Техническая характеристика комбинированной поливомоечной машины
Марка шасси | Автомобиль ЗИЛ-130-66 |
Габаритные размеры, мм: |
|
длина с прицепной цистерной | 13420 |
длина без прицепной цистерны | 7400 |
ширина | 3060 |
высота | 2500 |
дорожный просвет | 275 |
Масса машины, кг: |
|
с прицепной цистерной (без воды) | 8530 |
без прицепной цистерны (без воды) | 6150 |
Масса плуга, кг | 350 |
Емкость цистерн, л: |
|
основной | 6000 |
прицепной | 6000 |
Привод управления агрегатами: |
|
плугом, щеткой, соплами | Гидравлический |
центральным клапаном | » |
Тип и марка водяного насоса | Центробежный одноступенчатый 4К-6ПМ |
Производительность насоса, л/мин | 1920 |
Давление создаваемое насосом, МПа (кгс/см2) | 0,8 (8,0) |
Время наполнения машины с прицепной цистерной, мин: |
|
при заборе воды из водопровода | 25 |
при заборе воды из водоема | 8-9 |
Время наполнения машины без прицепной цистерны, мин: |
|
при заборе воды из водопровода | 12 |
при заборе воды из водоема | 6 |
Ширина полосы поливки, м | 15-18 |
Ширина полосы мойки, м | До 8 |
Ширина полосы подметания, м | 2,65 |
Максимальная ширина захвата плуга, мм | 2,65 |
Наибольшая высота слоя сгребаемого снега, мм | 400 |
Скорость движения машины, км/ч: |
|
при поливке и снегоочистке | До 20 |
при мойке | До 10 |
транспортная | До 35 |
Обслуживающий персонал, чел. | 1 |
Исправная и длительная работа аэродромной комбинированной поливомоечной машины АКПМ-3 обеспечивается строгим и точным соблюдением всех правил ее эксплуатации.
Своевременная смазка отдельных деталей, подтяжка всех соединений, содержание машины в чистоте — обязательное условие ее исправной работы.
В целях обеспечения длительного срока безаварийной службы машины безусловным является выполнение следующих требований:
-
водяной насос включать только на малых оборотах двигателя машины;
-
щетку опускать только при полной остановке машины;
-
при появлении на линии во время работы в подъемных механизмах плуга и щетки неисправностей, в результате которых щетка или плуг не поднимаются в транспортное положение, водитель должен вызвать техническую помощь. Если ее вызвать невозможно, необходимо вести машину в автопарк со скоростью не более 12 км/ч, проявляя осторожность.
Кроме того, надо помнить, что для исправной работы раздаточной коробки и коробки перемены передач автомобиля ЗИЛ-130 категорически запрещается одновременное включение щетки и водяного насоса.
В начале эксплуатации новой машины, не прошедшей период обкатки, необходимо выполнить все указания, приведенные в Инструкции к АКПМ-3, а также соблюдать особые правила эксплуатации, изложенные в Инструкции по эксплуатации автомобиля ЗИЛ-130 (раздел «Обкатка нового автомобиля»). Период обкатки новой машины равен 1000 км. Прежде чем приступить к эксплуатации новой машины, необходимо внимательно ее осмотреть и подтянуть все болтовые соединения и крепления, проверить наличие и уровень смазки в картерах двигателя, коробки передач и раздаточной коробки, редуктора центробежного насоса и конического редуктора, кожуха цепи. Проверить наличие воды в радиаторе. Заполнить консистентной смазкой все масленки в соответствии с картой смазки и инструкцией по эксплуатации. Проверить уровень масла в масляном баке гидропривода.
При работе насоса НШ-10Е масло из бака поступает к крану управления и при обычном (нейтральном) положении крана перепускается в маслобак.
Для выполнения той или иной операции следует указатель рычага крана управления поставить в соответствующее положение, руководствуясь надписями на диске, и нажать на рычаг. После выполнения операции рычаг следует опустить. Под действием пружины он возвратится в нейтральное положение.
Необходимо из фильтра сливать отстой через каждые 20 ч работы гидропривода; ежедневно проверять уровень масла и не допускать уменьшения количества его ниже нормы.
При заправке цистерн водой от водопроводной сети необходимо соблюдать следующий порядок:
-
установить водозаборную колонку на гидрант; снять головку-заглушку; подсоединить водопроводный рукав при заправке с правой стороны к трехходовому крану трубопровода, при заправке с левой стороны водопроводный рукав присоединить к вентилю; закрыть центральные клапаны; открыть рукояткой водозаборной колонки клапан гидранта, затем открыть вентиль водозаборной колонки;
-
после появления воды из контрольной трубы закрыть вентиль водозаборной коленки, закрыть клапан гидранта рукояткой водозаборной колонки, установить головку-заглушку на место.
Заправку основной и прицепной цистерны одновременно производить в следующем порядке:
-
установить водозаборную колонку на гидрант; снять головку-заглушку с крана или вентиля; подсоединить водопроводный рукав при заправке с правой стороны к трехходовому крану, при заправке с левой стороны — к вентилю; закрыть центральные клапаны; открыть рукояткой водозаборной колонки клапан гидранта; открыть вентиль водозаборной колонки;
-
при появлении воды из контрольной трубы прицепной цистерны вентиль перекрыть и продолжать заправку до появления воды из контрольной трубы основной цистерны;
-
в случае первоначального появления из контрольной трубы основной цистерны трехходовой кран перевести в положение ТУШЕНИЕ ПОЖАРА (вентиль открыт) и продолжать заправку до появления воды из контрольной трубы прицепной цистерны;
-
по окончании заправки обеих цистерн закрыть вентиль водозаборной колонки, закрыть клапан гидранта, закрыть вентиль, снять и убрать водопроводные рукава, установить головку-заглушку на место.
Заправку только прицепной цистерны производить через одноходовой пробковый кран. Центральные клапаны и вентиль должны быть закрыты.
Заправку цистерны водой из водоема при наличии остатка воды в цистерне производить в следующем порядке:
-
соединить всасывающие рукава; присоединить всасывающий рукав к заборной трубе, конец рукава с заборной сеткой опустить в водоем; открыть центральный клапан и заполнить центральный насос и всасывающую магистраль (трубу, рукав) водой из цистерны; закрыть центральный клапан; установить трехходовые краны и вентили в положение ЗАПРАВКА ЦИСТЕРНЫ ВОДОЙ ИЗ ВОДОЕМОВ; пустить двигатель; выжать сцепление; включить водяной насос;
-
при появлении воды через контрольную трубу выключить водяной насос; установить трехходовые краны в положение ТУШЕНИЕ ПОЖАРА, отсоединить рукава и закрыть всасывающую трубу головкой-заглушкой.
В случае отсутствия остатка воды в цистерне для заполнения всасывающей магистрали водой из водоемов используется газоструйный вакуум-аппарат. Порядок его включения в работу следующий:
-
установить трехходовые краны и вентиль в положение ЗАСАСЫВАНИЕ ВОДЫ В НАСОС ПОД ДЕЙСТВИЕМ РАЗРЕЖЕНИЯ; вентиль закрыть; пустить двигатель и перевести его на повышенные обороты; включить газоструйный вакуум-аппарат перемещением рукоятки кранов вправо; с появлением сплошной струи воды из диффузоров выключить газоструйный вакуум-аппарат, снизить обороты двигателя, установить трехходовые краны и вентили в положение ЗАПРАВКА ЦИСТЕРН ВОДОЙ ИЗ ВОДОЕМОВ, выжать сцепление, включить водяной насос;
-
при появлении воды из контрольной трубы выключить насос, установить трехходовые краны и вентили в положение ТУШЕНИЕ ПОЖАРА, отсоединить рукав, всасывающую трубу закрыть головкой и заглушкой.
При заправке только основной цистерны из водоема вентиль закрыт.
