logo search
otvety_Gosy

Вопрос48: Система освещения. Принцип формирования светораспределения. Классификация систем освещения

Система освещения должна обеспечивать достаточную видимость дороги и объектов на ней как при ближнем свете, так и при дальнем свете. Она состоит из противотуманных фар и головного света.

Классификация систем освещения

Современные системы освещения можно разделить:

- по типам создаваемого светораспределения - на европейскую и американскую;

- по способу реализации системы светораспределения - на двух-и четырехфарную.

- по форме оптических элементов - с круглыми и прямоуголь­ными.

Европейская и американская системы освещения различны как по структуре создаваемого светового пучка, так и по принципам его формирования. Это различие обусловлено, главным образом, особенностями организации дви­жения, качеством дорог и др.

В американских системах ось светового потока ближнего света наклонена вниз и смещена в сторону правой обочины дороги, а образуемое при этом светораспределение оказывается асимметричным (рис. 4.3,а). Основной конструктивной особенностью этой системы освещения является использование при формировании светового пучка как ближнего, так и дальнего света всей рабочей поверхности отражателя.

Европейская система освещения имеет асимметричное светораспре­деление с четко выраженной светотеневой границей (рис. 4.3,6).

В европейской системе освещения в режиме ближнего света ис­пользуется только часть рабочей поверхности отражателя.

Необходимость совмещения в одном оптическом элементе двух режимов приводит к ухудшению характеристик как дальнего, так и ближнего света. Поэтому, несмотря на ряд преимуществ двухфарной системы: относительно небольшую потребляемую мощность, малый занимаемый объем при монтаже на автомобиле, низкую се­бестоимость и технологичность.

Четырехфарная система освещения состоит из четырех фар, которые могут быть установлены попарно горизонтально или вертикально. Наружные и верхние фары всегда являются двухрежимными. Внутренние и нижние фары являются фарами только дальнего света. Во внутренних (нижних) фарах установлена обычная европейская лампа, нить накала которой расположена в фокусе отражателя, а рассеиватель снабжен преломляющей системой, обеспечивающей рассеяние света в горизонтальной плоскости.

Двухрежимные фары ближнего и дальнего света оснащаются двухнитевой европейской лампой, у которой тело накала ближнего света размещено в фокусе отражателя, а нить накала дальнего света расфокусирована по оптической оси отражателя назад. Рассеиватели этих фар рассчитаны только на ближний свет.

При включении дальнего света работают все четыре фары, внутренние фары создают при этом направленный четкий световой пучок прожекторного типа. В наружных фарах нити дальнего света создают дополнительно к прожекторному пучку внутренних фар рассеянный пучок для освещения близлежащих зон дороги.

Таким образом, четырехфарная система освещения обладает следующими достоинствами:

- позволяет распределить режимы дальнего и ближнего света по двум типам фар, что избавляет от компромиссности конструкции;

- значительно улучшает дальний свет автомобиля, что происхо­дит в результате резкого повышения общей мощности нитей накала и некоторого увеличения (на 17%) суммарной площади световых отверстий.

В то же время эта система обладает существенными недостат­ками:

- резко ухудшается ближний свет, что происходит из-за значи­тельного уменьшения (на 40%) рабочей площади фар при неизмен­ной мощности двух тел накала;

- требуется применение более мощных генераторов и большего пространства для монтажа на автомобиле;

- отличается относительно большой себестоимостью.

Противотуманные фары предназначены для улучшения видимости при движении в тумане, снегопаде и других метеорологических условиях. Светораспределение противотуманных фар различное, общим является низкое расположение этих фар конструкция круглая или прямоугольная. В качестве источников света обычные и галогенные лампы. Современные стандарты допускают выполнение рассеивателя белого или желтого цвета.

Техническое обеспечение современного светораспределения систем освещения представляет собой достаточно сложную компромиссную задачу. Сложность задачи заключается в том, что для обеспечения безопасности необходимо при относительно малой мощности источников света (максимально 90 Вт) с низкой светоотдачей (максимально 13,5 лм с 1 Вт), ограниченных мощностью современных автомобильных источников питания (аккумуляторов, генераторов), добиваться не только большой силы света до 150000 кд и более, но и распределять световой пучок неравномерно. При этом должны обеспечиваться необходимая дальность, ис­ключение ослепления водителей встречных транспортных средств.

Естественно, что иногда необходимо сконцентрировать световой поток источника света, распределив его затем нужным образом в тре­буемых направлениях. В ряде случаев достаточно только перераспре­делить его и изменить цвет излучения, в некоторых случаях функции концентрации светового потока и его распределения можно объеди­нить. Поэтому, в зависимости от характера создаваемого светораспре­деления, принципы его формирования могут быть различными.

Окончательно светораспределение формируется рассеивателем, изготавливаемым из оптически прозрачного материала. На внутренней поверхности рассеивателя выполняются преломляю­щие элементы различной конфигурации, при помощи которых добиваются перераспределения сконцентрированного отражателем светового пучка источника света по нужным направлениям.

Концентрация светового потока источника света обеспечиваетеся в традиционных конструкциях фар и фонарей параболоидным отражателем. Параболоидная форма отражающей поверхности наиболее приспособлена для выполнения этой функции, так как основной характеристикой такой поверхности является равноудаленность ее точек от фокуса и плоскости, проходящей через директрису. Поэтому, если в фокус параболоида

поместить источник света достаточно малых размеров, лучи от источника света, падающие и его рабочую поверхность, будут отражаться в соответствии с законами геометрической оптики и распространяться вдоль оптическом оси отражателя в пределах малого угла( 2о), обусловленного размерами тела накала(рис. 4.1).

На отражатель попадает не весь световой поток источника света, а его часть

,

где — средняя сила света источника излучения, распространяющаяся в пределах телесного угла ω1.

Световой поток, отраженный от отражателя,

,

где - средняя сила света отраженного излучения, распростра­няющегося в пределах телесного угла ω2.

Если пренебречь потерями на отражение, считая, что Ф12 получим =а так как ω1≥ω2, то сила света отраженных лучей существенно возрастает по сравнению с силой света источ­ника. Очевидно, что чем больше значение ω1, или, как это показано на рис. 4.2, угол охвата 2φ, тем выше степень использования све­тового потока. Однако, поскольку φ является функцией диаметра D и фокусного расстояния f, его эффективное значение определяется как альтернативное между большим диаметром, ограниченным конструктивными, экономическими и эстетическими соображениями, и малым фокусным расстоянием, обусловливающим увеличенную глубину и тем самым затрудняющим штамповку.

В современных конструкциях фар угол охвата 2φ, как правило, не превышает 240°, что соответствует использованию 75% свето­вого потока равномерно излучающего источника. Степень концентрации светового потока можно уменьшить рас­фокусировкой тела накала, т.е. изменением его положения относительно точки фокуса и соответствующим изменением хода лучей.