7.1 Технические средства, используемые в работе специалиста по бд. Оснащение и организация работы кабинета бд в предприятии
Оборудование кабинета безопасности движения должно включать технические средства и приборы для проведения занятий по повышению квалификации водителей, по оценке качества обучения и его результатов.
Площадь кабинетов безопасности движения может колебаться от 25 -3 0 м 2 до 60-7 5 м2. Количество водителей в учебной группе определяется исходя из общей численности обучаемых (оптимально по 10-15 человек в группе).
Исходя из решаемых задач в процессе подготовки и повышения квалификации водителей, все технические средства обучения ( ТСО) могут быть разделены на:
- информационные (плакаты, видеотехника и т.п.);
- обучения и контроля знаний с применением средств вычислительной техники;
- ф ормирования практических навыков (тренажеры);
К информационным ТСО относят прежде всего средства предъявления визуальной информации. Эту категорию составля ю т средства изобразительные (плакаты, стенды, чертежи, макеты) и экранные.
Экранные средства разделяются н а группы статической и дин амической проекции.
К первой группе средств можно от н ести к адаск опы и эпидиаскопы, предназначенные для проецирования на экран записей, черт еж ей, схем и рисунков, сделанных как при подготовке к занятиям, так и в ходе самих занятий. Схемы и рисунки наносятся на специальную прозрачную пленку, входящую в комплект проекционных аппаратов.
Группа диапроекторов типа «Протон», « Свит язь» , «Пелен г» и др., как правило, предназначены для демонстрации информации отдельных слайдов с размером изображения 24×36 мм.
Эти диапроекторы имеют дистанционное управление и смену слайдов по заранее установленной программе, что делает их использование в учебном процессе наиболее эффективным. Их можно использовать при изучении дорожных знаков, сопровожда я показ комментариями о местах установки, зоне действия, назначении различных групп знаков.
Для демонстрации информации с непрозрачного материала могут применяться стационарные эпидиаскопы типа «Мед и ум- 500», рассчитанные на обслуживание аудитории до 300 человек. С их помощью можно проецировать на экран в увеличенном виде рисунки, чертежи, фотографии, иллюстрирующие работу отдельных узлов и механизмов автомобиля.
К динамической группе экран н ых средств относятся видеомагнитофоны. Преимущество подобных средств обучения перед статическими пособиями заключается в возможности показать в динамике развитие дорожных ситуаций и процессов, воспроизведение которых в реальных условиях при обучении опасно.
Средства видеозаписи могут быть использованы в обучении по всем разделам теоретической и практической подготовки водителей. При отработке отдельных элементов управления автомобилем, при проведении тренажерной и автодромной подготовки видеозапись дает возможность сразу же после выполнения обучаемым действий просмотреть запись в обычном либо в замедленном темпе на экране монитора и произвести разбор ошибок.
Видеофильмы, специально снятые сотрудниками предприятий, могут оказаться полезными при показе водителям (во время различного рода инструктажей) условий работы на маршрутах организаций, для информации о разборах происшествий и нарушений, свершенных работниками предприятия, при проведени и занятий по оказанию первой медицинской помощи и т.п.
Помещение кабинета БД желательно оборудовать дистанционным пультом, расположенным в удобном для преподавателя месте, позволяющем управлять механизированным устройством зашторивания окон, проекционной аппаратурой, а также освещением в аудитории.
Для демонстрации чертежей, плакатов в процессе проведения занятий целесообразно использовать механизированную пл ак атн ицу, преимуществом которой является компактное размещение наглядного материала. Габаритные размеры плакатн ицы 1055×735×16 5 мм (50 плакатов стандартных размеров с горизонтальным расположением изображения), питание от сети переменного тока напряжением 220 вольт и частоты 50 Гц. Размеры экрана 830×590 мм. Средняя скорость перемотки плакатной ленты 0,25 м/с.
Для ситуационного обучения, проверки знаний технического устройства и правил эксплуатации подвижного состава, для контроля уровня подготовки водителей по Правилам дорожного движения могут быть использованы средства вычислительной техники со специализированным программным обеспечением: на экране монитора высвечивается изображение одной из типичных дорожно-транспортных ситуаций (ДТС), взятое из карточек учета ДТП в ГИБДД, и 3-5 вариантов ответов, из которых один - правильный.
При выборе правильного ответа программа переходит к следующей ДТС, и вся процедура повторяется снова.
В случае выбора обучаемым неправильного ответа программа останавливается, выдает сообщение о том, что произошло ДТП с такими-то последствиями и предлагает попробовать свои силы еще раз.
В конце выдается итоговый результат в условных баллах и дается сравнение с ранее полученным результатом.
Важным техническим средством оборудования кабинета должны быть автомобильные тренажеры.
В первую очередь, рекомендуется применение функциональных тренажеров для овладения навыками торможения и скоростного руления, что способствует лучшей подготовке водителей к работе в реальных у с ловиях дорожного движения. Применение подобных тренажеров значительно повышает эффективность занятий и является более экономически целесообразным, чем непосредственное использование в этих целях учебных автомобилей.
Для формирования устойчивых навыков безопасного управления автомобилем применяются специализированные тренажеры, которые имитируют внешнюю обстановку, поведение автомобиля как объекта управления и являются средством отображения информации всех видов, анализируемой водителем в условиях дорожного движения. С помощью подобных тренажеров производится безопасная для обучаемого водителя ситуационная подготовка к действиям в критических условиях.
Для тренировки некоторых операторских функций может быть рекомендован психофизиологический тренажерный комплекс, разработанный в Н ИИАТе.
