logo
Лекции

4. Научно-техническая революция и автомобилизация.

Развитие науки, технологии и исследований в области автомобильной промышленности в настоящее время.

Эффективность работы автомобильного транспорта влияет на производительность труда всех отраслей промышленности и сельского хозяйства. Большое значение приобретают разработка и создание более прогрессивных моделей автомобильной техники, совершенствование конструкции агрегатов автотранспортных средств, улучшение их эксплуатационных качеств. Успехи, достигнутые за последние десятилетия в фундаментальных и прикладных науках, открывают новые возможности для развития автомобильной техники и развития автомобильной промышленности. Важнейшими направлениями дальнейшего повышения технического уровня автомобильной техники являются уменьшение расхода топлива и масла, снижение трудоемкости технического обслуживания, расхода материалов на изготовление автомобиля, понижение уровня шума и токсичности отработавших газов, повышение надежности и безопасности конструкции . Высоких показателей топливной экономичности можно достичь в результате дальнейшего уменьшения массы автомобиля, установки дизелей, улучшения аэродинамических показателей, совершенствования конструкций трансмиссий и других узлов, а также расширения применения электронных устройств, позволяющих поддерживать оптимальные режимы движения. Масса автомобиля может быть уменьшена при широком использовании легких сплавов, пластмасс, высокопрочных деталей, а также при рациональном конструировании сборочных единиц и деталей с помощью ЭВМ . При конструировании необходимо в первую очередь определить требования, предъявляемые к автомобилю, учитывающие условия его эксплуатации, производственные возможности и т. п. Однако полностью удовлетворить все предъявляемые требования невозможно. Поэтому конструктор в каждом конкретном случае отдает предпочтение наиболее важным требованиям, предъявляемым к данному автомобилю или проектируемому агрегату. Развитие автомобильной промышленности и единая система конструкторской документации (ЕСКД) устанавливает для всех предприятий и организаций единый порядок, последовательность и организацию проектирования новых изделий, а также единые правила оформления и выполнения конструкторской документации . Введение ЕСКД способствует кооперированию производства и позволяет устранить изменения в технической документации при ее передаче с одного предприятия на другое. В настоящее время особенно актуальной является проблема обеспечения высокого качества проектных работ, выполняемых в течение ограниченного времени. Применение ЭВМ дает возможность ускорить конструкторские расчеты, осуществить математическое моделирование сложных физических процессов, учитывать значительно большее число факторов при расчетах, а следовательно, более обоснованно выбрать конструктивные параметры проектируемого автомобиля . В настоящее время быстрыми темпами внедряется система автоматизированного проектирования (САПР) с применением технических средств обработки информации и математических методов для решения основных задач конструирования и доводки агрегатов автомобиля. Внедрение САПР позволяет снизить продолжительность и трудоемкость конструкторских работ и обеспечить взаимосвязь конструкторской подготовки производства с подсистемами автоматизированной системы управления производством и автоматизированной системой управления технологическими процессами. Что такое автомобильная промышленность в современном постиндустриальном государстве? Эту отрасль по своей структуре, массовости и объемам производства в настоящее время, проведя аналогии, можно сравнить с такими новыми постиндустриальными отраслями, как вычислительная техника и информационные технологии: огромные национальные и международные автомобильные и компьютерные корпорации; высокий уровень кооперации производственного процесса; всепроникающие системы сервисного обслуживания автотранспорта и информационных технологий; наличие и постоянный рост, с одной стороны, огромного количества высококлассных специалистов и, с другой, массовое использование как автомобилей, так и компьютеров квалифицированными пользователями, обладающими необходимым уровнем знаний, которые к настоящему времени представлены практически всем взрослым населением страны, включая учащихся. Таким образом, и автомобиль, и компьютер представляют собой коммуникационную среду современного постиндустриального общества. В настоящее время автомобилестроение испытывает бурное развитие - создаются более совершенные двигатели, применяются инновационные аэродинамические решения. В связи с жесточайшей конкуренцией, а автомобилестроительной отрасли предприятия стремятся использовать передовые технологии компьютерного инженерного моделирования, что позволяет сократить расходы на опытное производство и уменьшить время разработки изделия. Программные средства линейки FloEFD позволяют решать широкий спектр задач, например, определение аэродинамических характеристик автомобиля, расчет тепловых процессов в подкапотном пространстве, расчет взаимодействия частиц с поверхностью автомобиля, определение теплового режима двигательных и выхлопных магистралей, расчет теплового состояния фар с целью исключения перегрева защитных стекол и колб ламп.

Задачи внешнего обтекания. Определение аэродинамических характеристик и нагрузок:

- аэродинамические характеристики автомобиля и его отдельных элементов

- аэродинамические и тепловые нагрузки на различные элементы конструкции

- аэродинамика и теплообмен подкапотного пространства

- аэродинамика взаимодействия частиц с поверхностью автомобиля,

- эрозийнное воздействие

Внутренние задачи

-Задачи вентиляции и теплового режима салона

-Тепловой режим двигательных и выхлопных магистралей

- Моделирование элементов гидросистемы (гидроприводы, аккумуляторы, баки, насосы, клапаны …)

-Моделирование элементов топливной системы (топливные баки, топливные магистрали, насосы подкачки и перекачки, узлы, клапаны, гидравлическая арматура …)

-Тепловой режим приборных блоков