logo search
Тексты лекций ВСП 05 тема 2doc

23, 26 И 36 — воздушные вентили; 24 — фильтр тонкой очистки; 25 и 37 — манометры;

27 — штуцер для постоянной пристыковки прицепа-цистерны ПЦ-6,7-5207В;

28 — мановакуумметр; 29 — счетчик; 30 — фильтр грубой очистки;

31 — предохранительно-перепускной клапан; 32 — насос СЦН-60; 33 — вентиль насоса;

34 — редуктор; 35 — коробка отбора мощности;

1СУ — сигнализатор предельного уровня горючего;

2СУ — сигнализатор наличия воды в отстойнике;

3СУ — сигнализатор уровня горючего в цистерне; ВР — воздухораспределитель;

1СД — сигнализатор давления счетчика моточасов;

2СД — сигнализатор давления сигнализатора уровня 1СУ;

3СД — сигнализатор давления пневмоэлектроклапана;

4СД — сигнализатор давления в раздаточной магистрали; ПЭК — пневмоэлектроклапан;

ПР — пневмокамера редуктора; ПЦД — пневмоцилиндр регулятора оборотов двигателя;

ПКМС — пневмокамера муфты сцепления; КР — кран управления насосом

Специальное оборудование ТЗ-22 (ТЗ-22М) состоит из цистерны для горючего, топливного насоса, топливных фильтров тонкой очистки, счетчиков, силовой установки, системы трубопроводов с арматурой, рукавов с наконечниками для закрытой заправки, контрольно-измерительных приборов, размещенных в кабине управления, и противопожарной системы. Привод насоса осуществляется от двигателя ГАЗ-51 через коробку передач и карданный вал.

Рис.2.4. Принципиальная схема топливозаправщика ТЗ-22 (ТЗ-22М):

1 — заливная горловина; 2 — ограничитель наполнения; 3 — уровнемер;

4 вакуумметр; 5 — двигатель ГАЗ-51М; 6 — насос ЦСП-57; 7 — пробковый кран;

8 — отсекатель; 9 — задвижка Ду-150; 10 — предохранительно-перепускной клапан;

11, 23, 25 — вентили Ду-25; 12, 17, 19 — задвижки Ду-80; 13, 16 — дифманометры;

14 — манометр; 15 и 18 — фильтры; 20 — задвижка Ду-100;

21, 27 — барабаны для укладки раздаточных рукавов; 22, 26 — демпферы;

24 и 33 — манометры; 28 и 34 — раздаточные рукава; 29 и 32 — раздаточные краны;

30 и 31 — счетчики

Топливозаправщик ТЗ-30 смонтирован на активном автопоезде МАЗ-7410-9989 и состоит из тягача и полуприцепа, на котором размещено специальное оборудование.

Специальное оборудование состоит из цистерны и кабины управления. В кабине смонтированы приводной двигатель ЗМЗ-53, центробежный насос Д-200-95, два фильтра тонкой очистки, два счетчика-литромера, два барабана с раздаточными рукавами, оборудованными наконечниками закрытой заправки, и два всасывающих рукава. Кроме того, в ЗИП имеются два рукава для открытой заправки с раздаточными пистолетами РП-40Г, снабженными гасителями гидроударов. На топливозаправщике ТЗ-30 установлены самолетная автоматическая система пожаротушения, ручные огнетушители и комплект для специальной обработки ДК-2.

Централизованные заправщики топливом ЦЗ-1М и ЦЗТ-4М

Централизованные заправщики горючим ЦЗ-1М и ЦЗТ-4М предназначены для групповой заправки летательных аппаратов фильтрованным и обезвоженным горючим.

Централизованный заправщик горючим ЦЗ-1М состоит из расходного склада, трубопроводной сети, насосной станции, блока фильтров сепараторов, блока фильтров тонкой очистки и заправочных агрегатов.

Расходный склад укомплектован резервуарами горизонтального типа Р-20. Трубопроводная сеть делится на сеть обвязки резервуаров и напорные трубопроводы.

Рис.2.5. Схема централизованного заправщика ЦЗ-1М:

1 — расходный резервуар Р-20; 2 — задвижка; 3 — насос СЦН-60 с электроприводом;

4 — блок фильтров-сепараторов; 5 — блок фильтров тонкой очистки;

6 — заправочный агрегат ЗА-500

Насосная станция выполнена с приводом насоса от асинхронного трехфазного двигателя напряжением 380В.

Фильтры-сепараторы и фильтры тонкой очистки для повышения пропускной способности соединены параллельно. Для поддержания необходимого давления и защиты заправочных агрегатов от гидравлических ударов применен предохранительный клапан с обводным трубопроводом, который соединяет линию заправочных агрегатов с всасывающей полостью насоса.

Заправочные агрегаты ЗА-500 смонтированы на сварной раме, где размещаются счетчик-литромер СЖШ-1000М или ЛЖ-100-8, фильтр тонкой очистки, барабан с раздаточным рукавом ОР-50×20 и раздаточный пистолет РП-40. Вместо пистолета РП-40 может применяться наконечник закрытой заправки 2561А-8.

Централизованный заправщик ЦЗТ-4М отличается от централизованного заправщика ЦЗ-1М большей подачей и составом оборудования.

Расходный склад ЦЗТ-4М состоит из резервуаров Р-25 (в комплект поставки не входят). Диаметр трубопроводов обвязки резервуаров трубопроводной сети 150 мм, напорных — 100 мм.

Рис.2.6. Схема централизованного заправщика ЦЗТ-4М:

1 — расходный резервуар Р-25; 2 — задвижка; 3 — насосная станция;

4 — блок фильтров-сепараторов; 5 — клеммная колодка; 6 — заправочный агрегат ЗА-4;

7 — бензоэлектрический агрегат

В комплекте ЦЗТ-4М две насосные станции на прицепе 2-ПН-4.

Рис.2.7. Схема заправочного агрегата ЗА-4:

1 — фильтр тонкой очистки;

2 — дифференциальный манометр; 3 — барабан;

4 — раздаточный рукав;

5 — раздаточный пистолет; 6 — счетчик-литромер;

7—сливные вентили; 8 — манометр;

9 — регулятор давления; 10 — задвижка;

11 — демпфер

Блок фильтров тонкой очистки собран непосредственно на насосной станции. Увеличено до восьми штук количество фильтров-сепараторов. Напорные трубопроводы заправочных агрегатов оборудованы демпферными устройствами для гашения гидравлических ударов и регуляторами давления. Насосная станция имеет дозатор жидкости «И» или «ТГФ».

Рис.2.8. Схема заправочного агрегата ЗА-500:

1 — фильтр тонкой очистки;

2 — дифференциальный манометр; 3 — барабан;

4 — раздаточный рукав;

5 — раздаточный пистолет; 6 — счетчик-литромер;

7—сливные вентили; 8 — уголковый вентиль

Заправочный агрегат ЗА-4 собран на сварной раме и состоит из фильтра тонкой очистки, демпферного устройства, счетчика-литромера, барабана с раздаточным шлангом, пистолета РП-40 и системы сигнализации работы заправочного агрегата.

Кроме заправочного агрегата ЗА-4 возможно применение заправочных агрегатов ЗА-500.

Перекачивающая станция горючего ПСГ-160

Перекачивающие станции горючего предназначены для перекачки горючего из одной емкости в другую.

Специальное оборудование перекачивающей станции горючего ПСГ-160 смонтировано на шасси автомобиля ЗИЛ-130. На нем установлены двухступенчатый центробежный насос 6НГМ7×2 с напорно-всасывающими коммуникациями, щиток с контрольно-измерительными приборами, коробка отбора мощности, система рычагов для управления двигателем, муфтой сцепления и самовсасывающим устройством. В кузове автомобиля размещены: комплект напорно-всасывающих рукавов, противопожарное оборудование, комплекты запасных частей и инструмента. Сверху кузов закрыт брезентом. Привод насоса осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности.

Автоцистерны АЦ-8-500А и АЦ-8,5-255Б

Автоцистерны предназначены для транспортирования горючего.

Автоцистерна АЦ-8-500А смонтирована на шасси автомобиля МАЗ-500А. Специальное оборудование АЦ-8-500А состоит из цистерн, насоса СЦЛ-20-24А, ограничителя наполнения, системы трубопроводов с задвижками с пневматическим приводом, пульта управления и контрольно-измерительных приборов.