Для тренировки способности к правильному распределению внимания между объектами, воспринимаемыми на слух, в комплексе установлен набор динамиков, воспроизводящих звуковые сигналы легковых, грузовых и специальных автомобилей. Преподаватель (со своего пульта) подает сигналы с различных направлений, а обучаемый должен определить какой сигнал и с какого направления был подан.
В упражнениях на остроту зрения при различной освещенности и удаленности объекта использу ю тся слайды с изображением различных дорожных ситуаций, происходящих (с одного и того же места съемки) в разное время суток. Путем изменения расстояний до объекта, фокусных расстояний, времени выдержки, обеспе чивается возможность проведения оценки остроты зрения в зависимости от степени освещенности и удаленности объектов дорожной обстановки. Упражнения для определения времени световой адаптации зрения можно проводить путем резкой смены освещенности зрительного поля тре нажера на ограниченное время. Информированность о времени световой адаптации имеет большое значение для водителей, осуществляющих перевозки в темное время суток.
В кабинетах БД АТП возможно создание автоматизированного рабочего места (АРМ) и н женера по БД, включающего:
- информацион н ый банк данных (передовой опыт по БД; нормативно-правовая информация по БД);
- документооборот (личные карточки водителей, учет нарушений П ДД , дорожно-транспортных инцидентов, прохождения стажировки, повышения квалификации и медицинского переосвидетельствования водителей; актов служебного расследован ия ДТП);
- оперативное управление (функциональные обязанности инженера по БД; организационные схемы взаимодействия различных служб АТ П по БД; взаимодействие с другими учреждениями, организациями);
- р асчетн о-графическ ие материалы (разработка планов, графиков; экспертн ые расчетные схемы ДТП; решение типовых задач сравнительного анализа показателей аварийности).
Наиболее перспективным направлением является создание служб психофизиологической диагностики на АТП. Данные психофизиологических обследований можно использовать при подборе водителей для перевозок повышенной сложности: перевозок детей, опасных грузов и т.п.
- Раздел 6 обеспечение надежности водительского состава
- 6.1 . Определение понятия надежности водителя
- 6.2 . Некоторые аспекты совершенствования профессиональной подготовки водителей
- 6.3 . Работа с водителями на предприятии
- 6.4 . Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения
- 6.5 . Наиболее распространенные болезни водителей
- 6.6 . Возмещение вреда здоровью водителя при возникновении профессионального заболевания или несчастного случая на производстве
- 6.7 . Лекарственные средства и безопасность движения
- 6.8 . Алкоголь и безопасность дорожного движения
- 6.9 . Условия труда на рабочем месте водителя
- 6.10 . Режим труда и отдыха водителей автомобилей
- 6.11 . Психофизиологический профессиональный отбор (подбор) водителей
- 6.12 . Оказание доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дтп
- Приложения
- Перечень общих медицинских противопоказаний к допуску в контакте с вредными, опасными веществами и производственными факторами, а также на работы в соответствии с приложениями № 1 и № 2
- Табель оснащения кабинета профилактических осмотров водителей автотранспортных средств
- Журнал учета п редрейсовы х и п ослере йсо вы х медосмотров
- Форма для ана л иза результатов предрейсовы х медосмотров
- Время обнаружения алкоголя в выдыхаемом воздухе в зависимости от вида и количества спиртного напитка
- Время сохранения алкоголя в крови в зависимости от вида и количества спиртного напитка
- Образец графического заполнения рекомендуемого ежедневного контрольного листа
- Инструкция по ведению лич н ой контрольной книжки
- Раздел 7 организация работы по безопасности движения на транспортном предприятии
- 7.1 Технические средства, используемые в работе специалиста по бд. Оснащение и организация работы кабинета бд в предприятии
- 7.2 . Повышение квалификации водителей. Основы ситуационного обучения
- Типовые формы документов по безопасности дорожного движения и рекоме н дации по их ведению и заполнению журнал учета дорожно-транспортных происшествий
- Рекомендации по заполнению формы учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств
- 1 . Общие положения
- 2 . Раздел 1
- 3 . Раздел 2
- Форма учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств (утверждена Приказом Минтранса России от 02.04.96 № 22)
- Раздел 1 . Сведения, подлежащие сверке с территориальными органами внутренних дел
- Раздел 2 . Сведения внутреннего характера, подлежащие выяснению в процессе проведения служебного расследова н ия
- Акт служебного расследова н ия дорожно-транспортного происшествия
- Журналы учета инструктажей, проводимых с водительским сост а вом предприятия, организации
- Виды инструктажей и их структура
- Журнал учета предрейсового, периодического , сезонного и специального инструктажей, проводимых с водительским составом предприятия, организации
- Журнал регистрации вводного инструктажа водительского состава
- Журн а л учета предрейсовых и посл ерей совы х медицинских осмотров
- Примерная форма личной карточки водителя
- Лич н ая карточка водителя
- Листок прохождения стажировки водителе м транспортного средства
- Листок прохождения стажировки водителе м транспортного средства
- Журнал учет а нарушен ий Правил дорожного движения, п равил технической эксплуатации и других правил перевозок, связанных с обеспечением безопас н ости движения, которые допустили водители предприятия
- Журнал учета нарушен и й Правил дорожного движения, Правил технической эксплуатации и других правил перевозок, связанных с обеспечением безопасности движения, которые допустили водители предприятия
- 7.3 . Инструментальный технический контроль автотранспортных средств
- 7.4 . Требования по обеспечению безопасности перевозок опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов