6.4 . Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения
6.4 .1 . Предварител ь ные и периодические медицинские освидет ель ст вовани я водителей
Согласно 1 части статьи 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (от 10.12.95 г. ФЗ № 196) медицинское обеспечение безопасности дорожного движения закл ю чается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, а также в проведении предрейсовы х, послерейсовы х и текущих медицинских осмотров водителей. Необходимость обеспечения своевременного прохождения водителями медицинского освидетельствования и контроля состояния здоровья перед выездом на линию содержится также в п. 2.3.7. и 2.3.8 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельн ости на автомобильном транспорте (Утв. Министерством тран спорта Российской Федерации 30.03.94 г. № 15).
Основной целью указанных медосмотров является определени е у водителей медицинских противопоказаний и ограничений к водительской деятельности.
Предварительные и периодические медосмотры водителей всех категорий проводятся медицинскими водительскими комиссиями (далее - МВ К ). МВК должна иметь лицензию на право проведен ия экспертизы пригодности к водительской деятельности1. МВК создаются территориальными органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации или руководителями лечебно-профилактических учреждений и их работа осуществляется в соответствии с медицинскими регламентами, определенными приказом Минздрава СССР от 29.09.90 № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств». Указанным приказом предусмотрены различные сроки проведения таких осмот ров для водителей транспортных средств в зависимости от возраста, частичной утраты трудоспособности при наличии группы инвалидности, а также индивидуальный допуск.
1 п. 10 Перечн я видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию. Приказ Министе рства здравоохранения Российской Фе де рации от 29.04.98 г. № 14 2.
Работа м е дицинских водительских комиссий не входит в Государственную программу обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью и, следовательно, не входит в территориальн ые базовые программы обязательного медицинского страхования населен ия. В связи с этим, выдача заключений на право управления транспортным средством осуществляется на хозрасчетной основе за счет личных средств граждан, работодателей, добровольного медицинского страхования я иных источников, не запрещенных законодательством.
Контроль за работой медицинских комиссий возложен на руководителя лечебно-профилактического учреждения, на базе которого работает такая комиссия или территориальный орган управления здравоохранением.
Обязательное предварительное медицинское освидетельствование (медицинский профессиональный отбор) является непременным условием допуска водителя к профессии (или к управлению ТС более высокой категории), т.к. согласно пункту 8 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских прав» от 08.07.97 г. № 831, к сдаче экзаменов допускаются лица, прошедшие медицинское освидетельствование и имеющие справку установленного образца о годности к управлению ТС соответствующей категории.
Решение о допуске водителя к управлению ТС принимается на основании результатов медосмотра, проведенного согласно регламентам, утвержденным приказом Минздрава России от 29.09.89 г. № 555. Отказ в допуске к профессии происходит в случае выявления медицинских противопоказаний в соответствии с перечнем, содержащимся в п. п . 12.0- 12.9 приложения 2 приказа Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1 989 г. № 555. Указанн ые противопоказания представляют из себя, во-первых, болезни или их симптомы опасные с точки зрен ия безопасности дорожного движения. Опасность заключается в вероятности внезапного возникновения так называемых острых (парок сизмальны х) состояний, протекающих с потерей или затуманиванием созн ания, судорогами, параличами, головокружениями, н арушениями зрения и слуха, сильными болями, массивными внутренними кровотечениями, удуш ием, приступами неукротимой рвоты и т.п. Крайним выражением острых состояний является смерть. Во-вторых, в перечень противопоказаний включены также различные отклонения в функциях зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата (Приложения к настоящему разделу пособия 1 и 2).
При повышении квалификационной категории медицинские требования к здоровью водителя ужесточаются, количество противопоказаний увеличивается. Самые высокие требования предъявляются к состоянию здоровья водителей, управляющих ТС категории Д и Е.
При периодических медосмотрах помимо вопросов, касающихся допуска к продолжению профессиональной деятельности водителя в прежней квалификационной категории, решаются проблемы динамического наблюдения за состоянием здоровья водителей, своевременного выявления профессиональных и профессионально-обусловленных общих заболеваний, препятствующих продолжению профессиональной деятельности. При обнаружении заболевания, а в части случаев и при обострении хронических заболеваний, медицинское переосвидетельствование откладывается до выздоровления или стихания обострения. Вопрос допуска к продолжению профессиональной деятельности может быть положительно решен после успешной операции или практического излечения другим путем.
Периодичность медосмотров также регламентируется указанным выше Приложением 2 к приказу № 555 Минздрава СССР.
Водители ТС в обязательном порядке проходят переосвидетельствование в следующие сроки:
- водители категорий А, В, С, Д, Е - один раз в 3 года;
- водители профессионалы-инвалиды, допущенные в качестве исключения 1 к управлению ТС - один раз в год;
1 Н е могут управлять автобусами, автомобилями, полная масса которых превышает 3500 кг, пожарными машинами, маши нами скорой помощи, опе ративными маши нами, грузовыми автомобилями при перевозке люде й.
- водители, достигшие 55-летнего возраста (женщины 50-летнего) - один раз в 2 года.
Водителям, прошедшим предварительный или периодический медосмотр, при переходе на другую работу, связанную с управлением ТС той же или более низкой категории и с аналогичными условиями труда до истечения сроков медосмотра, допуск оформ л яет ся МВК на основании данных предыдущего осмотра, повторный осмотр осуществляется в установленные сроки.
Работодатель (руководитель предприятия) при наличии сомнения в состоянии здоровья водителя (обязательно обоснование) срок переосвиде т ельствования может сократить, но не менее чем до одного года.
Своевременность прохождения водителями периодических медосмотров и контроль за соблюдением сроков этих осмотров обеспеч и вает руководитель предприятия (работодатель) или лицо им уполн омоченное. Оплата услуг при прохождении медосмотров осу ществл яется за счет работодателя согласно статье 14 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» о т 17.07.19 99 г. ФЗ № 181.
Водитель-предприниматель несет личную ответственность за своевременность прохождения медицинского переосвидетельствования (п. 3.3 «Положения об обеспечении б езопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов». Утв. Минтрансом России 09.03.95 г. № 27).
Лица м , признанным годным к управлению ТС, выдается справка устан овленного образца (Приложения к настоящему разделу пособия 3 и 4). При утере медицинская справка возобновляется после повторного освидетельствования на общих основаниях.
Дополнительный контроль за соблюдением сроков периодических медосмотров осуществляют органы РТИ и ГИБДД.
6.4.2 . Предре й совы е, послерейсовы е и текущие медосмотры
Предре й совы е, послерейсовые и текущие медосмотры водителей могут осуществляться по договору с учреждением здравоохранения, при наличии у такого учреждения лицензии на вид медицинской деятельности «первичная (доврачебная) медико-санитарная помощь». В лицензионных требованиях и условиях должно быть указано - «проведение предрей совы х осмотров водителей».
Транспортная организация, при наличии с т руктурного п од разделен ия - фельдшерский здравпункт, имеет право осуществлять проведение предрей совы х осмотров водителей. Медицинская деятельность должна быть вклю чена в устав этой организации и подлежит обязательному лицензированию как первичная (доврачебная) медико-санитарная помощь. (Совместное письмо Минздрава России и МВД России от 26.10.99 г. № 2510/11458.99.25 и от 28.10.99 г. № 1/21249, соответственно, письмо Минздрава России от 26.01.2000 г. № 2510/697-32).
В целях организации предрейсовых, послере й совы х и теку щих медосмотров водителей в соответствии с действующим приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 11. 05.87 г. № 47- ц на автотранспортных организациях создаются «Кабинеты профилактических осмотров». Штат кабинета укомплектовываетс я медицинскими работниками. При наличии двух или более работников, кабинет возглавляет старший по должности, назначаемый р уководителем предприятия, и, подчиняющийся либо непосредственно руководителю, либо лицу им уполномоченному.