Автоцистерна АЦ-8,5-255Б смонтирована на шасси автомобиля КрАЗ-255Б. Специальное оборудование АЦ-8,5-255Б состоит из цистерны, насоса СЦН-60, ограничителя наполнения, системы трубопроводов с задвижками, пульта управления и контрольно-измерительных приборов.

Прицеп-цистерна ПЦ-6,7-5207В

Прицепы-цистерны предназначены для хранения и транспортирования, а также для содержания в них возимых запасов горючего.

Заправщики маслом и специальными жидкостями (МЗ-66, ЗСЖ-66, АМЗ-53МС, ВСЗ-66 и ВСЗ-375)

Заправщики маслом и специальными жидкостями предназначены для заправки летательных аппаратов синтетическими и минеральными маслами и специальными жидкостями.

Маслозаправщик МЗ-66 предназначен для транспортирования, временного хранения, подогрева и заправки летательных аппаратов маслосмесями и минеральными маслами.

Специальное оборудование маслозаправщика смонтировано на шасси автомобиля ГАЗ-66. С правой стороны размещен отсек для всасывающих рукавов. В задней части кузова размещена кабина управления. В ней располагаются: фильтр, счетчик-литромер, автомат выключения форсунки, форсунка, управление дроссельной заслонкой карбюратора, масляный насос, система трубопроводов с пробковыми кранами и контрольно-измерительные приборы.

С левой стороны размещен отсек для раздаточных рукавов с пистолетами РП-34М. Под ним располагается заслонка для системы усиления тяги, которая может отводить отработавшие газы двигателя автомобиля к дымовой трубе в передней части кузова.

Хранение и подогрев масла осуществляется в котле. Котел состоит из корпуса, жаровой трубы, змеевика, фронтальной плиты, промывочного люка, заливной горловины и дымовой трубы с системой эжекции отработавших газов.

Заправщик специальными жидкостями ЗСЖ-66 предназначен для заправки летательных аппаратов синтетическими и минеральными маслами, маслосмесями, гидравлическими жидкостями и пусковым горючим (бензином).

Заправщик специальными жидкостями ЗСЖ-66 состоит из базового автомобиля ГАЗ-66 и специального оборудования, размещенного в его кузове.

Кузов изготовлен из листовой стали и имеет теплоизоляцию из пенополиуретана. В центре кузова размещены четыре емкости для специальных жидкостей, из которых две имеют теплоизоляцию. Для удобства обслуживания систем в боковых и задней сторонах кузова имеются отсеки, закрываемые крышками с замками.

В отсеках правого борта размещены раздаточная коробка с электромагнитными муфтами, генератор ГСР-6000, силовой шкаф, исполнительный блок системы пожаротушения, основные насосы всех систем, а также специальное оборудование систем масла и маслосмесей, которое включает всасывающие рукава с наконечниками, подкачивающие насосы ЭЦН-10А, фильтры тонкой очистки, трехходовые краны с электрическим приводом, предохранительные клапаны и системы трубопроводов. Под отсеками правого борта размещена аккумуляторная батарея отопителя кузова.

В задней части кузова находится кабина управления, где размещены органы управления двигателем автомобиля, счетчики-литромеры, регуляторы расхода.

регуляторы давления и контрольно-измерительные приборы всех систем, а также барабаны с раздаточными пистолетами и лампа вызова абонента радиостанции. Кабина управления оборудована основным и маскиро­вочным освещением.

В отсеках левого борта размещено оборудование систем заправки жидкостью для гидросистем и пусковым бензином, состав которого аналогичен системам масла и маслосмесей. Под отсеками левого борта находится отопитель кузова О30А.

На заправке специальными жидкостями ЗСЖ-66 применен безфакельный подогрев масла и маслосмесей, который заключается в прокачке масла под давлением до 17 МПа через змеевик, имеющий большое гидравлическое сопротивление, расположенный внутри емкостей. Система пожаротушения — самолетная автоматическая.

Агрегат механизированной заправки АМЗ-53МС состоит из трехколесной тележки, внутри корпуса, которой смонтированы три емкости для специальных жидкостей с водомерными стеклами, два баллона со сжатым воздухом, воздушный редуктор высокого давления, воздушный редуктор низкого давления, предохранительный клапан, манометры, трубопроводы, фильтры тонкой очистки и раздаточные рукава с пистолетами. Принцип действия его основан на вытеснении рабочей жидкости с помощью сжатого воздуха из емкостей.

Водоспиртозаправщики ВСЗ-66 и ВСЗ-375 предназначены для заправки летательных аппаратов отфильтрованным спиртом и водно-спиртовой смесью (дистиллированной водой).

Водоспиртозаправщик ВСЗ-66 состоит из базового автомобиля ГАЗ-66 и специального оборудования, размещенного в его кузове.

Кузов изготовлен из листовой стали и имеет теплоизоляцию из пенополиуретана. В центральной части кузова размещены емкости с теплоизоляцией для спирта и водоспиртовой смеси. Для удобства обслуживания систем в боковой и задней части кузова сделаны отсеки, закрываемые крышками с замками.

В отсеках правого борта размещены раздаточная коробка с насосами СВН-80 и электромагнитными муфтами, генератор ГСР-3000, исполнительный блок системы пожаротушения, силовой электрошкаф, барабаны с всасывающими рукавами, а также узлы и агрегаты спиртовой системы, которые включают фильтры очистки, трехходовые краны с электрическим приводом, предохранительные клапаны, датчик и блок электрического счетчика-литромера, трубопроводы. Под отсеком правого борта находится аккумуляторная батарея системы отопления кузова.

В задней части кузова расположена кабина управления, где помещаются органы управления двигателем автомобиля, панели с тумблерами выключения и контрольно-измерительными приборами водоспиртовой и спиртовой систем, а также барабаны с раздаточными рукавами, наконечник закрытой заправки и лампа вызова абонента радиостанции. Кабина управления оборудована основным и маскировочным освещением.

В отсеках левого борта размещены узлы и агрегаты водоспиртовой системы, самолетная автоматическая система пожаротушения и подогреватель водоспиртовой смеси ПЖД-600. Под отсеками левого борта находится отопитель кузова О30А.

Водоспиртозаправщик ВСЗ-375 отличается от ВСЗ-66 базовым шасси, количеством систем, емкостью, составом оборудования и подачей, но имеет аналогичные технологические схемы систем и принцип действия.

Вопрос № 2. Техника инженерно-аэродромной службы

Рис.2.9. Классификация техники инженерно-аэродромной службы

Рассмотренная классификация, присуща инженерно-аэродромной службе объединения, на обеспечении которой состоят инженерно-аэродромные части и инженерно-аэродромные службы авиационно-технических частей.

В инженерно-аэродромной службе авиационно-технической части на вооружении (в основном) находится аэродромно-эксплуатационная техника, интерпретация классификации, которой следующая:

Подвопрос № 2.1. Техника для летнего содержания аэродромов

Для летнего содержания аэродромов применяется:

Землеройные и землеройно-транспортные машины

Бульдозер — самоходная землеройно-транспортная машина, представляющая собой тягач с навешенным с помощью рамы или брусьев рабочим органом — отвалом криволинейного профиля, размещенным вне базы ходовой части.

Бульдозеры широко используются как для летнего, так и для зимнего содержания аэродромов.

При летнем содержании аэродромов бульдозеры применяются для планировки, разработки и перемещения грунта на расстояние до 60-80 м, а также других материалов, устройства грунтовых обвалований для летательных аппаратов и наземной техники, а также для засыпки рвов, воронок, канав, срезания грунта на зараженных участках и т.п.

При зимнем содержании аэродрома бульдозеры используются для срезания уплотненного снега, его перемещения и разравнивания в местах разгрузки.

Бульдозеры классифицируются по следующим признакам: номинальному тяговому усилию, типу ходового оборудования, способу установки рабочего органа, типу привода управления органом.

Классификация бульдозеров по номинальному тяговому усилию с учетом мощности двигателя приведена в табл.2.1.

Таблица 2.1

Тип бульдозера

Тяговое усилие, кН, (тс)

Мощность двигателя, кВт (л.с)

Малогабаритный

Не менее 25 (2,5)

Менее 45 (60)

Легкий

25-135 (2,5-13,5)

45-120 (60-159)

Средний

135-200 (13,5-20)

120-180 (160-249)

Тяжелый

200-300 (20-30)

180-290 (250-400)

Сверхтяжелый

Более 300 (30)

Более 290 (400)

Главным параметром бульдозера является номинальное тяговое усилие, под которым понимается наибольшее тяговое усилие, реализуемое тягачом на плотном грунте при буксировании не выше 7% для гусеничных и 20% для колесных машин.

