Отнесение к подклассам производится по критериям, определенным этим ГОСТом для каждого класса.
Категории определяются наличием или отсутствием дополнительных видов опасности, группы - физическими свойствами (2 класс), категорией упаковки (7 класс) и др.
Государственный стандарт устанавливает следующие классы опасности грузов:
класс 1 - взрывчатые вещества (ВВ);
класс 2 - газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
класс 3 - легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
класс 4 - воспламеня ю щиеся твердые вещества; самовозгораю щиеся вещества; вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
класс 5 - о кисляющие вещества (ОК) и органические перокси ды (ОП) ;
класс 6 - ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);
класс 7 - радиоактивные материалы (РМ);
класс 8 - едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК);
класс 9 - прочие опасные вещества.
Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом осуществляется на основании договора о перевозке, заключаемом автотранспортным предприятием с грузоотправителем (грузополучателем) или по разовым заказам.
Договоры на перевозку опасных грузов заключаются автотранспортными предприятиями с грузоотправителями (грузополучателями) на общих основаниях в соответствии с установленным в Гражданском Кодексе порядке. В заявке на перевозку опасных грузов должны быть указаны наименование и адрес перевозчика, вид перевозок (одноразовая, многоразовая, транзит, экспорт, импорт и т.д.), срок действия лицензии, пункт назначения, характеристика груза, наименование отправителя и получателя, предполагаемый срок доставки. В левом верхнем углу заявки (разового заказа) грузоотправителем (грузополучателем) делается четкая отметка красным цветом «опасный груз».
После принятия заявки автотранспортным предприятием грузоотправитель должен представить товарно-транспортную накладную (4 экземпляра) и аварийную информационную карточку системы информации об опасности, заполнение которой производится по данным изготовителя опасных веществ , сертификат на упаковку.
Н аиболее важным аспектом в системе перевозок опасных грузов является организация перевозок, специфические особенности которой обусловлены действиями разрешительной системы и требованиями безопасности перевозочного процесса. Эта система входит в полномочия ГИБДД МВД Российской Федерации, он а осуществляет выдачу разрешений на перевозку особо опасн ых грузов, согласование маршрутов перевозок и выполнение контролирующих и управляющих функций при транспортировке.
Выбранный перевозчиком маршрут подлежит обязательному согласованию в следующих случаях:
- при перевозке «особо опасных грузов»
- при перевозке опасных грузов, выполняемой в сложных дорож н ых условиях (горной местности), в сложных метеорологических условиях (гололед, снегопад), в условиях недостаточной видимости (туман и т.п.)
- при перевозке, выполняемой колонной более трех транспортных средств, следующих от места отправления до места назначения.
При согласовании маршрута перевозки о п асного груза учитываются особенности схем организации дорожного движения, временное их изменение, эксплуатационное состояние автомобильных дорог, дорожных сооружений и железнодорожных переездов , определяется безопасная скорость движения при перевозке, необходимость и вид сопровождения.
Сог л асование маршрутов перевозки опасных грузов производится в следующем порядке:
- при прохождении маршрута по территории нескольких субъектов РФ и при осуществлении международных перевозок - соответствующими управлениями (отделами, отделениями) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ;
- при прохождении маршрута по двум и более районам - управлением (отделом, отделением) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ;
- при прохождении маршрута по двум и более районам в городе и приравненным к ним административно-территориальным образованиям - управлением, отделом (отделением) ГИБДД, главного управления, управления (отдела) внутренних дел города, а также управления (отдела) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах;
- при прохождении маршрута в пределах одного района, города и района в городе - соответствующим отделом (отделением) ГИБДД управления (отдела) внутренних дел района, города, округа, и района в городе, а также управления (отдела) в н утренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах.
Документальным подтверждением согласования маршрута перевозк и опасных грузов служит маршрутный лист, который должен находиться у водителя при выполнен ии перевозок опасных грузов.
Осуществление перевозок опасных грузов должно производиться с утвержденной «Правилами перевозок опасных грузов автомобильным транспортом» системой информации об опасности (СПО), которая включает следующие основные элементы:
- информационные таблицы для обозначения транспортных средств;
- аварийную карточку для определения мероприятий по ликвидации аварий или инцидентов и их последствий;
- информационную карточку для расшифровки кода экстренных мер указанных на информационных таблицах;
- специальную окраску и надписи на транспортных средствах.