Кабинет работает под контролем и методическим руководством здравпункта предприятия и территориального или ведомств енно го лечебно-профилактического учреждения здравоохранения.
Помещение для кабинета должно состоять из комнаты дл и проведения осмотров и комнаты для ожидания. Его оборудов ание, уборка, ремонт и оплата коммунальных услуг обеспечивается за счет средств предприятия. Медицинский работник должен иметь соответствующий штамп для отметки в путевых листах водителей «Медосмотр прошел»1.
1 Медицинский работник по существующим в настоящ ее время правовым устан ов кам ставить штамп «Допущен к ре йсу» не имее т прав а.
Табель оборудования кабинета изложен в приложении № 4 к вышеупомянутому приказу № 47-ц (Приложение 5).
Инструкция о проведении медосмотров содержится в приложении № 9 приказа № 555 Минздрава СССР.
Основная задача предрейсовых, послерейсовых и текущих медосмотров заключается в том, чтобы не допустить к рейсу (снять с рейса) водителя при наличии у него признаков заболевания с временной утратой трудоспособности, острого или обострения хронического заболевания, признаков употребления алкоголя, наркотиков, запрещенных лекарственных препаратов, остаточных явлений алкогольной интоксикации (похмельного синдрома), утомления.
Согласно Инструкции при осмотре проводится:
- сбор анамнеза;
- измерение температуры тела (по показаниям);
- измерение артериального давления (по показаниям);
- определение частоты пульса (по показаниям);
- определение наличия паров алкоголя в выдыхаемом воздухе одним из принятых методов, утвержд е нных Минздравом России.
Медицинский работник анализирует причины отстранения в одителей от рейса, ведет учет результатов осмотров. Участвует в служебном расследовании ДТП с целью выявления причин, зависящих от состояния здоровья водителя, совершившего ДТП. Работает в тесном контакте с руководством предприятия, со службами безопасности движения, охраны труда и техники безопасности, с отделом кадров автопредприятия.
На основе анализа причин отстранения водителей от рейса и заболеваемости медработники формируют так называемые «группы риска», куда включаются водители склонные к злоупотреблению алкоголем , водители длительно и часто болеющие (страдающие хроническими заболеваниями), водители старше 55 лет.
Водители, вошедшие в группы риска, должны (выборочно) подвергаться текущим и послере й совы м медосмотрам и находиться под особым вниманием медицинских работников. После осмотра на путевых листах водителей ставится штамп «Медосмотр прошел» и подпись медицинского работника. Штамп не ставится при:
- выявлении признаков нетрудоспособности;
- положительной пробе на наличие паров алкоголя в выдыхаемом воздухе.
Ситуация с отстранением от рейса водителя с явными признаками заболевания гриппа или гипертонич е ского криза, например, очевидна. Сложнее обнаружить критерии плохого отдыха между сменами или признаков приема запрещенных лекарств. В этом случае медработнику очень важно найти контакт с водителем при опросе (сборе анамнеза) в процессе проведения осмотра.
При обнаружении признаков утраты трудоспособности медицинский работник дает водителю направление на прием к врачу в лечебно-профилактическое учреждение (ведомственное, территориальное или по мес т у жительства). При положительной пробе на алкоголь немедленно составляется акт за подписью двух свидетелей и медработника. Водитель направляется к дежурному диспетчеру или в администрацию предприятия, а в случае несогласия водителя с заключением о наличии признаков алкогольного опьянения - в соответствующее медицинское учреждение для проведения необходимой экспертизы.
Данные п редрейсовы х медосмотров водителей заносятся в специальный журнал, ведущийся по соответствующей форме (Приложение 6).
Анализ эффективности проведения предрейсовых, послерейсов ы х и текущих медицинских осмотров проводится ежемесячно по форме, данной в Приложении 7. По результатам анализа медицинский работник отчитывается по подчиненности.
Водитель-предприниматель несет личную ответств е нность за состояние своего здоровья и работоспособность перед отправлением в рейс и в рейсе и должен неукоснительно соблюдать и руководствоваться п. 2.7 Правил дорожного движения (п. 3.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов. Утв. Минтрансом России 09.03.95 г. № 27).
- Раздел 6 обеспечение надежности водительского состава
- 6.1 . Определение понятия надежности водителя
- 6.2 . Некоторые аспекты совершенствования профессиональной подготовки водителей
- 6.3 . Работа с водителями на предприятии
- 6.4 . Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения
- 6.5 . Наиболее распространенные болезни водителей
- 6.6 . Возмещение вреда здоровью водителя при возникновении профессионального заболевания или несчастного случая на производстве
- 6.7 . Лекарственные средства и безопасность движения
- 6.8 . Алкоголь и безопасность дорожного движения
- 6.9 . Условия труда на рабочем месте водителя
- 6.10 . Режим труда и отдыха водителей автомобилей
- 6.11 . Психофизиологический профессиональный отбор (подбор) водителей
- 6.12 . Оказание доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дтп
- Приложения
- Перечень общих медицинских противопоказаний к допуску в контакте с вредными, опасными веществами и производственными факторами, а также на работы в соответствии с приложениями № 1 и № 2
- Табель оснащения кабинета профилактических осмотров водителей автотранспортных средств
- Журнал учета п редрейсовы х и п ослере йсо вы х медосмотров
- Форма для ана л иза результатов предрейсовы х медосмотров
- Время обнаружения алкоголя в выдыхаемом воздухе в зависимости от вида и количества спиртного напитка
- Время сохранения алкоголя в крови в зависимости от вида и количества спиртного напитка
- Образец графического заполнения рекомендуемого ежедневного контрольного листа
- Инструкция по ведению лич н ой контрольной книжки
- Раздел 7 организация работы по безопасности движения на транспортном предприятии
- 7.1 Технические средства, используемые в работе специалиста по бд. Оснащение и организация работы кабинета бд в предприятии
- 7.2 . Повышение квалификации водителей. Основы ситуационного обучения
- Типовые формы документов по безопасности дорожного движения и рекоме н дации по их ведению и заполнению журнал учета дорожно-транспортных происшествий
- Рекомендации по заполнению формы учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств
- 1 . Общие положения
- 2 . Раздел 1
- 3 . Раздел 2
- Форма учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств (утверждена Приказом Минтранса России от 02.04.96 № 22)
- Раздел 1 . Сведения, подлежащие сверке с территориальными органами внутренних дел
- Раздел 2 . Сведения внутреннего характера, подлежащие выяснению в процессе проведения служебного расследова н ия
- Акт служебного расследова н ия дорожно-транспортного происшествия
- Журналы учета инструктажей, проводимых с водительским сост а вом предприятия, организации
- Виды инструктажей и их структура
- Журнал учета предрейсового, периодического , сезонного и специального инструктажей, проводимых с водительским составом предприятия, организации
- Журнал регистрации вводного инструктажа водительского состава
- Журн а л учета предрейсовых и посл ерей совы х медицинских осмотров
- Примерная форма личной карточки водителя
- Лич н ая карточка водителя
- Листок прохождения стажировки водителе м транспортного средства
- Листок прохождения стажировки водителе м транспортного средства
- Журнал учет а нарушен ий Правил дорожного движения, п равил технической эксплуатации и других правил перевозок, связанных с обеспечением безопас н ости движения, которые допустили водители предприятия
- Журнал учета нарушен и й Правил дорожного движения, Правил технической эксплуатации и других правил перевозок, связанных с обеспечением безопасности движения, которые допустили водители предприятия
- 7.3 . Инструментальный технический контроль автотранспортных средств
- 7.4 . Требования по обеспечению безопасности перевозок опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов