logo search
учебник и мет пособие по ЖД

Общие сведения о раздельных пунктах

Пункты, разделяющие железнодорожную линию на перегоны и блок-участки, называются раздельными пунктами, которые предназначаются для пропуска заданного числа поездов по участку и обеспечения безопасности движения поездов. Различают раздельные пункты:

Путевой постраздельный пункт на железнодорожной линии для регулирования движения (пропуска) поездов.

Разъездом называется раздельный пункт на однопутной линии, имеющий путевое развитие, предназначенное для скрещения и обгона поездов.

Обгонный пункт — раздельный пункт на двухпутной линии, имеющий путевое развитие, допускающее обгон поездов и в необходимых случаях перевод поезда с одного главного пути на другой.

Станция — раздельный пункт, имеющий путевое развитие, позволяющее производить операции по приему, отправлению, скрещению и обгону поездов, операции по приему, выдаче грузов и обслуживанию пассажиров, а при развитых путевых устройствах — маневровую работу по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами

Железнодорожные станции по характеру работы делятся на промежуточные, участковые, сортировочные, пассажирские и грузовые. Станции, к которым примыкает не менее трех магистральных линий, называются узловыми. В зависимости от объема и сложности работы, наличия тех или иных технических устройств станции подразделяют на классы. Станции, имеющие большой объем работы и высокий уровень технической оснащенности, являются внеклассными: за ними следуют станции I, II, III, IV и V классов.

Путевое развитие станций. Путевое развитие раздельных пунктов состоит из станционных путей и путей специального назначения.

К станционным путям относятся пути в границах станции — главные, приемо-отправочные, сортировочные, вытяжные, погрузочно-разгрузочные, деповские (локомотивного и вагонного хозяйства), соединительные, а также прочие пути.

Главные станционные пути являются продолжением главных путей перегона и не имеют отклонений на стрелочных переводах.

Приемо-отправочные пути предназначенны для приема поездов на станцию, стоянки и отправления на перегон.

Сортировочные пути предназначены для сортировки (то есть подборки на отдельных путях вагонов по определенным признакам — назначению следования, типу подвижного состава и т.д.) и наполнения вагонов (то есть собирания и нахождения их на отдельных путях до момента выполнения очередной операции).

Вытяжными называются пути для перестановки отдельных вагонов, групп вагонов и целых составов с одних путей на другие и выполнения сортировочной работы.

Пути, предназначенные для выполнения одних и тех же операций, объединяют в отдельные группы, называемые парком. Парки по назначению подразделяют на:

К путям специального назначения относятся предохранительные и улавливающие тупики и подъездные пути предприятий. Предохранительные тупики — это тупиковые пути, предназначенные для предупреждения выхода подвижного состава на маршруты следования поездов. Улавливающие тупики — это тупиковые пути, предназначенные для остановки потерявшего управление поезда или части поезда при движении его по затяжному спуску.

Рис. 2.6. Схема раздельного пункта: I – главный путь; 2-4 приемо-отправочные пути; 5 – выставочный путь; 6 – погрузочно-выгрузочный путь; 7 – вытяжной путь; 8 – предохранительный тупик; 9- улавливающий тупик

Зону, в которой уложены стрелочные переводы, соединяющие пути и парки между собой называют стрелочной горловиной станции.

Рис. 2.7. Схема стрелочной горловин станции, где: ПО- приемо-отправочный парк, С- сортировочный парк

Полная и полезная длина путей. Число и длину путей на раздельных пунктах устанавливают на основе технико-экономических расчетов.

При этом различают полную и полезную длину станционных путей. Полной длиной пути является расстояние между остряками стрелок, ведущих на этот путь. У тупиковых путей полная длина с одной из сторон ограничена тупиковым упором.

Полезная длина пути является частью полной длины, в пределах которой может устанавливаться подвижной состав, обеспечивая возможность безопасного движения поездов и маневровых составов по соседнему пути. Полезная длина пути может ограничиваться выходными и маневровыми сигналами, предельными столбиками, тупиковыми упорами, стрелочными переводами.

На железных дорогах России установлены стандартные полезные длины путей 850, 1050, 1250, 1550, 1750 м.

Каждому пути и стрелочному переводу раздельного пункта присваивается номер.

Главные пути нумеруются римскими цифрами (I, II, III, IV). На двухпутных и многопутных линиях четные (II, IV) пути предназначены для следования четных поездов, нечетные (I, III) — для нечетных поездов. Приемо-отправочные и другие станционные пути нумеруют арабскими цифрами.

На раздельных пунктах с небольшим числом приемо-отправочных путей, используемых для приема четных и нечетных поездов, эти пути обозначены порядковыми номерами: на однопутных линиях — 2, 3 и т.д., а двухпутных — 3, 4, 5, 6 и т.д. вслед за номерами главных путей от пассажирского здания в полевую сторону. Последующими номерами обозначают остальные станционные пути (рис. 2.6): улавливающий тупик (4), предохранительные тупики (5, 6), вытяжные, соединительные и другие пути. Пути в каждом парке на крупных станциях нумеруются последовательно (см. рис. 2.7): приемо-отправочном: 4, 5, 6 пути — для приема и отправления четных поездов; 7, 8, 9 пути — для приема и отправления нечетных поездов; 10, 11, 12, 13, 14, 15 — пути сортировочного парка и т.д.

Стрелочные переводы нумеруются с каждой стороны станции последовательно четными или нечетными номерами в зависимости от направления следования поездов. При этом четным считается направление с запада на восток и с юга на север, а нечетным — с востока на запад и с севера на юг.

Нумерация начинается с входных стрелок до оси пассажирского здания или оси парка, перпендикулярной направлению путей.