По типу ходового оборудования бульдозеры делятся на гусеничные и колесные.

По способу установки рабочего органа (отвала) различают бульдозеры:

Отвалы бульдозеров могут иметь механизм регулировки угла резания за счет наклона отвала вперед пли назад, а также механизм перекоса отвала в поперечной плоскости для облегчения разработки тяжелых грунтов и материалов.

По типу привода управления отвалом различают бульдозеры с гидравлическим и канатно-блочным управлением.

В частях ВВС для эксплуатационного содержания аэродромов используются легкие бульдозеры мощностью 55 кВт (75 л.с), а при строительстве аэродромов — средние бульдозеры мощностью 80,8-88,2 кВт (110-120 л.с.) и бульдозеры-рыхлители.

Рассмотрим конструкцию, одного из основных бульдозеров стоящих на вооружении авиационно-технических частей.

Бульдозер ДЗ-110А с неповоротным отвалом и гидравлической системой управления является типовым навесным оборудованием для гусеничных промышленных тракторов Т-130Г-1 с номинальным тяговым усилием 100 кН (10 тс).

Бульдозерное оборудование ДЗ-110А состоит из отвала, двух толкающих брусьев, винтового и гидравлического подкосов, раскоса и гидропровода.

Рис.2.10. Схема бульдозера:

1 — базовый тягач; 2 — толкающий брус; 3 — отвал; 4 — гидравлический подкос;

5 — гидроцилиндр подъема и опускания отвала; 6 — гидробак

Отвал является рабочим органом бульдозера и представляет собой сварную металлоконструкцию. Лобовой лист отвала выполнен с криволинейным профилем, что обеспечивает формирование и подачу вверх стружки грунта, снижает энергоемкость процесса резания грунта и уменьшает возможность налипания грунта при работе на переувлажненных грунтах. Лобовой лист усилен с тыльной стороны верхней, нижней и боковыми коробками жесткости. Нижняя коробка жесткости для усиления имеет диафрагмы и полосу, которая также обеспечивает защиту болтов крепления средних ножей. К боковым коробкам жесткости предусмотрено крепление винтового и гидравлического подкосов, а к нижней коробке жесткости приварены проушины для крепления толкающих брусьев и направляющая ползуна с горизонтальной проушиной для соединения с раскосом. В средней части отвал имеет две проушины для крепления штоков гидроцилиндров отвала. В верхней части отвала приварен козырек, препятствующий пересыпанию грунта за отвал при работе на несвязных и рыхлых грунтах.

Вдоль нижней кромки отвала установлены боковые и средние ножи, которые снижают износ нижней части лобового листа. Боковые ножи выполнены литыми, а средние — из листового проката с двумя режущими кромками с износостойкой наплавкой. Боковые ножи крепятся двумя рядами болтов, средние — одним рядом. По мере износа режущей кромки средние ножи переставляются на другой ряд крепления или переворачиваются для работы второй режущей кромкой.

Боковины отвала с накладками и приварными ножами позволяют разработать грунт краем отвала. На боковинах отвала имеются отверстия для крепления уширителей, которые используются для увеличения производительности бульдозера при работе на легких грунтах.

Толкающие брусья служат для передачи тягового усилия трактора к отвалу. Толкающие брусья (левый и правый) — коробчатого сечения, сварены из двух уголков. Один конец толкающего бруса имеет шаровую опору для подсоединения к опорным пальцам, установленным на гусеничной тележке трактора, а другой — литую проушину для крепления через универсальный шарнир к отвалу. Универсальный шарнир выполнен в виде крестовины с двумя взаимно перпендикулярными вставными пальцами, что обеспечивает реализацию перекоса.

Гидравлический подкос служит для изменения угла перекоса отвала при работе на тяжелых грунтах. Гидравлический подкос состоит из гидроцилиндра двустороннего действия с ходом штока 200 мм, гидрозамка, трубопроводов и защитного кожуха. Гидрозамок — двойного действия, обеспечивает запирание гидроцилиндра в заданном положении при нейтральном положении золотника гидрораспределителя, предохраняя гидросистему базового тягача от перегрузок.

Винтовой подкос предназначен для установки заданных углов резания отвала и выполнен в виде трубы, к одному концу которой приварена гайка, куда ввернута проушина для крепления к отвалу, а к другому — втулка с установленной в нее проушиной для крепления к толкающему брусу. Угол резания отвала устанавливается для работы на легких грунтах в пределах 45-55°, на тяжелых — 55-60°.

Установка угла резания производится с помощью гидравлического подкоса с последующей регулировкой длины винтового подкоса. Изменение длины винтового подкоса осуществляется стопорным устройством.

Гидропривод бульдозерного оборудования осуществляется от гидросистемы базового трактора Т-130Г-1, состоящей из шестеренчатого насоса НШ-98 с приводом, трехсекционного гидрораспределителя Р150-13, гидробака с фильтром и трубопроводов. Для обеспечения подъема и опускания отвала устанавливаются два гидроцилиндра двустороннего действия, а для перекоса отвала — гидроцилиндр и гидрозамок.

Управление гидроцилиндрами подъема и опускания отвала осуществляется от четырехпозиционной секции гидрораспределителя. Работа гидросистемы при включенном насосе и в зависимости от положения рукоятки управления четырехпозиционной секцией происходит следующим образом.

Скрепер — землеройно-транспортная машина с ковшовым рабочим органом, предназначен для послойной разработки грунта с набором его в ковш и последующим транспортированием и выгрузкой, с разравниванием и частичным уплотнением.

Скреперы в аэродромном строительстве используются для разработки выемок, планировки грунтовой части аэродрома и дорог и возведения насыпей, земляных плотин, для отрывки котлованов и укрытий. Скреперами разрабатывают грунты до IV категории, причем грунты III и IV категорий после предварительного рыхления.

Рациональная дальность транспортирования грунта прицепными скреперами составляет 500 м, а самоходными — до 2-5 км.

Скреперы классифицируются по емкости ковша, способу передвижения, способу загрузки и разгрузки ковша, системе управления.

Главный параметр скрепера — емкость ковша.

По емкости ковша скреперы делятся на скреперы малой емкости — до 3 м3, средней емкости — от 3 до 10 м3, большой емкости — свыше 10 м3.

По способу передвижения различают скреперы прицепные к гусеничным или колесным тракторам, полуприцепные, у которых часть массы приходится на двухосный тягач, самоходные, агрегатируемые с одноосными тягачами и представляющие собой единую машину.

По способу загрузки ковша скреперы изготовляют с загрузкой за счет силы тяги базового тягача и с механической (элеваторной) загрузкой с приводом элеватора от двигателя базового тягача.

По способу разгрузки ковша различают скреперы со свободной (самосвальной) разгрузкой вперед или назад; с полупринудительной разгрузкой, при которой удаление грунта из ковша происходит при повороте днища и задней стенки, выполненных единой конструкцией; с принудительной разгрузкой ковша за счет выдвижения вперед задней стенки. Принудительная разгрузка ковша получила широкое распространение в конструкции скреперов, так как позволяет полностью разгружать ковш независимо от влажности грунта.

По способу управления скреперы делятся на машины с канатно-блочным и гидравлическим управлением. Наибольшее распространение получили скреперы с гидравлической системой управления, которая обеспечивает принудительное заглубление в грунт ковша скрепера.

Скрепер ДЗ-11П — самоходный полуприцепной, с геометрической емкостью ковша 9 м3, с принудительной разгрузкой ковша и гидравлической системой управления. Базовой машиной для скрепера служит одноосный тягач МоАЗ-546П с двигателем мощностью 158 кВт (215 л.с).

Самоходный скрепер ДЗ-11П предназначен для послойной разработки грунтов I и II категорий, их транспортирования и отсыпки слоя заданной толщины в возводимые сооружения или отвал. Допускается применение скрепера для разработки грунтов III и IV категорий после проведения предварительного рыхления.

Скрепер ДЗ-11П состоит из следующих основных частей: тяговой рамы, ковша, заслонки, задней стенки, колес и гидросистемы.

Рис.2.11. Схема скрепера:

1 — рама; 2 — заслонка; 3 — ковш в сборе; 4 — стенка задняя

Автогрейдер — самоходная колесная землеройно-транспортная машина с отвальным рабочим органом, который размещен в пределах колесной базы и может устанавливаться с различными углами в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а также выноситься и выдвигаться в сторону.

