logo search
otvety_Gosy

Вопрос17: Методы обеспечения надежности технических систем. Перспективы развития

Методы обеспечения надежности технических систем. Перспективы развития

Одной из важнейших характеристик сложных технических систем является их надежность. Требования к количественным показателям надежности возрастают тогда, когда отказы технической системы приводят к большим затратам материальных средств, либо угрожают безопасности (например, при создании атомных лодок, самолетов или изделий военной техники). Один из разделов технического задания на разработку системы - раздел, определяющий требования к надежности. В этом разделе указывают количественные показатели надежности, которые необходимо подтверждать на каждом этапе создания системы. Существуют несколько методов, с помощью которых можно повысить конструктивную надежность сложной технической системы. Конструктивные методы повышения надежности предусматривают создание запасов прочности металлоконструкций, облегчение режимов работы электроавтоматики, упрощение конструкции, использование стандартных деталей и узлов, обеспечение ремонтопригодности, обоснованное использование методов резервирования. Наряду с конструктивными методами, обеспечивающими работоспособность системы, широко применяют вероятностные методы оценки ее надежности на этапах эскизного и рабочего проектирования. С целью определения количественных показателей надежности составляют функциональную схему и циклограмму работы системы во времени при ее эксплуатации. Более полному пониманию работы системы способствует принципиальная схема, в которой подробно описывают соединение узлов и элементов, а также их назначение. На основании функциональной и принципиальной схем работы системы составляют структурную схему надежности с указанием резервирования отдельных элементов, узлов и каналов. На основании структурной схемы надежности составляют перечень элементов и узлов с указанием интенсивностей отказов, взятых из справочной литературы или полученных по результатам испытаний или эксплуатации. Далее на основании исходных данных выполняют расчет проектной надежности системы. Анализ и прогнозирование надежности на стадии проектирования дает необходимые данные для оценки конструкции. Такой анализ проводят для каждого варианта конструкции, а также после внесения конструктивных изменений. При обнаружении конструктивных недостатков, снижающих уровень надежности системы, проводят конструктивные изменения и корректируют техническую документацию. Одним из основных мероприятий на стадии серийного производства, направленных на обеспечение надежности технических систем, является стабильность технологических процессов. Научно обоснованные методы управления качеством продукции позволяют своевременно давать заключение о качестве выпускаемых изделий. На предприятиях промышленности применяют два метода статистического контроля качества: текущий контроль технологического процесса и выборочный метод контроля. Метод статистического контроля (регулирования) качества позволяет своевременно предупреждать брак в производстве и, таким образом, непосредственно вмешиваться в технологический процесс. Выборочный метод контроля не оказывает непосредственного влияния на производство, так как он служит для контроля готовой продукции, позволяет выявить объем брака, причины его возникновения в технологическом процессе или же качественные недостатки материала.

Вопрос18: Формы развития производственно-технической базы СТОА (новое строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующего предприятия).

Формы развития производственно-технической базы СТОА (новое строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующего предприятия).

Развитие ПТБ предприятий автомобильного транспорта осуществляется в следующих формах:

  1. новое строительство

  2. расширение действующего предприятия

  3. реконструкция действующего предприятия

  4. техническое перевооружение действующего предприятия

Новое строительство предусматривает возведение комплекса зданий и сооружений основного (для ТО, ТР и хранения подвижного состава), административно-бытового и технического назначения (трансформаторная подстанция, насосная, компрессорная и т.д.)вновь создаваемого предприятия автомобильного транспорта, а также зданий и сооружений филиалов лили отдельного производства действующего предприятия, создаваемого на новом земельном участке с целью ввода дополнительных производственных мощностей, которые будут находиться на самостоятельном балансе.

Расширение предприятия автомобильного транспорта предусматривает строительство дополнительно к имеющимся новых зданий и сооружений, а также увеличение площади существующих зданий и сооружений за счет пристройки или надстройки с целью создания дополнительных производственных мощностей. К расширению предприятия относят строительство на вновь отведенном земельном участке нового филиала или производственного подразделения с целью увеличения мощности предприятия, которые после ввода в эксплуатацию должны находиться на балансе действующего предприятия.

Реконструкция предприятия автомобильного транспорта предусматривает переустройство существующих зданий и сооружений, связанное с совершенствованием технологических процессов, внедрением нового технологического оборудования, повышением эффективности функционирования ПТБ и осуществлением технических мероприятий по улучшению охраны труда и окружающей среды. В отличие от расширения реконструкция предприятия осуществляется, как правило, без увеличения площади здания и сооружения. При реконструкции обычно увеличивается производственная мощность за счёт повышения уровня механизации производственных процессов, роста производительности труда и устранения диспропорции между отдельными элементами ПТБ.

Техническое перевооружение предприятия автомобильного транспорта представляет собой выполнение комплекса мероприятий, направленных на повышение технико-экономического уровня производства или отдельных элементов ПТБ без увеличения общей мощности предприятия. Техническое перевооружение производится с целью:

  1. замена морально устаревшего и физически изношенного основного технологического оборудования

  2. модернизация природоохранных объектов

  3. подключение предприятия к централизованным источникам теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения

  4. переустройство инженерных сетей и коммуникаций и т.д.

При техническом перевооружении допускается частичная перестройка существующих

зданий и сооружений или частичная перепланировка без увеличения площади производственно-складских помещений.

Расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующего предприятия имеют ряд преимуществ перед новым строительством:

  1. более экономичный расход материальных, финансовых, трудовых и других ресурсов на единицу вводимой производственной мощности

  2. значительное сокращение сроков освоения капиталовложения

  3. инженерно-строительные работы производятся на освоенной площади, оснащенной подъездными путями, сетями электроэнергии, водопровода, канализации, теплоснабжения и связи

По сравнению с новым строительством расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующего предприятия имеют и определенные недостатки:

  1. невозможность использования типовых проектов, т.к. возникает проблема «вписания» новой планировки и технологического решения.

  2. невозможность применения высокопроизводительного технологического производства

  3. сложность производства инженерно-строительных работ на территории, стесненной существующими зданиями и сооружениями

необходимость перестройки, переоборудования рабочих постов временно приостанавливает работу отдельных участков и нарушает установившийся режим производства