3.3 Типы дефектоскопов
Современные ультразвуковые дефектоскопы небольшие, портативные, работающие на основе микропроцессора приборы, пригодные как для работы в цеху, так и полевых условиях. Они генерируют и отображают ультразвуковые волны, которые в интерпретации опытного, снабженного специальным программным обеспечением оператора, позволяют обнаружить и квалифицировать дефекты в тестовом образце. Современные ультразвуковые дефектоскопы обычно включают ультразвуковой генератор/приемник, аппаратное и программное обеспечение для получения и интерпретации сигнала, дисплей формы волны и модуль регистрации данных. В настоящее время все еще продолжается производство аналоговых дефектоскопов, но в большинстве современных инструментов используется цифровой сигнал для обеспечения стабильности и точности показаний.
Существует множество различных типов ультразвуковых дефектоскопов, но наибольшее распространение на сети железных дорог РФ получили дефектоскопы марки УД2-102 «ПЕЛЕНГ». Внешний вид прибора изображен на рисунке 3.2.
Рисунок 3.2 – Внешний вид дефектоскопа УД2-102 «ПЕЛЕНГ»
Достоинствами данного прибора являются:
малые габаритные размеры и масса;
широкий диапазон частот;
различные сервисные возможности, повышающие достоверность контроля.
Однако главное отличие от дефектоскопа общего назначения заключается в наличии типовых вариантов контроля для элементов рельсового пути или ответственных деталей подвижного состава. Благодаря типовым вариантам автоматически обеспечивается установка частоты, длительности развертки, параметров зон контроля, значение требуемой чувствительности и других параметров. При этом необходимо лишь настроить чувствительность и далее настройку сохранить в памяти дефектоскопа. Кроме того, в специализированных дефектоскопах «ПЕЛЕНГ» УД2-102 имеется ряд специфических функций (автоматическая настройка на «ТИП РЕЛЬСА», метод контроля болтовых отверстий «2 ЭХО», контроль бандажей колесных пар поверхностной волной, автоматическая установка зон контроля при дефектоскопии поверхности катания колеса и другие).
Основные технические характеристики прибора приведены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Основные технические данные дефектоскопа УД2-102
Методы ультразвукового контроля, реализуемые дефектоскопом | эхо-, 2 эхо, зеркальный, зеркально-теневой (ЗТМ) |
Индикаторы дефектоскопа | жидкокристаллический (ЖКД) либо электролюминесцентный (ЭЛД) дисплей; встроенный звуковой индикатор; головные телефоны; светодиод «ДЕФЕКТ» |
Параметры зондирующих импульсов: частота УЗК, МГц. амплитуда электрических колебаний, не менее, для номинальной частоты УЗК 2,5 МГц в режимах: высокой мощности низкой мощности |
от 0,1 до 10 (до 8 значений по согласованию с заказчиком)
160 В 8 B от 75 до 1000 Гц |
Диапазон регулировки усиления (чувствительности) аттенюатором | от 0 до 80 дБ |
Глубина (амплитуда) ВРЧ | От 0 до 40 дБ |
Размеры рабочей части экрана | 108х57,5 мм |
Количество элементов отображения экрана | 240х128 |
Режимы работы ЖКД | на отражение (без подсвета или с подсветом) |
Система команд центрального процессора | совместима с IBM PC |
Типы разверток | А-развертка (в том числе режимы «ОГИБАЮЩАЯ», «СТОП-КАДР», «ЛУПА ЗОНЫ/РУЧ.МЕТКИ»); В-развертка W-развертка (режим «ХОД ЛУЧЕЙ») |
- Часть 1
- Часть 1
- Оглавление
- Введение
- Вибродиагностические комплексы, используемые на сети дорог Российской Федерации
- Вибродиагностический комплекс кпа-1в
- Виброанализатор сд-12
- 1.4. Вибродиагностический комплекс компас-экспресс
- Программное обеспечение (по) «Компакс-экспресс» включает в себя несколько режимов работы:
- Каждому из режимов работы программы соответствует свой экран, который разделен на основные части:
- 1.5 Контрольные вопросы
- 2.1. Общие положения
- 2.2. Проверка осей колесных пар
- 2.3. Проверка бандажей колесных пар
- 2.4. Проверка деталей экипажной части
- 2.5. Проверка зубчатых колес
- 2.6 Контрольные вопросы
- Общие положения
- 3.2. Типы датчиков
- 3.3 Типы дефектоскопов
- 3.4 Контрольные вопросы
- 4.1 Общие положения
- 4.2. Автоматизированная система контроля геометрических параметров рам тележек лис-рт-3
- 4.3 Комплекс бесконтактного измерения, контроля и диагностики поверхностей
- 4.4 Измерение геометрических параметров коллекторов тяговых и вспомогательных электрических машин подвижного состава
- 4.5 Контрольные вопросы
- 5.1 Общие положения
- 5.2 Конструкция автоматизированного стенда испытаний гидравлических гасителей колебаний
- 5.3 Контрольные вопросы
- 6.1 Устройство стенда
- 6.2 Принцип действия стенда
- 6.3 Описание работы пульта управления.
- 6.4 Контрольные вопросы
- 7.1 Общие положения
- 7.2 Конструкция и принцип действия
- 7.3 Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Часть 3
- 644046, Г. Омск, пр. Маркса, 35
- Часть 1