Автогрейдеры предназначены для профилирования земляного полотна, возведения насыпей высотой до 0,6 м, планировки откосов, выемок и насыпей, перемешивания грунта и гравийных материалов с вяжущими материалами (битумом, цементом), строительства дорог, площадок и аэродромов, а также для очистки дорог, аэродромов от снега, проделывания проходов на зараженных участках местности.

Автогрейдеры широко применяются как для летнего, так и для зимнего содержания аэродромов. При летнем содержании аэродрома автогрейдеры применяются для планировки грунтовой части аэродрома и дорог, перемещения и разравнивания грунта, засыпки рвов, канав и ям; при зимнем содержании аэродрома — для обвалования и смещения снега к местам выкладки, разравнивания и планировки его, а также для проделывания кюветов в снегу.

Автогрейдеры классифицируются по следующим основным признакам: массе, колесной схеме, типу задней тележки, типу трансмиссии.

По конструктивной массе автогрейдеры разделяются согласно ГОСТ 9420-69:

На автогрейдерах легкого типа устанавливаются двигатели мощностью 73,5-80,9 кВт (100-110 л.с), среднего — 95,6-132,4 кВт (130-180 л.с), тяжелого — 183,8 кВт (250 л.с.) и выше.

Колесная схема автогрейдера определяется формулой А×Б×В,

где А

  • число осей с управляемыми колесами;

Б

  • число осей с ведущими колесами;

В

  • общее число осей.

Колесная схема выпускаемых автогрейдеров — 1×2×3 и 1×3×3, т.е. трехосные автогрейдеры с двумя или тремя осями. У всех автогрейдеров передние колеса управляемые. Легкие и средние автогрейдеры имеют две задние ведущие оси, тяжелые — три ведущие оси.

По типу задней тележки автогрейдеры делятся на две конструктивные схемы:

Первая схема имеет наибольшее распространение и используется на легких и средних автогрейдерах, вторая — применяется только на тяжелых автогрейдерах.

Автогрейдеры выпускаются с двумя основными типами трансмиссий: механической и гидромеханической.

Система управления рабочим органом автогрейдера — гидравлическая.

Главным параметром автогрейдера является конструктивная масса, которая определяет тип автогрейдера и характеризует тяговые качества машины.

В частях ВВС для эксплуатационного содержания аэродромов используются автогрейдеры легкого и среднего типов, а при строительстве аэродромов — тяжелого типа.

Рис. 2.12. Общий вид автогрейдера:

1 — рыхлитель-кирковщик; 2 — рама подмоторная; 3, 16 — корпус фары;

4 — бак гидросистемы; 5 — крыло; 6 — капот; 7 — ящик аккумуляторный; 8 — мост задний;

9 — бак топливный; 10 — кабина; 11 — механизм фиксации рычага;

12 — гидроцилиндр выноса тяговой рамы; 13 — гидроцилиндр подъема отвала;

14 — рама тяговая; 15 — балка хребтовая; 17 — бульдозер; 18 — мост передний;

19 — круг поворотный; 20 — отвал; 21 — гидроцилиндр изменения угла резания отвала

Экскаватор — это самоходная землеройная машина с ковшовым рабочим органом, предназначенная для копания, грунта и перемещения его на определенное расстояние в транспортное средство или отвал.

Экскаваторы разделяются на две основные группы: одноковшовые и многоковшовые. Одноковшовые экскаваторы — машины периодического (цикличного) действия, которые операции копания и перемещения грунта выполняют последовательно; многоковшовые роторные и цепные экскаваторы — машины непрерывного действия, у которых во взаимодействии с грунтом всегда находятся несколько ковшей, разработку и перемещение грунта производят одновременно.

Одноковшовые экскаваторы классифицируются по назначению и области применения, виду рабочего оборудования, типу ходового устройства, системе привода и управления, а также по другим отдельным конструктивным признакам.

Основной параметр одноковшового экскаватора — емкость ковша.

По назначению и области применения экскаваторы разделяются:

Одноковшовые строительные экскаваторы с емкостью ковша от 0,25 до 1,3 м3 относятся к числу наиболее распространенных машин, которые применяются при строительстве аэродромов и эксплуатационном содержании их.

Строительные экскаваторы наиболее универсальны и в зависимости от вида выполняемых работ могут иметь следующее сменное рабочее оборудование:

По типу ходового устройства различают экскаваторы на пневмоколесном, гусеничном и шагающем ходу.

По виду привода разделяют экскаваторы с механическим, гидравлическим, электрическим и комбинированным (гидромеханическим и дизель-электрическим) приводом.

Система индексации одноковшовых строительных экскаваторов, введенная с 1968 г., позволяет по индексу (марке) машины определить ее основную характеристику. В индексе (марке) экскаватора имеют четыре основные цифры, которые соответственно обозначают: размерную группу экскаватора, тип ходового устройства, конструктивное исполнение рабочего оборудования и порядковый номер модели данного типа и исполнения. После цифр предусмотрено буквенное обозначение очередной модернизации машины и климатического исполнения. Структурная схема индексации приведена на рис. 2.13.

[Расшифровка индекса экскаватора, например, ЭО-2621А: экскаватор одноковшовый универсальный, второй размерной группы с емкостью ковша 0,25 м3, на базе трактора, с жесткой подвеской рабочего оборудования (на гидроцилиндрах), первая модель, прошедшая первую модернизацию.]

Рис.2.13. Структурная схема индексации одноковшовых универсальных экскаваторов:

ЭО — экскаватор одноковшовый универсальный; С — северное исполнение;

Т — тропическое исполнение; ТВ — тропическое влажное исполнение;

Г — гусеничное ходовое оборудование с минимально допускаемой поверхностью гусениц; ГУ — гусеничное ходовое оборудование с увеличенной поверхностью гусениц;

П — пневмоколесное ходовое оборудование;

СШ — специальное шасси автомобильного типа; А — шасси грузового автомобиля;

Тр — трактор; Пр — прицепное ходовое устройство; Пл — плавучее ходовое устройство

В частях ВВС для строительства и эксплуатации аэродромов применяются одноковшовые универсальные экскаваторы.

Рис. 2.14. Экскаватор ЭО-2621А:

1 — отвал бульдозера; 2 — гидроцилиндр отвала; 3 — топливный бак;

4 — базовый трактор ЮМЗ-6Л/6М; 5 — гидробак; 6 — гидронасос;

7 — соединительный трубопровод; 8 — гидроцилиндр механизма поворота;

9 кабина; 10 — гидрораспределитель; 11 — гидроцилиндр выносной опоры;

12 — поворотная колонка; 13 — опорный башмак: 14стрела; 15 — гидроцилиндр стрелы; 16 — гидроцилиндр рукоятки; 17 — ковш; 18 — рукоять; 19гидроцилиндр ковша

Грунтоуплотняющие машины

Каток на пневматических шинах — уплотняющая машина с пневмоколесным рабочим органом, который одновременно является ходовым оборудованием катка.

Применение уплотняющих машин связано с выполнением одной из наиболее ответственных операций технологического процесса строительства аэродрома — операции уплотнения материалов. Процесс уплотнения заключается в сближении твердых частиц уплотняемого материала, сопровождающемся вытеснением воздуха и жидкости из промежутков между твердыми частицами.

Уплотнение материалов производится следующими способами: укаткой, трамбованием, вибрированием и комбинированным способом (вибротрамбованием или виброукаткой).

Катки на пневматических шинах уплотнение материалов производят способом укатки, при этом при перемещении по уплотняемой поверхности пневматических шин создается давление на уплотняемый материал за счет вертикальной нагрузки на колесо. При увеличении давления воздуха в шинах площадь контакта пневматической шины с опорной поверхностью уменьшается, что приводит к увеличению давления на уплотняемый материал при постоянной вертикальной нагрузке на колесо.

Глубина уплотнения пневмоколесными катками в зависимости от массы катка может достигать 0,5 м, а среднее давление на уплотняемый грунт составляет 0,6-0,8 МПа (6-8 кгс/см2).

При строительстве и летнем содержании аэродромов катки на пневматических шинах применяются для уплотнения грунтовых оснований искусственных покрытий аэродромов, грунтовых взлетно-посадочных полос в целях достижения требуемой для данного типа самолетов прочности грунта, а также для укатки черных покрытий аэродромов совместно с катками с жесткими вальцами.

При зимнем содержании аэродромов катки на пневматических шинах применяются для уплотнения снега на грунтовых взлетно-посадочных полосах, рулежных дорожках и местах стоянок самолетов на аэродромах, расположенных в районах с устойчивыми отрицательными температурами.

Катки на пневматических шинах классифицируются по способу перемещения на самоходные, полуприцепные и прицепные. Для прицепных катков используют гусеничные или колесные тягачи.

Основным параметром катка является масса катка с балластом.

Прицепные катки на пневматических шинах выпускаются массой 12,5; 25; 50 и 100 т.

В частях тыла ВВС применяются полуприцепные катки на пневматических шинах ДУ-16В (Д-551В), ДУ-37Б и прицепной каток ДУ-39А (см. рис.2.15).

Прицепной каток на пневматических шинах ДУ-39А состоит из пяти секций, дышла с передней балкой, задней балки с механизмом стопорения средних секций, колес, пневматической тормозной системы и электрического оборудования.

Рис. 2.15. Каток ДУ-39А:

1 — дышло; 2 — левый бункер; 3 — средний бункер; 4 — правый бункер; 5 — задняя балка; 6 — электрооборудование; 7 — колеса; 8 — пневмосистема

Боковые секции катка жестко связаны с передней и задней балками, образуя раму катка. Дышло с передней балкой и задняя балка прикреплены к фланцам боковых бункеров с помощью болтов.

К передней балке шарнирно крепятся три средние секции, что позволяет им независимо перемещаться в вертикальной плоскости. Такое крепление средних секций исключает перегрузку колес в случае наезда на препятствия (неровности, камни и т.п.) и обеспечивает постоянный контакт колес с грунтом.

Задние стенки средних бункеров имеют вертикальные направляющие, образующие паз, в который входят ролики, предохраняющие секцию от бокового смещения.

В перемычках вертикальных направляющих выполнены пазы, предназначенные для фиксации средних секций с по мощью механизма стопорения в следующих положениях: в горизонтальном — при работе катка на уклонах и погрузке в транспортное средство; в крайних верхнем и нижнем — при смене колес; в промежуточном — при транспортном перегоне катка. Механизм стопорения и направляющие ролики смонтированы на задней балке катка.

Каждая секция катка имеет бункер для загрузки балластом. Бункер выполнен в виде пустотелого ящика прямоугольной формы, сваренного из листового проката. Верх бункера открыт. Днище бункера в средней части имеет для размещения пневматического колеса секции нишу. К нижним швеллерам каркаса секции приварены кронштейны для установки оси колеса. Для разгрузки балласта в днище бункера предусмотрены два люка, закрываемые крышками и запираемые с помощью крюков.

К передней и задней стенкам секций приварены монтажные скобы. На задних стенках крайних секций установлены стойки для предохранения от опрокидывания назад при стоянке без тягача. Дышло катка оборудуется домкратом для удобства подсоединения катка к тягачу. Каток ДУ-39А предназначен для работы с тракторами с номинальным тяговым усилием 100 кН (10 тс), а для транспортирования его используют автомобиль КрАЗ-255Б или Урал-4320.

Тормозная система катка с пневматическим приводом выполнена аналогично системе автомобильных прицепов и включает воздушный баллон (ресивер), клапан управления, кран ручного управления, две тормозные камеры и два тормозных механизма, соединительную головку и трубопроводы. Тормозные механизмы устанавливаются только на двух боковых колесах катка. Торможение колес осуществляется из кабины водителя автоматически при торможении колес тягача. В случае аварийного отсоединения катка от тягача тормозная система катка обеспечивает торможение колес.

При наличии воздуха в ресивере кран управления позволяет затормаживать и растормаживать колеса катка. Сжатый воздух в ресивер тормозной системы подается от компрессора транспортного тягача.

Электрооборудование катка предназначено для подачи световых сигналов во время движения и включает задние фонари с указателями поворота, стоп-сигналом и габаритными огнями. Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме с питанием от сети напряжением 24 В базового тягача.

Машины для ухода за искусственными покрытиями и грунтовой частью летного поля

Вакуумно-нагнетательные аэродромно-уборочные машины предназначены для очистки искусственных покрытий взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и мест стоянок летательных аппаратов на аэродромах от мелких посторонних металлических предметов, осколков бетона, камней, песка, пыли и различного мусора, не связанного с покрытием, при температуре окружающего воздуха от минус 2°С до плюс 50°С.

Очистка искусственных покрытий может производиться двумя методами: методом всасывания и методом сдувания.

Рис.2.16. Схема вакуумно-нагнетательной машины:

1 — воздуховод нагнетательный; 2 — воздуховод всасывающий; 3 — воздуходувка;

4 — масляный бак; 5 — редуктор; 6 — радиатор; 7 — двигатель 1Д12Б; 8 — топливный бак;

9 — заборное устройство; 10 — осадительная камера; 11 — сопло

Все агрегаты машины установлены на специальной металлической раме, которая совместно с двумя деревянными промежуточными брусьями крепится к лонжеронам рамы шасси грузового автомобиля с помощью болтов.

Машина состоит из силовой установки, редуктора, всасывающей установки, нагнетательной установки и вспомогательных электро- и пневмосистем. В качестве силовой установки использован дизельный двигатель 1Д12Б мощностью 309 кВт (420 л.с). Двигатель установлен в передней части рамы за кабиной водителя. Редуктор, соединяющий силовую и всасывающую установки, установлен па раме за двигателем и служит для передачи крутящего момента через два выходных вала и эластичные муфты двум эксгаустерам (воздуходувкам).

Всасывающая установка состоит из двух эксгаустеров, двух осадительных камер, двух заборных устройств, шести гибких шлангов, соединяющих заборные устройства с осадительными камерами, воздуховодов.

Эксгаустеры, предназначенные для создания вакуума во всасывающей системе, представляют собой центробежные компрессоры роторного типа с пятью рабочими колесами, изготовленными из легкого сплава. Осадительные камеры установлены в задней части монтажной рамы. Каждая из них выполнена в виде вертикального герметичного цилиндра с наклонной нижней частью. Верхняя часть осадительных камер представляет собой центробежный циклон, где происходит отделение от воздушного потока твердых частиц. Нижняя наклонная часть камеры является сборником, откуда помере накопления отделившиеся твердые частицы удаляются через откидную крышку. Каждое заборное устройство имеет по три пневмоколеса, на которых оно катится во время очистки покрытия. Подъем заборных устройств в транспортное положение осуществляется двумя пневмоцилиндрами. Нагнетательная установка состоит из двух эксгаустеров, двух всасывающих воздуховодов, двух нагнетательных воздуховодов, тройника, насадки с заслонкой и соплом.

Рис.2.17. Принципиальные схемы всасывающей и нагнетательной установок:

1 — воздуходувка; 2 — вакуумметр; 3 — воздуховод всасывающий; 4 — люк всасывающий;

5 — люк нагнетательный; 6 — тройник; 7 — воздуховод нагнетательный;

8 — заслонка нагнетательная; 9 — насадка; 10 — сопло; 11 — осадительная камера;

12 — заборное устройство; 13 — гибкий шланг

Маркировочные машины

Маркировщик искусственных аэродромных покрытий предназначен для нанесения красками сплошных и пунктирных линий регулирования на бетонных и асфальтобетонных покрытиях ВПП, РД и МС аэродромов и дорог. Маркировщик может быть также использован для окраски с помощью выносного распылителя регулирующих знаков ВПП и аэродромной техники.

Рис. 2.18. Схема общего вида маркировочной машины ДЭ-ЗА (Д-713):

1 — зеркало; 2 — ограждение; 3 — установка трубопроводов; 4 — установка баков;

5 — визирное устройство; 6 — вспомогательное оборудование; 7 — рабочий орган;

8 — трансмиссия; 9 — щиток; 10 — огнетушитель

В частях тыла ВВС применяются маркировщики ДЭ-3А (Д-718) (см. рис.2.18).

Маркировщик ДЭ-3А (Д-718) состоит из самоходного шасси Т-16М, на котором смонтированы покрасочное оборудование, трансмиссия для его привода и вспомогательное оборудование.

Покрасочное оборудование смонтировано на отдельной сварной раме и включает в себя: трансмиссию, компрессор, ресивер, два бака для краски, бак для растворителя, рабочий орган, систему трубопроводов с пультом управления, электрооборудование, визирное устройство и дополнительное оборудование.

Основной принцип работы машины заключается в распылении форсункой краски под действием сжатого воздуха да бетонные и асфальтобетонные покрытия.

Подвопрос № 2.2. Техника для зимнего содержания аэродромов

Для зимнего содержания аэродромов применяют снегоуборочные машины и машины для удаления с искусственных покрытий аэродромов гололедных образований.

Комбинированные поливомоечные машины

Комбинированные поливомоечные машины широко используются при эксплуатационном содержании аэродромов.