Пример заполнения информационной таблицы для обозначения транспортных средств.
Информацио нн ая таблица для обозначен ия транспортных средств
Расшифровка 345 К Э - кода экстренных мер (К ЭМ):
1 . 3 - применять распыленную воду
4 - применять пену или составы на основе хлад он ов;
5 - предотвратить попадание веществ в сточные воды и водоем
К - необходим полный защитный комплект одежды и дыхательный аппарат
Э - необходима эвакуация людей
2 . 1203 - и дентификационный номер бензина автомобильного по списку веществ ООН
3 . Цифры 3.1 на знаке опасности означают номер класса и подкласса опасного груза по ГОСТ 19 433-81.
Аварийная карточка СИО при перевозке прилагается к путевому листу и находится у водителя или сопровождающего лица и помогает принять правильные экстренные меры при возникновении аварийной ситуации, а также расследовать причины аварии.
Аварийная карточка заполняется грузоотправителем на основании условий безопасной перевозки, ГОСТов, ОСТов, технических условий изготовителей и паспорта безопасности на конкретное опасное вещество и изделие.
Аварийная карточка включает в себя следующие основные положения:
- техническое наименование опасного вещества;
- другие наименования (синонимы);
- идентификационный номер вещества по списку ООН;
- класс и подкласс опасного вещества;
- код экстренных мер (КЭМ);
- физико-химические свойства вещества;
- пожаро- и взрывоопасность вещества;
- опасность для человека;
- средства пожаротушения и нейтрализации вещества;
- меры первой помощи и индивидуальные средства защиты.
В странах ЕС согласно правилам ADR /ДОПО Г (добавление В.5, маргинальный номер Rn 250001) транспортное средство маркируется предупредительной табличкой, информирующей о характере опасного груза и о номере данного вещества по номенклатуре ООН.
Табличка имеет размеры 30 0×400 мм и горизонтальной линией разделена на две равные части. В верхней части таблички обозначается вид опасности по ДОПОГ (2 или 3 цифры), в н ижней части идентификационный номер ООН. Все соответствующие номера и обозначения приведены в таблице № 1 ДОПОГ ( Rn 250000). Фон таблички оранжевый, окантовка, поперечная полоса и цифры - ч е рного цвета толщиной линии 15 мм.
Перевозчикам опасных грузов следует обращать особое внимание на возможность совместной перевозк и на одном транспортном средстве опасных грузов различных классов опасности, определяемой в приложении «Правил перевозок опасных грузов автомобильным транспортом», а также - с грузами общего назначения.
Действующий государственный регламен т определяет и дополнительные требования к транспортным средс твам, перевозящим опасные грузы (дифференцировано по классам): перевозки должны осуществляться специализированными или специально приспособленными транспортными средствами, иметь дополнительное оборудование, оснащаться информационными табл ицами для обозначения транспортных средств и др.
Государственный технический осмотр автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, проводитс я 2 раза в год.
7.4.2 . Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобил ьным транспортом
Отнесение грузов к категории крупногабаритных и тяжеловесных грузов, а также требования и порядок осуществления перевозок таких грузов определяются «Инструкцией по перевозк е крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации» (Утверждено Минтрансом РФ от 27.0 5.1996 г., зарегистрировано Минюстом Р Ф 8.08.1996 г. № 1146).
Тяжеловесны й груз - транспортное средство масса которого с грузом или без груза и(или) осевая масса превышает хотя бы один из установленных параметров.
Крупногабаритный груз - транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза по высоте, ширине или длине превышают хотя бы одно из установленных значений.
Перевозка по дорогам круп н огабаритных и тяжеловесных грузов может производиться только на основании специальных разрешений. Контроль за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов автотранспортного средства проводят органы управления дорог, органы Государственной автомобильной инспекции безопасности дорожного движения и Российской транспортной инспекции Минтранса РФ.
Специальное разрешение на перевозку выдается после внесения платы владельцами или пользователями транспортных средств за ущерб, причиненный дорогам и дорожным сооружениям. Перевозчик получает разрешение у соответствующих дорожных органов на территории ведения которых начинается маршрут движения транспортного средства, разрешения с дорожными органами других территорий, по которым проходит маршрут перевозки не требуется.
После получения разрешения перевозчик согласовывает перевозку с ГИБДД МВД РФ, ГУВД, УВД субъектов РФ, на территории обслуживания которых начинается маршрут перевозки. По согласованию определяются специальные требования к порядку перевозки груза, исходя из условий обеспечения безопасности дорожного движения. По завершению согласования выдается пропуск н а право движения транспортного средства.
Если маршрут перевозки проходит через железнодорожные переезды, по железнодорожным мостам, а также по иным сооружениям, находящимся в ведении железнодорожного транспорта, необходимо допол н ительное согласование с начальн иком дистанции пути железной дороги в следующих основных случаях:
1 . При ширине транспортного средства (с грузом или без груза) 5 м и более и(или) при высоте от поверхности дороги - 4,5 м и более.
2 . При общей длине автопоезда, состоящего из тягача и одного прицепа, более 20 м.
3 . При движении автопоезда с двумя и более прицепами.
- Раздел 6 обеспечение надежности водительского состава
- 6.1 . Определение понятия надежности водителя
- 6.2 . Некоторые аспекты совершенствования профессиональной подготовки водителей
- 6.3 . Работа с водителями на предприятии
- 6.4 . Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения
- 6.5 . Наиболее распространенные болезни водителей
- 6.6 . Возмещение вреда здоровью водителя при возникновении профессионального заболевания или несчастного случая на производстве
- 6.7 . Лекарственные средства и безопасность движения
- 6.8 . Алкоголь и безопасность дорожного движения
- 6.9 . Условия труда на рабочем месте водителя
- 6.10 . Режим труда и отдыха водителей автомобилей
- 6.11 . Психофизиологический профессиональный отбор (подбор) водителей
- 6.12 . Оказание доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дтп
- Приложения
- Перечень общих медицинских противопоказаний к допуску в контакте с вредными, опасными веществами и производственными факторами, а также на работы в соответствии с приложениями № 1 и № 2
- Табель оснащения кабинета профилактических осмотров водителей автотранспортных средств
- Журнал учета п редрейсовы х и п ослере йсо вы х медосмотров
- Форма для ана л иза результатов предрейсовы х медосмотров
- Время обнаружения алкоголя в выдыхаемом воздухе в зависимости от вида и количества спиртного напитка
- Время сохранения алкоголя в крови в зависимости от вида и количества спиртного напитка
- Образец графического заполнения рекомендуемого ежедневного контрольного листа
- Инструкция по ведению лич н ой контрольной книжки
- Раздел 7 организация работы по безопасности движения на транспортном предприятии
- 7.1 Технические средства, используемые в работе специалиста по бд. Оснащение и организация работы кабинета бд в предприятии
- 7.2 . Повышение квалификации водителей. Основы ситуационного обучения
- Типовые формы документов по безопасности дорожного движения и рекоме н дации по их ведению и заполнению журнал учета дорожно-транспортных происшествий
- Рекомендации по заполнению формы учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств
- 1 . Общие положения
- 2 . Раздел 1
- 3 . Раздел 2
- Форма учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств (утверждена Приказом Минтранса России от 02.04.96 № 22)
- Раздел 1 . Сведения, подлежащие сверке с территориальными органами внутренних дел
- Раздел 2 . Сведения внутреннего характера, подлежащие выяснению в процессе проведения служебного расследова н ия
- Акт служебного расследова н ия дорожно-транспортного происшествия
- Журналы учета инструктажей, проводимых с водительским сост а вом предприятия, организации
- Виды инструктажей и их структура
- Журнал учета предрейсового, периодического , сезонного и специального инструктажей, проводимых с водительским составом предприятия, организации
- Журнал регистрации вводного инструктажа водительского состава
- Журн а л учета предрейсовых и посл ерей совы х медицинских осмотров
- Примерная форма личной карточки водителя
- Лич н ая карточка водителя
- Листок прохождения стажировки водителе м транспортного средства
- Листок прохождения стажировки водителе м транспортного средства
- Журнал учет а нарушен ий Правил дорожного движения, п равил технической эксплуатации и других правил перевозок, связанных с обеспечением безопас н ости движения, которые допустили водители предприятия
- Журнал учета нарушен и й Правил дорожного движения, Правил технической эксплуатации и других правил перевозок, связанных с обеспечением безопасности движения, которые допустили водители предприятия
- 7.3 . Инструментальный технический контроль автотранспортных средств
- 7.4 . Требования по обеспечению безопасности перевозок опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов