12.3. Люки, оборудованные затворами и питателями
Устройство, располагаемое в нижней части выпускной воронки или рудоспуска, через которое производят выпуск и погрузку горной массы, называется люком. Люки оборудуют затворами или питателями, предназначенными для управления грузопотоком горной массы. Затворы обеспечивают только перекрытие и регулирование подачи горной массы, а питатели, кроме того, равномерную и непрерывную ее подачу со значительно большей производительностью.
Конструкцию люка выбирают в зависимости от объема горной массы, пропускаемой через данный люк, ее гранулометрического состава и влажности, требуемой производительности и вместимости кузова загружаемого вагона. К конструкции люка предъявляют следующие требования: прочность, обеспечение безопасной и надежной работы без просыпи на почву и полноты загрузки кузовов вагонов, возможность более простого способа ликвидации образующихся над люком заторов.
Люк состоит из днища, бортов, лобовины, отбойника, затвора и привода управления затвором. Воспринимающее большие нагрузки днище изготовляют из заделанных в бетон рельсов, стальных листов толщиной до 25 мм или броневых плит толщиной до 80 мм. Лобовину и отбойник также выполняют из рельсов или из дерева, которое обшивают металлом. Угол наклона днища в зависимости от свойств выпускаемой горной массы составляет 40—65°.
Управление затвором может быть ручным или механическим. Наибольшее распространение получили затворы с пневматическими приводами (пневмоцилиндрами), пульт управления которыми располагают у погрузочного полка или в откаточной выработке.
Затворы, применяемые для оборудования люков, можно разделить по принципу действия на две группы: с отсечением струи горной массы и с созданием подпора струи. К первой группе относятся шиберные, секторные, пальцевые и цепные затворы, ко второй — лотковые. Кроме того, применяют комбинированные затворы — сочетание секторного, пальцевого или цепного затворов с лотковым.
Преимущества всех затворов — простота конструкции, недостатки — трудность ликвидации заторов руды, образующихся над люком. Затворы вполне удовлетворительно работают при крупности отдельных кусков выпускаемой горной массы до 400 мм (максимальная крупность — не более 600 мм).
Шиберный затвор (рис. 12.3, а), представляющий собой плоскую задвижку, которую перемещают в направляющих, применяют при выпуске среднекусковой горной массы невысокой крепости. Основной недостаток шиберного затвора — перекос задвижки, что вызывает большие сопротивления при ее открывании и закрывании и просыпь.
Секторные затворы могут быть с верхней отсечкой — секторный обратный (рис. 12.3, б), с нижней отсечкой — секторный прямой (рис. 12,3, в) и двухсекторные (рис. 12.3, г). Секторные затворы обеспечивают наиболее плотное закрытие выпускных отверстий люков. Односекторные затворы обычно применяют при крупности выпускаемой горной массы 200— 300 мм, двухсекторные — при крупности 400—500 мм.
- ВВЕДЕНИЕ
- 3. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ, ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МАШИН РУДНИЧНОГО ТРАНСПОРТА
- 3.1. Условия эксплуатации транспортных машин на горно-рудных предприятиях
- 3.2. Технологические схемы рудничного транспорта
- 3.7. Охрана окружающей среды
- 4.2. Комплексы самоходных машин для очистных и подготовительных работ
- 4.4.Передача тягового усилия и торможение самоходных машин
- 5.ТИПЫ И ПАРАМЕТРЫ САМОХОДНЫХ МАШИН
- Вопросы для самопроверки
- 8.3. Путевое оборудование для проведения подготовительных выработок
- 8.4. Эксплуатация рельсового пути
- 10.РУДНИЧНЫЕ ЛОКОМОТИВЫ
- 10.1. Классификация и область применения
- 10.3. Электрическое оборудование электровозов
- 10.5. Эксплуатационный расчет электровозного транспорта
- 10.7.Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт электровозов
- Вопросы для самопроверки
- 12.3. Люки, оборудованные затворами и питателями
- Вопросы для самопроверки
- 13. КОНВЕЙЕРНЫЙ ТРАНСПОРТ
- 13.1. Общие сведения
- 13.2. Классификация, область применения и схемы конвейерного транспорта
- Вопросы для самопроверки
- 14.4. Эксплуатационный расчет вибропитателей
- 15.5. Эксплуатационный расчет ленточного конвейера
- 15.6. Автоматизация ленточных конвейеров и конвейерных линий
- Вопросы для самопроверки
- Задачи и упражнения
- 17. ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ И ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
- 17.1. Схемы трубопроводного транспорта и области его применения
- 18.1. Средства вспомогательного транспорта и области их применения
- 18.3. Подвесные средства вспомогательного транспорта
- 18.4. Механизация погрузочно-разгрузочных и монтажных работ
- 22.АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
- 22.1.Автомобильные дороги
- 22.2. Подвижной состав
- 24.КОМБИНИРОВАННЫЙ ТРАНСПОРТ
- 24.1.Основные звенья комбинированного транспорта
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