logo search
учебник и мет пособие по ЖД

Раздел 4. Метрополитены Общие сведения о метрополитенах

Метрополитен — (франц. metropolitain, буквально — столичный, от греч. metropolis — гл. город, столица), метро, — городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Название «Метрополитен» принято в России и во многих других странах; другое название — «подземка» (англ. underground, амер. subway, нем. untergrundbahn). Метрополитен отличается большой пропускной способностью, регулярностью и высокой эксплуатационной скоростью движения поездов. Он является наиболее удобным, безопасным и экономичным видом городского транспорта.

Линии метрополитена подразделяются на подземные (мелкого и глубокого заложения), наземные, размещаемые на поверхности земли, и надземные, размещаемые на эстакадах, путепроводах и мостах.

Подземные являются основным и наиболее распространенным видом линий метрополитенов. Они могут быть мелкого и глубокого заложения. В первом случае их располагают на расстоянии 8-12 м от поверхности земли, во втором — 20 м и более. Как правило, строят метрополитены мелкого заложения. При неблагоприятных геологических и гидрогеологических условиях, а также наличии плотной многоэтажной застройки в данном районе применяют глубокое заложение.

Наземные линии метрополитенов размещают на поверхности земли. Строят их обычно в качестве конечных участков линии в сравнительно малонаселенных районах города при устройстве пересадочных станций метрополитена, объединенных с пригородными железнодорожными станциями, чаще всего в выемках, с учетом возможности переустройства в будущем с развитием города в подземные. Наземные участки ограждаются. Они не имеют пересечений в одном уровне с городскими транспортными магистралями.

Надземные линии размещают на эстакадах и путепроводах на высоте, определяемой габаритными размерами наземного городского транспорта. Они не получили широкого распространения и оправдывают себя лишь в отдельных случаях при трудных топографических условиях города, пересечении рек, железных и автомобильных дорог.

В комплекс сооружений, устройств и оборудования метрополитенов входят: путь и путевое хозяйство, тоннели, подвижной состав, станционное хозяйство, устройства сигнализации, централизации, блокировки и связи, устройства электроснабжения, эскалаторное хозяйство, устройства тоннельной вентиляции, водоснабжения, отопления, водоотвода, канализации, восстановительные и противопожарные средства. Для обслуживания подвижного состава имеются заводы, электродепо и другие сооружения.

Принципы устройства и эксплуатации метрополитенов и железных дорог во многом аналогичны. Работа метрополитенов выполняется в строгом соответствии с графиком движения поездов. Здесь также действуют Правила технической эксплуатации метрополитенов, Инструкция по сигнализации, Инструкция по движению поездов и маневровой работе. Для руководства отдельными отраслями хозяйства в метрополитенах имеются службы: перевозок, подвижного состава, пути, сигнализации и связи, электроподстанций и сетей, тоннельных сооружений, санитарно-техническая, эскалаторная, материально-технического снабжения.

В метрополитенах такая же ширина колеи — 1520 мм (на прямых участках пути и на кривых радиусом 400 м и более). Если радиус меньше, то колея уширяется на величину, зависящую от радиуса кривой. Отклонения от ширины колеи не должны превышать по уширению +6 мм и по сужению — 4 мм. На кривых радиусом 99 м и менее отклонения по уширению должны быть не более +2 мм. На кривых предусматривается возвышение наружного рельса над внутренним, которое зависит от радиуса кривой и расчетной скорости движе­ния на ней и не должно превышать 120 мм.