logo
10

10.1. Железнодорожный транспорт

Важную роль на товарном рынке играет железнодорожный транспорт. Он обладает высокой провозной способностью, ско­ростью, универсальностью, непрерывностью, маневренностью, относительной дешевизной перевозок грузов и тесно взаимодей­ствует с другими видами транспорта. Россия обладает широкой сетью железнодорожных магистралей большой протяженности.

Этот вид транспорта занимает второе место (после трубопро­водного) в стране, в грузообороте всех видов транспорта - око­ло 41% и первое место в пассажирообороте (более 34%). Его доля в мировом железнодорожном грузообороте равна 25%, пассажирообороте - 15%. Протяженность железнодорожных путей со­ставляет примерно 85 тыс. км (7% мировых).

Железнодорожный транспорт особенно эффективен при перевозках на дальние расстояния, а с учетом огромной территории России он и в перспективе останется ведущим видом транспорта, обеспечивающим массовые грузовые перевозки на большие рас­стояния, пассажирские перевозки на средние расстояния и в пригородном сообщении.

За функционирование железнодорожного транспорта в стра­не перед Правительством РФ и Министерством транспорта РФ отчитывается Федеральное агентство железнодорожного транс­порта РФ,

Материально-техническую базу железнодорожного транспор­та представляют:

путевое хозяйство - земляное полотно, балластная призма из щебня, песка, гравия, деревянные или железобетонные шпалы, к которым крепятся стальные рельсы, машины для технического содержания и ремонта путей, технологическая оснастка для свар­ки и наплавки рельсов, приспособления для сборки и разборки звеньев рельсов;

станции - грузовые, пассажирские, промежуточные, участ­ковые, сортировочные;

подвижной состав - локомотивы, тепловозы, электровозы, газотурбовозы, самодвижущиеся средства, мотор-вагоны, мотовозы, дрезины, вагоны (грузовые, специальные, пассажирские), платформы;

депо - предприятия, обеспечивающие эксплуатацию и ре­монт подвижного состава (специализированные по видам под­вижного состава и смешанного типа);

устройства электроснабжения - электротяговые подстанции для трансформации вида и напряжения поступающего тока, контактные провода;

средства регулирования движения и управления эксплуатационной работой - устройства автоматики, телемеханики, электроники, электротехники, которые в совокупности обеспе­чивают функционирование устройств сигнализации, централи­зации, блокировки (светофоры, семафоры, маршрутные указатели, сигнальные щиты и т.д.);

средства связи - радио- или проводная связь между диспетчерами и машинистами в пути, маневровых локомотивов с составителями поездов, с близкими и относительно удаленными пунктами и т.д.

Организация перевозочного процесса регламентируется со­ответствующими документами: графиками движения, планом формирования поездов, техническим планом.

Железнодорожный транспорт страны размещается недоста­точно равномерно. Густой и разветвленной железнодорожной сетью обладает европейская часть страны. Конфигурация сети - радиально-кольцевая с центром в Москве. От Московского железнодорожного узла в направлении государственных границ отходят основные магистрали практически во все регионы России.

В восточной части страны железнодорожная сеть имеет яр­ко выраженное широтное направление с малой разветвленностью. Важнейшей магистралью, связывающей Центр с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, является Трансконтиненталь­ная железная дорога Москва-Рязань-Рузаевка-Сызрань-Самара-Уфа-Челябинск-Иркутск-Чита-Хабаровск-Влади­восток длиной 9332 км. Построена Байкало-Амурская магист­раль, дорога Усть-Кут-Комсомольск-на-Амуре. Большое зна­чение для России имеют Южно-Сибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали, проходящие через территорию Казахстана. В меридиональном направлении действует участок Тюмень-Сургут-Уренгой.