logo
Лекции

Как появился автомобиль

  • Автомобиль (от греч. autos - сам и лат. mobilis - подвижной, легко движущийся) - средство безрельсового транспорта с собственным двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров, грузов или специального оборудования. По назначению А. делятся на транспортные, специальные и гоночные. ("Большой Энциклопедический Словарь")

    Мечты о самодвижущихся средствах передвижения издавна владели человечеством. На стенах древних пещер чертеж колеса передавался по наследству обитателями Месопотамии; не понаслышке знали о колесе античные греки и римляне. В целом, история колесниц и колесного транспорта не слишком хорошо документирована, но доподлинно известно, что долгое время этот транспорт приводился в движение мускульной силой людей и животных. В 1490 Леонардо да Винчи все еще придумывал колесницу, приводимую в движение восемью "приспособленными для того" воинами, толкавшими рычаги и приводы. Но кажется, неплохо, что у потомков, использующих сегодня "автомобиль", в лексиконе от прошлого осталась не "сила воина", а "лошадиная сила".

    Однако, кроме применения в упряжках всевозможных животных, и кроме собственно "турусов на колесах", истории известны и колесницы, движимые, к примеру, ветром. "Турусы" - это деревянные башни на колесах, под прикрытием которых штурмующие подходили к крепостным стенам. По преданию, даже князь Олег, прежде чем вешать щит на врата Царьграда, водрузил ладьи на колеса, дабы выступить со стороны поля: "и подступил Олег к Царьграду на колесницах, снабженных парусами". Колесница под парусом, ок. 1600 Средневековые торговцы с Востоком сообщали, что им встречались картинки парусных колесниц на древних картах Китая. В 1599 г. нидерландский математик и инженер Саймон Стевин (1548-1620) на основе этой идеи сконструировал повозку, движимую парусами.

    Колесница под парусом, ок. 1600

    Средневековые торговцы с Востоком сообщали, что им встречались картинки парусных колесниц на древних картах Китая. В 1599 г. нидерландский математик и инженер Саймон Стевин (1548-1620) на основе этой идеи сконструировал повозку, движимую парусами. Она была способна везти 28 человек со скоростью 34 км/час.

    Наконец, в 1769 году англичанин Джеймс Уатт создал паровую машину (некоторые, правда, утверждают, что прототип придумал в Древней Греции еще Герон Александрийский - хотя то был насос для перемещения воды с использованием для нагрева энергии солнца. К тому же, задолго до Уатта свою версию парового двигателя предлагал еще англичанин Томас Севери в 1698-м, и русский Иван Ползунов тоже отличился чуть раньше - в 1763). Но, чтобы там ни говорили злые языки, то был тот самый знаменитый Уатт, что принял лошадиную силу за единицу мощности двигателей. Независимо от Уатта, модель своего паромобиля в 1770 предложил французский артиллерист Жозеф Кюньо (Cugnot). По мнению некоторых историков, механизм Кюньо и есть первый в мире "автомобиль", поскольку именно так именовал свое изобретение сам автор, хотя и предназначено устройство было быть тягачом для орудий.

    "Автомобиль" Кюньо, 1771

    Запаса воды этого транспортного средства хватало всего на 10-15 минут движения - после этого котел нужно было снова заправлять водой и раскладывать под ним костер – разводить пары. Но как бы там ни было, машина двигалась и двигалась сама! грузоподъемность: 2,5 тонны макс. скорость 3,5 км/ч.

    Особенно обилен на множество разнообразных предложений паромобилей XIX век. Так и кажется, что в голове изобретателей сидело одно: "если пар у нас в руках, его надо куда-то пристроить". В первой трети 19 века начали появляться паровые экипажи для перевозки пассажиров. Среди наиболее известных проектов - почтовая карета англичанина Тревитика, пассажирский паромобиль Ханкока (1822), французский паровой омнибус (1873) и множество других.

    Паровая карета Тревитика, 1803

    Карета Ричарда Тревитика (1771–1833). Этот "паровой дилижанс" из Корнуолла вызвал огромный интерес у публики и прессы, но оказался для поездок дороже лошадей и овса, и, вдобавок, с ним случился пожар. Следующим шедевром изобретателя стал первый в мире паровоз с вагончиками на рельсах.

    Однако магистраль автопрогресса оказалась совсем не там, куда вели паромобили. Примерно уже тогда (1801) француз Филипп Лебон (Philippe Lebon) заявил идею, которую Жан Ленуар через шестьдесят лет реализовал на практике: перспективнее поршень двигать взрывами светильного газа, подожженного искрой, избавляя тем самым человечество от нужды в котлах. Помимо Лебона, к конструкции работающего двигателя внутреннего сгорания (ДВС) приложили свои руки и головы Браун (1823), Райт (1833), Барнетт (1838) и многие другие. С 1877 первые двигатели на светильном газе начали выпускаться в Кельне на предприятии Николауса Отто.

    Эпохе предложений и идей "огнедышащих" паровых драконов пришел конец. И хотя претендентов на титул про-автора современного автомобиля, помимо китайцев и князя Олега, не счесть, и многие страны предлагают своих соискателей, это почетное звание по праву принадлежит немецким конструкторам Готлибу Даймлеру и Карлу Бенцу. В 1885 году Даймлер и Бенц почти одновременно предложили реализации самодвижущихся экипажей с ДВС и получили на них патенты. Это были первые образцы "настоящих" авто, с двигателями внутреннего сгорания.

    Однако с этого места история автомобиля только началась