Характерной особенностью этих машин являются многоцелевое применение их при различных работах на аэродромах и использование для этих целей в течение круглого года.

Комбинированная поливомоечная машина с плужным отвалом и щеткой предназначена:

Кроме того, машину можно использовать для поливки зеленых насаждений, тушения пожаров и выполнения специальных работ по дезактивации, дегазации и дезинфекции техники и участков местности, поверхностной обработки цементобетонных аэродромных покрытий и др.

Зимой комбинированная поливомоечная машина оборудуется плугом и щеткой с капроновым либо металлическим ворсом, а летом плуг с машины снимается и используется, как правило, щетка с капроновым ворсом.

В настоящее время в частях эксплуатируется комбинированная поливомоечная машина АКПМ-3.

Рис. 2.19. Кинематическая схема АКПМ-3:

1 — двигатель; 2 — коробка передач; 3 — коробка отбора мощности; 4, 8 — карданные валы;

5 — водяной насос; 6 — масляный насос; 7 — щетка; 9 — конический редуктор;

10 — цепная передача

В соответствии со своим назначением машина АКПМ-3 снабжена поливомоечным, подметальным и снегоочистительным оборудованием, а также оборудованием для тушения пожаров и выполнения спецработ.

Оборудование машины смонтировано на шасси автомобиля ЗИЛ-130, а прицепная цистерна — на шасси прицепа ИАПЗ-754В.

Привод всех механизмов (рис.2.19) осуществляется от двигателя автомобиля через коробку передач и раздаточную коробку (коробку отбора мощности).

Крутящий момент от верхнего вала раздаточной коробки передается карданным валом водяному насосу, а с помощью шлицевого соединения — масляному насосу гидросистемы.

На вал щетки крутящий момент от нижнего вала раздаточной коробки передается через карданный вал, конический редуктор и цепную передачу.

Щетка установлена под машиной между задними и передними колесами под углом 60° к оси машины. Такая установка щетки обеспечивает сметание на правую сторону по движению машины. Плуг установлен впереди машины.

Управление подъемом щетки и плуга осуществляется из кабины водителя с помощью крана управления гидравличе­ской системой.

На шасси автомобиля установлена цистерна для воды вместимостью 6 м3. Полость цистерны через фильтр, центральный клапан сообщается с водяным насосом.

Заполнение цистерны может производиться как из водо­проводной сети, так и из водоемов с помощью газоструйного вакуумного аппарата и водяного насоса.

Для контроля уровня воды в цистерне в кабине установлен переключатель БЕНЗИН — ВОДА.

На машине установлены два поворотных сопла, управляемые из кабины водителя с помощью гидравлического привода.

Для повышения прочности подвески передние рессоры машины усилены дополнительными листами.

Шнекороторные снегоочистители

Шнекороторные снегоочистители предназначены для очистки от снега взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, мест стоянки летательных аппаратов, подъездных и внутри-аэродромных дорог, автомагистралей, а также для отбрасывания снежных валов, образованных плужными снегоочистителями, и для погрузки снега в транспортные средства.

Принцип работы шнекороторных снегоочистителей заключается в следующем. При движении снегоочистителя вращающиеся шнеки разрыхляют и подают снег в кожух ротора. Лопатки ротора подхватывают снег и центробежной силой выбрасывают его через патрубок кожуха в сторону.

Направление и дальность отбрасывания снега регулируются положением кожуха ротора, который поворачивается гидроцилиндром.

Шнекороторные снегоочистители классифицируются на автомобильные и тракторные. Наиболее широкое применение нашли снегоочистители, монтируемые на автомобилях.

На аэродромах применяются шнекороторные снегоочистители ДЭ-210 (Д-707) и ДЭ-211 (Д-902), ДЭ-226.

Шнекороторный снегоочиститель ДЭ-210 (см. рис.2.20) представляет собой самоходную машину, смонтированную на шасси автомобиля ЗИЛ-131. Основными составными частями снегоочистителя являются: рабочий орган, подвеска рабочего органа, силовая установка, капот, трансмиссия, карданная передача, гидросистема, механизмы управления.

Рис.2.20. Общий вид шнекороторного снегоочистителя ДЭ-210А:

1 — рабочий орган; 2 — подвеска рабочего органа; 3 — гидросистема; 4 — трансмиссия;

5 — отопление кабины; 6 — шасси; 7 — механизмы управления; 8 — электрооборудование;

9 — карданная передача; 10 — силовая установка; 11 — надрамник; 12 — капот;

13 — аккумуляторная установка

Привод рабочего органа и шасси осуществляется от дизеля У2Д6-250ТК.

Для получения рабочих и транспортных скоростей в трансмиссии установлен раздаточный редуктор, который карданными валами соединен с дизелем, редуктором рабочего органа и сцеплением шасси.

Дизель У2Д6-250ТК с обеспечивающими его работу системами (топливной, смазки, охлаждения, подогрева для пуска при низких температурах и вспомогательной — пуска сжатым воздухом) монтируется на надрамнике, который с помощью стремянок крепится к раме шасси. Все оборудование, смонтированное на надрамнике, закрывается металлическим капотом.

Рис.2.21. Кинематическая схема шнекороторного снегоочистителя ДЭ-210А:

1 — шнек; 2 — ротор; 3 — редуктор рабочего органа; 4 — насос С12-54; 5 — насос НШ-10Е; 6 — раздаточный редуктор; 7 — генератор; 8 — насос гидроусилителя руля;

9 — промежуточная опора; 10 — компрессор; 11 — дизель У2Д6-250ТК;

12 — задний мост ЗИЛ-131; 13 — средний мост ЗИЛ-131; 14 — стояночный тормоз;

15 — раздаточная коробка ЗИЛ-131; 16 — коробка передач ЗИЛ-131;

17 — карданная передача ЗИЛ-131; 18 — передний мост ЗИЛ-131; 19 — цепная передача;

20 — предохранительная муфта шнеков; 21 — предохранительная муфта ротора

Рабочий орган снегоочистителя с помощью подвески крепится спереди к лонжеронам шасси. При работе снегоочистителя рабочий орган лыжами опирается на очищаемую поверхность, а в транспортном положении он поднят и зафиксирован в верхнем положении стопорными пальцами, которые исключают самопроизвольное опускание рабочего органа при движении снегоочистителя.

Для погрузки снега в транспортные средства предусмотрен погрузочный желоб, который крепится к направляющему патрубку кожуха ротора и к корпусу рабочего органа с помощью специальных тяг. Погрузка может осуществляться справа по ходу снегоочистителя. Для ограничения дальности отброса снега при работе вблизи от объектов имеется съемный насадок, который устанавливается аналогично погрузочному желобу.

Тепловые машины

Тепловые машины предназначены для удаления гололедных образований с искусственных покрытий аэродромов и выполнения специальных работ.

Принцип действия машины основан на использовании потока горячих газов, выходящих из сопла реактивного двигателя с высоким скоростным напором. Под действием газового потока на обледенелое покрытие при отрицательной температуре воздуха происходит расплавление льда с частичным испарением.

При положительной температуре или близкой к 0°С удаление льда может происходить отрывом его от поверхности без расплавления.

В настоящее время в аэродромно-эксплуатационных подразделениях авиационно-технических частей эксплуатируются тепловые машины ТМ-59МГ, ТМГ-ЗА.

Рис.2.22. Тепловая машина ТМ-59МГ в рабочем положении:

1 — двигатель ВК-1А; 2 — тягач Т-155; 3 — проблесковый маяк; 4 — огнетушитель;

5 — топливная емкость; 6 — буксирный прибор; 7 — цепь заземления;

8 — гидроцилиндр поворота рабочего органа; 9 — сцепное устройство; 10 — опорное колесо;

11 — насадок

Тепловая машина ТМ-59МГ представляет собой легкий колесный тягач с установленным спереди (см. рис.2.22) рабочим органом.

Тепловая машина ТМ-59МГ состоит из следующих основных частей: базового тягача Т-155; теплового агрегата ВК-1А; рамы навески, шарнирно связанной с передней полурамой тягача; сцепного устройства; гидросистемы управ­ления, обеспечивающей поворот, подъем и опускание рабочего органа; топливной системы двигателя ВК-1А.

Рис.2.23. Тепловая машина ТМ-59МГ в транспортном положении:

1 — тягач Т-155; 2 —тепловой агрегат; 3 — опорное колесо; 4 — дышло;

5 — страховочный трос

Рабочий орган — реактивный двигатель ВК-1А, снабжен специальным насадком для направления потока горячих газов на очищаемое покрытие. Двигатель ВК-1А закреплен на цапфах в подшипниках рамы навески. Рама опирается на два подрессоренных колеса, самоустанавливающиеся по ходу движения машины. Для удержания рабочего органа в горизонтальном положении при отсоединении его от тягача в целях перестановки в переднее (рабочее) положение или заднее (транспортное) положение.

В рабочем положении одним гидроцилиндром осуществляется поворот теплового агрегата в левую или правую сторону на угол 45°, а другим гидроцилиндром — подъем и опускание.

Для работы с тепловым агрегатом на передней полураме трактора Т-155 установлено сцепное устройство, а на задней полураме — топливная емкость системы питания двигателя ВК-1А. В целях получения необходимых рабочих скоростей движения тепловой машины на тягаче изменено передаточное число ходоуменынителя.

В транспортном положении (см. рис.2.23) тепловой агрегат соединяют дышлом с буксирным прибором тягача.

Подвопрос № 2.3. Техника для текущего ремонта искусственных покрытий

При проведении текущего ремонта искусственных аэродромных покрытий применяют бетономешалки, установки для разогрева битума и резинобитумного вяжущего, битумные котлы, заливщики швов и трещин, поверхностные электровибраторы, пневмобетоноломы и пневмомолотки, пневмотрамбовки, сварочные агрегаты, керосинорезы и различные вспомогательные приспособления и инструмент. Питание пневматических и электрических инструментов осуществляют соответственно от передвижных компрессорных установок и электростанций.

Передвижные установки для разогрева битумных мастик

Для разогрева битума и резинобитумных вяжущих материалов типа РБВ при производстве текущего ремонта искусственных покрытий и сооружений аэродрома применяются различные битумные котлы и передвижные битумные установки.

Рис.2.24. Схема устройства передвижного битумного котла Д-124А:

1 — колесо; 2котел; 3крышка котла; 4 — дымовая труба; 5 — сливной кран;

6 — дышло; 7 — подставка; 8 — кожух котла; 9топочная дверца

Передвижной битумный котел Д-124А (рис.2.24) предназначен для разогрева ремонтных материалов на основе органических вяжущих до температуры 150-170°С. Котел Д-124А состоит из кожуха котла, установленного на двух металлических колесах, битумного котла, топки и дышла прицепа. Полезная емкость котла 400 л. Для нагрева котла применяются дрова.

Передвижная установка АП-1А (рис. 2.25) предназначена для разогрева РБВ и битума до температуры 180-200°С и перевозки их к месту производства работ.

Установка для разогрева битума состоит из рамы, котла, топки, топливной системы. Все узлы, механизмы и оборудование установки смонтированы на шасси двухосного автомобильного прицепа (ГКБ-817).

Рама установки представляет собой сварную конструкцию из швеллера и листовой рифленой стали. На раме размещено основное оборудование установки и выполнены площадки для ее обслуживания. Рама установлена на шасси прицепа и закреплена на нем с помощью стремянок.

Котел для разогрева битума (см. рис.2.26) состоит из внутреннего корпуса, теплоизоляции, облицовки, передней и задней стенок, дымогарных отсеков и вытяжной трубы.

Корпус котла изготовлен из листовой стали, и представляет собой цельносварную цистерну, которая устанавливается на топку в горизонтальном положении. Торцевые стенки корпуса установлены на некотором расстоянии от края, образуют дымогарные отсеки. Внутри котла в продольном направлении уложены две трубы, соединяющие оба дымогарных отсека.

В средней части котла для увеличения его жесткости установлены перегородки. Загрузка котла битумным материалом осуществляется через загрузочный люк с крышкой, который расположен в верхней части котла. В заднюю торцевую стенку котла вмонтированы два сливных крана, которые находятся в дымогарном отсеке и постоянно обогреваются горячими газами. Задняя стенка дымогарного отсека оборудована специальным клапаном для сообщения с атмосферой на случай взрыва горючих газов в топке или дымогарном отсеке. Для этих же предохранительных целей в передней стенке второго дымогарного отсека устроена откидная крышка клапана. Днище котла оборудовано специальным люком для периодического слива осадков и чистки котла. Для ограничения уровня расплавленных битумных материалов в котле и предупреждения его переливания через загрузочный люк внутрь котла вмонтирована переливная труба. Отвод паров и газов, образующихся при плавлении битума, производится через вентиляционный грибок, установленный в верхней части котла.

Рис.2.25. Схема установки АП-1А:

1 — котел; 2 — топка; 3 — ящик для инструмента; 4 — резервуар для воздуха;

5 — термометр; 6 — резервуар для топлива; 7 — трубы для слива; 8 — насос для перекачки топлива; 9 — бак для топлива; 10 — компрессор для перекачки воздуха; 11 — рама;

12 — шасси

Рис.2.26. Котел в сборе:

1 — люк загрузочный; 2 — труба дымовая; 3 — клапан; 4 — теплоизоляция; 5 — топка;

6 — форсунка; 7 — труба сливная; 8 — кран для слива; 9 — труба дымогарная; 10 — котел

Для уменьшения потерь тепла котел защищен теплоизоляционным слоем из стекловаты. Снаружи теплоизоляционный слой закрыт облицовкой из листовой стали.

Топка котла представляет собой цельносварную конструкцию треугольной формы в поперечном сечении. В передней торцевой стенке топки имеется круглое отверстие, в которое вставляется и крепится болтами жаровая труба. Внутренняя поверхность топки закрыта теплоизоляционным слоем из стекловаты, покрытым сверху асбестовой тканью на жидком стекле.

Слой теплоизоляции защищен от пламени форсунки облицовкой из жаростойкой листовой стали.

Внутренняя поверхность жаровой трубы офутерована специальной керамической смесью для создания постоянной раскаленной среды в сфере горения топлива. Это мероприятие направлено для предупреждения взрыва горячих газов при случайном засорении и затухании форсунки.

В жаровую трубу вмонтирована форсунка. Для наблюдения за работой форсунки имеются две заслонки. Топка присоединяется к котлу фланцевым соединением на болтах. Между фланцами проложен листовой асбест. Котел вместе с топкой располагается на раме.

Топливная система установки обеспечивает работу форсунки в процессе разогрева в котле битумных материалов. Для нагрева битума сжигается жидкое топливо — керосин или дизельное топливо.

Топливная система установки АП-1А состоит из бака для запаса топлива, двух резервуаров емкостью по 25 л для обеспечения непрерывной подачи топлива к форсунке под давлением, ручного насоса БКФ-2 для перекачки топлива из бака в резервуары, двухцилиндрового компрессора ЗИЛ-130 с ручным приводом для обеспечения системы сжатым воздухом, двух резервуаров для воздуха и системы соединительных трубопроводов.

Топливная система установки АП-1АМ в отличие от системы установки АП-1А имеет компрессор с приводом через понижающий редуктор и клиноременную передачу от двигателей внутреннего сгорания марки 2СД-М1-П, один топливный бак емкостью 70 л с предохранительным клапаном, отрегулированным на давление 0,8 МПа (3 кгс/см2), и манометром для контроля за давлением в топливной системе.

Форсунка состоит из испарителя топлива, диффузора и воспламенителя жидкого топлива. Для смешивания выходящих из сопла паров топлива с воздухом перед соплом форсунки крепится диффузор. Воспламенитель служит для нагрева испарителя и воспламенения выходящих из сопла паров топлива. Он состоит из опорной плиты и вертикальных пластин елочного расположения.

Процесс разогрева битумных мастик в установке состоит из перевода установки из транспортного в рабочее положение, загрузки котла, разогрева битумного материала и слива его в заливщики швов типа Д-344 (рис.2.27) или непосредственно в подготовленный для заливки шов.

Для перевода установки из транспортного в рабочее положение необходимо установить агрегат на горизонтальной площадке и затормозить колеса автоприцепа. Площадку выбирают на расстоянии от сооружений не ближе 50 м. Освободив дымовую трубу от крепежных элементов, устанавливают ее в вертикальное положение, закрепляют и открывают шибер, заправляют емкости топливом. Подвезя к установке необходимое количество битума или мастики, очищают его от песка, грунта и бумаги и загружают котел. Внутри котла куски битума должны располагаться равномерным слоем, закрывая обе дымогарные трубы. Загружать битум следует до верхнего среза переливной трубу

После загрузки котла создают компрессором давление воздуха не менее 0,2 МПа (2 кгс/см2), разжигают форсунку и регулируют нормальный режим ее работы. В процессе нагрева контролируют давление в системе по манометру и поддерживают его в пределах 0,2-0,3 МПа (2-3 кгс/см2), периодически включая в работу компрессор.

При разогреве РБВ периодически перемешивают в котле ручной мешалкой. По мере расплавления РБВ догружают котел, не допуская обнажения дымогарных труб. При работе котла постоянно следят по термометру за температурой плавления РБВ, не допуская превышения максимальной температуры разогрева, которая в зависимости от марки битумного материала должна быть ниже на 20°С температуры вспышки.

После выпаривания влаги и по достижении температуры 180-200°С форсунка выключается закрытием вентиля подачи топлива и воздуха. После остывания жаровой трубы, расположенной в топке, можно приступить к сливу горячего РБВ в заливщики или другие емкости.

Для слива можно пользоваться как одним, так и другим сливным краном.

В зависимости от степени загрязненности РБВ периодически котел должен очищаться от твердых осадков, грязи и песка.

При сильном загрязнении битума очистка производится после каждой плавки. Если битум в котел попадает чистым, очистку производят после трех — пяти плавок. Во всех случаях нельзя допускать образования на днище и стенках котла слоя нагара, так как это значительно ухудшает условия разогрева и может привести к быстрому прогоранию дна и жаровых труб.

Продукты очистки, а также остатки удаляются из котла через сливной люк, расположенный в днище котла.

Заливщик швов и трещин представляет собой тележку на трех обрезиненных колесах. Он состоит из следующих основных узлов: рамы, кожуха, котла, бачка для горючего с насосом, мешалки, привода мешалки, шиберной заслонки, насадка, раздаточной трубы, направляющего ролика и горелки (лампы подогрева).

Рис.2.27. Схема заливщика швов ДС-501 (Д-344):

1 — привод мешалки; 2 — кожух; 3 — котел; 4 — мешалка; 5 — направляющий ролик;

6 — переднее колесо; 7 — насадок; 8 — рукоятка шиберной заслонки; 9 — заднее колесо;

10 — рама; 11 — рукоятка мешалки

Подвопрос № 2.4. Средства аварийного торможения и подъема летательных аппаратов

К средствам аварийного торможения летательных аппаратов относятся аэродромные аварийные тормозные установки (АТУ).

АТУ предназначаются для задержания самолетов при аварийном выкатывании их за пределы Взлетно-посадочной полосы. В серийных установках захват самолетов осуществляется с помощью улавливающих сетей. АТУ располагаются на концевых полосах безопасности.

АТУ подразделяются на классы согласно «Общих технических требований ВВС» в зависимости от массы принимаемых самолетов (в тоннах): 25, 50, 100. Существующие установки с некоторым приближением относятся: АТУ-2М и АТУ-2МЛ — к классу 25, АТУ-С — и спаренная система 2АТУ-2МЛ — к классу 50, АТУ-Т — к классу 100.

Принцип работы существующих эксплуатируемых АТУ заключается в следующем: самолет входит в улавливающую сеть (колеса передней стойки перекатываются через нижний пояс сети, захват осуществляется за основные стойки и фюзеляж), сеть срывается с натяжных тросов и усилие передается на тормозные тросы, сматываемые с тормозных барабанов. Автоматически включаемые тормоза гасят кинетическую энергию самолета, приводя к его установке.

В АТУ-Т захват самолета осуществляется подбрасыванием приемным тросом за основные стойки шасси.

Нормальное положение сети в режиме «Ожидание» — опущенное. Производить полеты с поднятой сетью или при неисправных АТУ запрещается.

Все выпускаемые АТУ оборудованы системой автоматического подъема сети при прохождении самолета в заданном диапазоне скоростей, когда не обеспечивается его штатное торможение (нижний предел порядка 60км/ч) или взлет (верхний предел в диапазоне 185-230 км/ч). Сеть может быть поднята также с пультов руководителя полетов и оператора АТУ.

АТУ размещается согласно типовым схемам, приведенным в технических описаниях и инструкциях по эксплуатации на конкретную установку (рис. 2. и 2. ) с привязкой к оси ВПП и линии улавливающей сети. Основные элементы АТУ (к рис. 2. и 2. ) приведены в табл. 2. .

Таблица 2.

Позиция

Наименование элемента

1

Рабочая площадка правая

2

Рабочая площадка левая

3

Улавливающая сеть

4

Пост управления

5

Блок электропитания

6

Блок управления подъемом (БУП)

7

Светоизлучатели и фотоприемники

8

Пульт руководителя полетов

9

Резервный источник питания

Примечания. 1. БУП установки АТУ-С размещен в составе поста управления.

2. Резервным источником электропитания в АТУ-2М и АТУ-2МЛ является аккумуляторная тележка СТ-5М, в АТУ-С — передвижная электростанция ЭСД-30-ВС/400- М2.

Улавливающую сеть АТУ располагают на расстоянии не менее 50 м от торца ВПП исходя из основного условия: площадка торможения за линией сети должна размещаться до границ препятствия. Должно быть строго выдержано расстояние от линии улавливающей сети до створа фотоприемников и светоизлучателей, равное 400 м для АТУ-2М и АТУ-2МЛ и 210 м — для АТУ-С.

Рельеф площадки аварийного торможения, в том числе профиль по линии улавливающей сети, должен отвечать требованиям для концевых полос безопасности согласно тактико-техническим требованиям к аэродромам. Расстояние от верхнего пояса сети до поверхности земли по оси ВПП должно быть не менее нормативного.

Вопрос № 3. Аварийно-спасательная техника частей тыла ВВС

Для обеспечения пожарной безопасности полетов современных самолетов в номенклатуру средств аэродромно-технического обеспечения входят пожарные аэродромные автомобили, несущие пожарно-спасательную службу непосредственно на стартовой полосе аэродромов, и пожарные автоцистерны, доставляющие к месту пожара оборудование, воду, пенообразователь.

Пожарные автомобили могут быть использованы для доставки к месту аварии личного состава, пожарного оборудования, воды, пенообразователя и высокоэффективных огнегасительных составов на основе галоидированных углеводородов (бромэтил, фреон-114В2 и др.).

Занятие № 2. Лекция.

Организация использования, технического обслуживания и хранения техники служб тыла

Учебные цели:

ознакомиться с общими техническими требованиями к средствам наземного обеспечения полетов и их классификацией.

Воспитательные цели:

формировать понимание важности вопросов эксплуатации техники тыла для обеспечения функционирования авиационной и авиационно-технической части.

воспитание моральной и психологической готовности к защите Отечества, к точному и строгому выполнению требований уставов, наставлений, положений Российского законодательства.

Учебное время:

в соответствии с программой подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при высших учебных заведениях по военно-учетной специальности 230200 «Организация тылового обеспечения авиации» и тематическим планом по циклу дисциплин ВСП 00. Военно-специальная подготовка — 2 часа.

Учебные вопросы:

Учебные вопросы

Время, мин

Введение

10

Вопрос № 1. Оценка возможностей, организация использования, технического обслуживания и хранения технических средств службы горючего и смазочных материалов

25

Вопрос № 2. Оценка возможностей, организация использования, технического обслуживания и хранения техники продовольственной и вещевой служб

10

Вопрос № 3. Оценка возможностей, организация использования, технического обслуживания и хранения инженерно-аэродромной техники

25

Вопрос № 4. Оценка возможностей, организация использования, технического обслуживания и хранения аварийно-спасательной техники

15

Заключение

5

Литература:

  1. Наставление по автомобильной службе. — М.: Воениздат, 1978, 278 с.

  2. Руководство по автомобильной и электрогазовой службе авиации ВС. — М.: Воениздат, 1983, 128 с.

  3. Средства аэродромно-технического обеспечения полетов. Справочное пособие. — М.: Воениздат, 1980, 318 с.

  4. Технические средства тылового обеспечения. Справочник. — М.: Воениздат, 2003, 480 с.

  5. Руководство по эксплуатации аэродромов авиации Вооруженных Сил. М.: Воениздат, 1995, 254 с.

  6. Средства аэродромно-технического обслуживания летательных аппаратов. Техническое обслуживание и регламентные работы. — М.: Воениздат, 1990, 104 с.

Материально-техническое обеспечение:

кодоскоп с комплектом диапозитивов;

модели штатной техники подразделений тыла авиации.

Введение

Вопросы занятия

Вопрос № 1. Оценка возможностей, организация использования, технического обслуживания и хранения технических средств службы горючего и смазочных материалов

С помощью топливозаправщиков можно выполнять следующие операции:

С помощью автоцистерн можно производить следующие операции:

Таблица 2.1