При заправке только прицепной цистерны трехходовой кран установить в положение ТУШЕНИЕ ПОЖАРА, а вентиль открыть.
Появление воды в сопле газоструйного вакуум-аппарата происходит через 15-30 с после его включения. Если через минуту в сопле не появится вода, аппарат должен быть выключен. Затем нужно провести осмотр машины для обнаружения подсоса воздуха, что является причиной отказа работы аппарата. Определение мест пропуска производится на слух, пламенем свечи, смачиванием стыков мыльной водой. Сжатый воздух, необходимый для проверки системы, подводится от компрессора. В этом случае: рукоятка аппарата — в правом положении; трехходовые краны — в позиции «ЗАСАСЫВАНИЕ воды под действием разрежения».
При производстве поливки и мойки необходимо соблюдать следующий порядок:
-
установить трехходовые краны и вентили в положение ПОЛИВКА И МОЙКА ДВУМЯ СОПЛАМИ, при этом кран сопел должен быть установлен в одном из трех положении в зависимости от того, как будет производиться работа — двумя, правым или левым соплом;
-
включить масляный и водяной насосы левым рычагом коробки отбора мощности; открыть центральный клапан прицепной цистерны (при малых оборотах двигателя), при этом клапан в переднем днище прицепной цистерны также должен быть открыт; производить поливку или мойку, управляя положением сопел с помощью крана;
-
после израсходования воды из прицепной цистерны центральный клапан ее необходимо закрыть, а открыть центральный клапан основной цистерны;
-
по окончании поливки или мойки выключить центробежный насос и закрыть центральный клапан.
Перед выходом машины АКПМ-3 со снегоочистительным оборудованием на линию водитель обязан проверить гидравлическую систему, работу агрегатов машины и управление подъемом плуга и щетки. При повышенном пробуксовывании рекомендуется заполнить два отсека цистерны мешками с сухим песком, для чего снять один волнорез, покрыть дно цистерны брезентом, через горловину погрузить мешки в цистерну (40 мешков но 50 кг).
Снегоочистительное оборудование может использоваться в трех вариантах:
-
обвалование снега одним плугом;
-
одновременная работа плуга и щетки;
-
работа одной щеткой.
Работа снегоочистительного оборудования складывается из следующих операций: включается масляный насос; опускаются плуг и щетка, для чего поворачивается рукоятка крана управления согласно надписи на диске панели; включается верхний вал раздаточной коробки; устанавливается отвал под необходимым углом; включается щетка путем включения нижнего вала раздаточной коробки.
Техническое обслуживание шасси, на котором установлено оборудование, следует выполнять в строгом соответствии с Инструкцией завода-изготовителя автомобиля ЗИЛ-130.
Техническое обслуживание поливомоечного оборудования включает контрольный осмотр перед выездом на аэродром, обслуживание машины в процессе работы, ежедневное техническое обслуживание и техническое обслуживание № 1 и 2.
Перед выездом на аэродром необходимо проверить: крепление цистерн к раме прицепа и автомобиля; крепление карданного вала к раздаточной коробке и к центробежному насосу; наличие и состояние водозаборной колонки, заборных рукавов; крепление центробежного насоса к раме машины; крепление трубопроводов; крепление сопел; работу системы управления центральным клапаном и соплами.
При этом проверяется работа раздаточной коробки, нет ли подтекания масла, воды и горючего. В процессе работы нельзя перегружать двигатель машины, допускать утечки смазки из агрегатов машины и воды из систем охлаждения двигателя. Необходимо следить за состоянием крепления фланцев карданного вала привода центробежного насоса, наблюдать за правильной установкой сопел.
Ежедневное техническое обслуживание включает: проверку крепления раздаточной коробки, фланцев карданного вала, центробежного насоса, цистерн, трубопровода и сопел, окузовки машины и дверок, а также наличие смазки в корпусе подшипников центробежного насоса и работу гидросистемы управления соплами.
Техническое обслуживание № 1 проводится через 800 км пробега машины. При этом кроме ежедневного технического обслуживания необходимо произвести следующие работы: опробовать без воды центробежный насос на малых оборотах при обязательном наличии масла в гидросистеме; прослушать работу раздаточной коробки, карданной передачи и центробежного насоса; смазать детали поливомоечного оборудования согласно карте смазки; проверить крепление стремянок передних и задних рессор.
Техническое обслуживание № 2 проводится через 4200 км пробега машины. При этом кроме работ технического обслуживания № 1, необходимо: проверить крепление колеса водяного насоса, кронштейна и цепи установки запасного колеса; очистить фильтр масляного бака; промыть масляный бак.
Техническое обслуживание снегоочистительного и подметального оборудования включает ежедневное техническое обслуживание и техническое обслуживание № 1 и 2.
При ежедневном техническом обслуживании необходимо проверить: нет ли подтеканий смазки и жидкости из гидравлической системы, крепление кронштейнов установки редуктора, раздаточной коробки и коробки передач, картера цепной передачи, износ щетки по ворсу (диаметр щетки по ворсу должен быть не менее 300 мм), действие системы управления подъемом плуга и щетки, износ ножей на отвале плуга, уровень масла в картере цепной передачи (уровень не должен быть ниже контрольной пробки).
Техническое обслуживание № 1 проводится через 800 км пробега машины. При этом кроме операций ежедневного технического обслуживания необходимо: проверить крепление стремянок передних и задних рессор, затяжку болтов фланцев карданного вала редуктора, крепление механизма подъема щетки, масляного насоса к раздаточной коробке, рамы щетки к редуктору (при наличии больших зазоров уменьшить количество прокладок и затянуть болты хомутов), щетки к фланцам цапф подшипников и ножей к отвалу, соединение пружинных амортизаторов с рамой плуга и отвалом, натяжение пружин амортизаторов, крепление кронштейна механизма подъема плуга к буферу и лонжеронам; подтянуть болты крепления зажимов троса, стопорные болты в кронштейнах крепления редуктора, фланцы труб редуктора к его корпусу; очистить карданный вал от приставшей к нему грязи; произвести смазку снегоочистительного оборудования.
Техническое обслуживание № 2 проводится после 4200 км пробега машины. При этом кроме работ технического обслуживания № 1 необходимо: проверить состояние сальниковых уплотнений щетки и редуктора, резиновых амортизаторов плуга, зазоры соединения толкающих штанг со сцепной рамой, крепление трубопровода; очистить фильтр масляного бака; произвести смазку снегоочистительного оборудования машины.
Во всех случаях запрещается производить проверку работы водяного или масляного насоса включением его на холостой или рабочий ход без наличия масла в гидравлической системе плуга и щетки.
Таблица 2.
- Методические разработки (планы-конспекты)
- Г. Таганрог Содержание:
- Организационно-методические указания
- 4, 6, 7, 11, 13, 14 — Пневматические задвижки; 6 — вентиль для слива отстоя;
- 6, 7, 8, 22 — Вентили Ду-32; 9 —штуцер; 10, 15, 16, 17, 18, 19 — пневмоклапаны;
- 23, 26 И 36 — воздушные вентили; 24 — фильтр тонкой очистки; 25 и 37 — манометры;
- Технические данные топливозаправщиков
- Технические данные автоцистерн и прицепов-цистерн
- Технические данные централизованных заправщиков
- Технические данные перекачивающих станций горючего псг-160
- Технические данные маслозаправщика мз-66
- Технические данные заправщиков спецжидкостями
- Технические данные водоспиртозаправщиков
- Технические данные нагнетательных аэродромно-уборочных машин
- Технические данные бульдозеров
- Технические данные скрепера
- Технические характеристики катков на пневматических шинах
- Технические характеристики автогрейдеров
- Техническая характеристика комбинированной поливомоечной машины
- Технические характеристики шнекороторных снегоочистителей
- Технические характеристики шнекороторных снегоочистителей
- Технические характеристики ату