Виды транспорта и их взаимодействие
Транспорт играет большую роль в жизнеобеспечении людей, соединяя производство продукции с ее потребителями, связывая регионы России между собой, а также Россию с другими государствами. Транспорт играет огромную роль в укреплении обороноспособности страны.
В условиях рыночной экономики большое внимание уделяется вопросам взаимодействия транспорта с грузоотправителями и грузополучателями. Определяющими факторами для финансового благополучия каждого вида транспорта являются обеспечение своевременного, качественного и полного удовлетворения потребностей предприятий, организаций и населения в перевозках, а также привлечение дополнительного объема перевозок грузов и пассажиров.
Все виды транспорта образуют единую транспортную систему, в состав которой входят наземный, подземный, воздушный и водный транспорт.
К наземному транспорту относятся: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный (нефте-, продукто- и газопроводы), новые виды транспорта (на магнитной или воздушной подушке, монорельсовый транспорт и т.д.), линии электропередач (ЛЭП), канатные дороги; к подземному — метрополитены; к водному — морской и речной; к воздушному — авиационный.
В зависимости от функций в процессе производства транспорт подразделятся на:
внешний или магистральный, обеспечивающий экономические связи между производителями и потребителями продукции и пассажирские перевозки;
внутрипроизводственный или промышленный, обеспечивающий в основном технологические нужды данного производства (шахты, заводы и т.д.) — это перевозка грузов в пределах предприятия, доставка сырья, материалов, топлива с магистральной дороги и вывоз готовой продукции, а также освободившихся от груза вагонов в обратном направлении. К промышленному транспорту относятся конвейеры, подъемники, подвесные канатные дороги, автотранспорт, подъездные пути нормальной и узкой колеи;
городской, к которому относятся метрополитены, автобусы, трамваи, троллейбусы, такси.
Технико-экономическая характеристика видов транспорта
Основные технико-экономические особенности отдельных видов транспорта, определяющие сферу их использования, заключаются в следующем:
Железнодорожный транспорт:
универсальность, наиболее приспособлен к перевозкам массовых грузов в большом объеме и на любые расстояния и не имеет конкурентов среди других видов транспорта, кроме трубопроводного;
возможность сооружения на любой сухопутной территории;
связь с большинством промышленных и сельскохозяйственных предприятий, имеющих подъездные пути. Как правило, путь движения грузов более короткий, чем на речном и морском транспорте;
высокая провозная способность, надежность и регулярность перевозок, независимо от климатических условий, времени года и суток;
сравнительно невысокая себестоимость перевозок грузов и пассажиров (по энергетическим и экологическим показателям опережает авиационный и автомобильный транспорт);
более высокая скорость доставки грузов по сравнению с речным транспортом;
большая маневренность в использовании подвижного состава и высокая безопасность движения.
Вместе с тем постройка железных дорог требует больших капиталовложений и затрат металла (свыше 160 т на 1 км пути).
Автомобильный транспорт:
более высокая, чем на железнодорожном, речном и морском транспорте, скорость доставки грузов преимущественно на коротких расстояниях;
высокая маневренность, что позволяет осуществлять доставку грузов от склада отправителя до склада получателя без перегрузочных операций с одного вида транспорта на другой (что существенно повышает качество перевозок);
регулярность перевозок (при наличии усовершенствованных автомобильных дорог);
меньшие по сравнению с железнодорожным транспортом капитальные вложения в освоение малого грузопотока на небольших расстояниях.
Однако на автомобильном транспорте более высокая, чем на других видах, себестоимость перевозок.
Речной транспорт:
большая провозная способность на глубоководных реках;
сравнительно невысокая себестоимость перевозок;
меньшие удельные капитальные затраты и меньший расход металла по сравнению с железными дорогами.
Недостатки речного транспорта — несовпадение направления ряда крупных рек с основными грузопотоками, нерегулярность перевозок, меньшая по сравнению с железными дорогами скорость доставки грузов, больший, чем по другим видам транспорта, путь движения.
Морской транспорт:
возможность массовых межконтинентальных перевозок грузов внешнеторгового оборота;
более низкая по сравнению со всеми другими видами транспорта себестоимость перевозок на дальние расстояния;
более высокая, чем на речном транспорте, скорость движения судов;
меньшие по сравнению с речным и железнодорожным транспортом капитальные вложения (при массовых перевозках на дальние расстояния);
регулярность перевозок (за исключением некоторых портов северных районов страны).
Вместе с тем на морском транспорте не обеспечивается ритмичная работа в отдельные периоды (туманы и т.д.).
Воздушный транспорт:
возможность перевозок грузов и пассажиров во всех направлениях;
меньшие капитальные вложения, чем на железнодорожном транспорте;
большая скорость доставки;
более короткие по сравнению с речным и железнодорожным транспортом маршруты следования.
Однако воздушный транспорт используется для перевозки пассажиров, срочных, особо ценных и скоропортящихся грузов небольшими партиями на дальние расстояния, а также других грузов в районы, не имеющие наземного и водного транспорта.
Трубопроводный транспорт:
возможность повсеместной прокладки трубопроводов;
более короткое расстояние перекачки по сравнению с транспортировкой по речным путям и железным дорогам;
самая низкая себестоимость транспортировки грузов;
полная герметизация процесса транспортировки, обеспечивающая сохранность грузов;
автоматизация операций транспортировки грузов;
меньшие по сравнению с другими видами транспорта капиталовложения и расход металла.
К недостаткам следует отнести то, что по трубопроводам транспортируется ограниченное число видов грузов (нефть, газ и т.д.).
- Федеральное агентство железнодорожного транспорта
- Федеральное агентство железнодорожного транспорта
- Рабочая учебная программа по дисциплине
- 1.1 Цели и задачи дисциплины
- 1.4 Содержание курса
- 1.4.1 Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 1.4.2 Содержание разделов и темы дисциплины
- 1.8 Самостоятельная работа
- 1.9 Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 2. Методические указания студентам
- 3. Методические рекомендации преподавателю
- Раздел 1. Общие сведения о железнодорожном транспорте Характеристика железнодорожного транспорта и его место в транспортной системе
- Виды транспорта и их взаимодействие
- Основные показатели работы транспорта
- Габариты на железнодорожном транспорте
- Раздел 2. Устройства и технические средства железных дорог Общие сведения о железнодорожном пути
- Комплекс устройств и схема электроснабжения
- Общие сведения о подвижном составе и его классификация
- Локомотивное хозяйство
- Вагонное хозяйство
- Основные понятия о комплексе устройств автоматики, телемеханики и связи
- Общие сведения о раздельных пунктах
- Раздел 3. Организация железнодорожных перевозок и движение поездов Классификация грузов по объему отправок и скорости доставки
- Понятие о плане формирования поездов
- Классификация поездов
- Маршрутизация перевозок
- Поездная документация
- Общие понятия о графике и расписании движения поездов
- Классификация графиков движения поездов
- Элементы графика движения поездов
- Раздел 4. Метрополитены Общие сведения о метрополитенах
- 4. Материалы текущего и промежуточного контроля. Методическое обеспечение
- Московский государственный университет путей сообщения
- Вопросы теоретического курса
- З а д а ч а №1
- Методические указания к выполнению задачи № 1 «расчет оборота вагона на направлении полигона железной дороги»
- Исходные данные для расчета оборота вагона на полигоне
- Исходные данные для расчета оборота вагона
- «Определение массы состава и полезной длины приемо-отправочных путей»
- Методические указания к выполнению задачи № 2
- Характеристика вагонов и участков
- Характеристика локомотивов
- Рекомендуемая литература