logo search
shpory_po_infrastruktur

22 Характеристика инфраструктуры обеспечения габаритов водных транспортных путей.

Водные транспортные пути подразделяются на внутренние и внешние.

Внешние водные пути – это моря и океаны, которые из-за глубин, несравнимо больших величины осадки морских судов, эксплуатируются практически в естественных условиях.

Внутренние водные пути делятся на естественные и искусственные.

К естественным водным путям относятся озера и реки в свободном состоянии.

К искусственным – судоходные каналы, шлюзованные реки и водохранилища.

Внутренние водные пути разделяются на пути с судоходной обстановкой (освещаемой или неосвещаемой) и без нее, с гарантированными и негарантированными габаритами судовых ходов.

По условиям ветро-волнового режима внутренние водные пути разделены на разряды: «М» – морской, «О» – озерный, «Р» – речной и «Л» – легкий. Если высота волны достигает 4 м, длина – 40 м, то водный путь относится к разряду «М» соответственно 2 и 20 м – к разряду «О», 1,2 и 12 м – «Р».

По составу и требованиям к навигационному оборудованию, в зависимости от интенсивности судоходства водные пути делят на 5 групп: 1 – водные пути с интенсивным судоходством (30 и более судов в сутки); 5 – водные пути, с нерегулярным судоходством.

На свободных реках гарантированные габариты судовых ходов обеспечиваются с помощью комплекса путевых работ: траление, руслоочистительные работы, землечерпание, скалоуборочные работы, выправительные работы, берегоукрепительные работы.

Цель тральных работ – проверка чистоты и габаритов судовых ходов и выявление подводных препятствий, представляющих опасность для судов и плотов и подлежащих ограждению и удалению.

Руслоочистительные работы делятся надноочистительные – по извлечению подводных препятствий и берегоочистительные – по уборке препятствий с береговой полосы.

Скалоуборочные работы проводятся с целью углубления и расширения судовых ходов и включают дробление, подъем и удаление разработанных камней.

Выправительные работы выполняются с целью увеличения габаритных размеров водных путей и улучшения плановых очертаний русла.

При выполнении выправительных работ, грунт со дна водоемов извлекается земснарядами.

Действие выправительных сооружений основано на использовании энергии речного потока.

К выправительным сооружениям относят: полузапруды, запруды и струенаправляющие дамбы.

Полузапрудапредставляет собой примыкающее к берегу сооружение, которое перекрывает часть поперечного сечения русла и перераспределяет расход воды по ширине русла, увеличивает скорость течения по судовому ходу, приводит к размыву дна переката и увеличению глубины.

Запрудапредставляет собой сооружение, которое полностью перекрывает несудоходный рукав.

Струенаправляющая дамба– продольное сооружение, предназначенное для направления течения в сторону судового хода или плавного сопряжения сливающихся потоков.

Судоходная обстановка предназначена для обеспечения на водных путях безопасного и беспрепятственного плавания судов, судовых и плотовых составов, посредством информирования судоводителей о расположении судового хода, т.е. для обеспечения движения судна в его границах.

Знаки судоходной обстановки бывают береговые и плавучие.

Они указывают направление, границы и габариты судового хода, границы акваторий портов, пристаней и рейдов, места свальных течений, начало и конец однопутных участков и возможность движения по ним в том или ином направлении, судоходные пролеты мостов, подводные и надводные переходы и т.д.

Навигационная обстановка бывает освещаемой и неосвещаемой

Судоходные шлюзы. Для повышения гарантированной глубины судового хода (HГ) на реках и судоходных каналах возводят гидроузлы с судоходными сооружениями. Река или трасса судового канала в этом случае делится напорными сооружениями на отдельные, соприкасающиеся между собой участки – бьефы.