logo
10

10.3. Водный транспорт

Водный транспорт представлен речным, озерным и морским видами транспорта. Водным транспортом руководит Министер­ство транспорта РФ со своим Федеральным агентством морского и речного транспорта (Росморречфлот РФ).

Речной транспорт играет большую роль в формировании и функционировании товарного рынка России, где около 70 тыс. рек, более 1,7 тыс. средних и крупных озер. По суммарной про­тяженности более 400 тыс. км водного речного пути страны мо­жет использоваться для судоходства и сплава леса.

Перевозки грузов по речным и озерным путям экономичны, поскольку требуют меньших первоначальных капитальных за­трат и текущих расходов. Например, себестоимость грузовых перевозок по рекам европейской части России, где достаточно развитая сеть железных дорог, примерно на 1/3 ниже себестои­мости перевозок по железным дорогам, по Волге - в два раза ниже (по сравнению с приволжскими железными дорогами).

Однако речной транспорт имеет относительно небольшой удельный вес в грузо- и пассажирообороте России. Это связано с тем, что основные потоки массовых грузов (грузоперевозок) осуществляются в широтном направлении, а большинство судо­ходных рек имеет меридиональное направление. Негативное влияние на развитие речного транспорта оказывает также сезонный характер речных перевозок. Ледостав на Волге длится от 100 до 140 дней, на реках Сибири - от 200 до 240 дней.

При распределении перевозок между видами транспорта с учетом ограниченного навигационного периода (по причине климатических условий) речной и озерный транспорт задействуется для перевозок в первую очередь массовых насыпных и на­валочных грузов сезонного производства и потребления, а также грузов, завозимых в объеме полугодовой или годовой потребно­сти субъектов товарного рынка.

Большая часть оборота речного транспорта приходится на европейскую часть страны. Важнейшей транспортной речной магистралью служит Волга со своим притоком Камой. На севере европейской части России заметную роль играют Северная Двина, Онежское и Ладожское озера, реки Свирь и Нева.

Большая роль в развитии речного транспорта в стране принадлежит созданию единой глубоководной системы и строитель­ству Беломоро-Балтийского, Волго-Балтийского, Московско-Волжского и Волго-Донского каналов. В связи с освоением при­родных ресурсов на востоке страны возрастает транспортное значение Оби, Иртыша, Енисея, Лены, Амура. Особенно суще­ственна их роль в обеспечении осваиваемых территорий, где практически отсутствуют сухопутные транспортные магистрали.

Материально-техническую базу современного речного транс­порта представляют:

флот - самоходные и несамоходные суда (пассажирские, грузопассажирские, грузовые, баржи, буксиры и т.д.). По своему назначению суда речного флота подразделяются на суда транспортного назначения, технические (землесосы, дноуглубители, грунтовозы, краны на плаву и др.), служебно-вспомогательные (буксиры, пожарные, ледоколы, разъездные);

порты - прибрежные пункты, осуществляющие работы по загрузке и разгрузке судов, посадке и высадке пассажиров, формированию речных составов и их техническому обслуживанию. Различают порты универсальные (выполняют все виды работ) и специализированные (выполняют только отдельные виды работ).

В структуру порта входят: территория, акватория, причальный фронт. Площадь территории порта должна быть достаточной для свободного и удобного расположения на ней зданий, складов, подъездных путей, вокзалов, ремонтных мастерских и других сооружений и устройств для выполнения всех необходимых работ на берегу и снабжения плавающего состава транспортных судов.

Акватория (водная площадь) порта включает: судовые ходы и подходы к причалам, рейды достаточной ширины для размеще­ния на них различного типа судов с прочно укрепленными на воде и оборудованными сигнальными знаками и причальными принадлежностями (буи, понтоны). Причальный фронт порта представляет собой совокупность причалов, подразделяемых на грузовые (специальные и общего назначения), пассажирские (для транзитного, местного, пригородного, внутригородского движе­ния), служебные (для служебно-разъездных судов, рейдовых тол­качей (буксиров), судов-пожаротушителей, судов-водовозов (во­долеев), очистительные станции и др.);

3) пристани - промежуточные прибрежные пункты кратковременной остановки судна с целью частичной погрузки-выгрузки грузов или посадки-высадки пассажиров;

4) заводы - универсальные (строительство и ремонт различ­ных судов) и специализированные (ремонт действующих или строительство новых специальных судов). Располагаются заводы главным образом близ крупных речных или озерных портов.

Технология работы речного транспорта предусматривает содержание и обслуживание водных путей, техническое обслуживание и ремонт судов, производство соответствующих операций в портах и на пристанях в целях создания безопасных судоход­ных условий и выполнения землечерпальных, тральных, скало-уборочных, выправительных и других работ.

Для обеспечения безопасности плавания на реках и озерах, правильной и эффективной эксплуатации судовых путей по каждому из них составляются (а по мере необходимости корректируются и переиздаются):

лоцманская карта с нанесением на нее судовых ходов;

лоция, описывающая особенности судоходства на данном водном пути;

маршрутник, содержащий перечень всех характерных пунк­тов (островов, убежищ, населенных пунктов, крупных и средних предприятий и др.), расположенных в пределах водного пути;

атлас водного волнения на судоходных трассах, акватори­ях озер и водохранилищ (в зависимости от силы и направления ветра).

Организация работы речного транспорта основана на графике движения судов и составов в период навигации, а также техническом плане, предусматривающем работу технических средств.

Морской транспорт - важный и перспективный участник рыночных отношений. Наша страна - великая морская держава; протяженность ее морских границ, омываемых водами 14 морей и трех океанов, — около 45 тыс. км. Развитие морского транс­порта связано прежде всего с удовлетворением потребностей во внешнеторговых и внутренних перевозках. Важное значение приобретает повышение размеров и эффективности экспорта транспортных услуг, оказываемых отечественным морским транспортом. Около 90% всего грузооборота морского транспорта обеспечивают внешнеторговые перевозки, суда заходят пример­но в 1200 портов, расположенных более чем в 120 странах мира. Морской транспорт — один из основных источников получения валютных средств России.

Крупные современные морские порты расположены в Санкт-Петербурге, Мурманске, Архангельске, Новороссийске, Туапсе, Астрахани, Владивостоке, Калининграде, Находке, Ванине и в

других городах России. В связи с освоением природных ресурсов Крайнего Севера и Дальнего Востока обеспечена круглогодичная навигация в районы Новой Земли, Ямала, Норильска, при этом большое значение приобретают порты в Игарке, Дудинке, Тикси. Материально-техническая база морского транспорта:

флот - пассажирские, торговые, промысловые (рыболов­ные и др.) суда, а также суда для буксировки других судов, гидротехнических работ, подъема затонувших судов и имущества, охраны промыслов, санитарные, пожарные, спасательные, лоц­манские, дноуглубительные и др. По эксплуатационному назначению морские суда (как и речные) подразделяются на транс­портные, технические, служебно-вспомогательные;

порты - общего назначения (принимают все суда, в том числе пассажирские), специализированные (для переработки грузов определенной группы или конкретного наименования) и комбинированные. Порты состоят из причальных и оградительных гидротехнических сооружений, погрузочно-разгрузочных площадок, складов и других сооружений, обеспечивающих про­изводство грузовых работ, посадку и высадку пассажиров, прием и хранение грузов, безопасность стоянок судов и их экипажей;

путевое хозяйство, предназначенное для обеспечения без­опасности судоходства, необходимых условий плавания по морскому пути, осуществления аварийно-спасательных и подводно- технических работ;

электросвязь и электрорадионавигация, обеспечивающие безопасность плавания и надежную связь между судами, портами, пароходствами;

судоремонтные заводы - предприятия, осуществляющие капитальный, периодический, текущий ремонт, реконструкцию судов;

судостроительные заводы (их сравнительно немного, рас­ положены близ или на территории крупных морских портов).

Технология работы морского транспорта, направленная на экономичное и безопасное функционирование судов, портов, заводов, предусматривает подготовку порта к приему и отправлению судов, подачу судов под погрузку, их обработку, подго­товку к рейсу, прием грузов к перевозке, выход судна из порта, обеспечение нормального и безопасного плавания.

Организация морского судоходства осуществляется на основании годового плана перевозок и графиков движения морских судов.