10.5. Трубопроводный транспорт
Россия располагает огромными природными нефтяными и газовыми богатствами, транспортируемыми специальными трубопроводами. Обычно трубопроводы эксплуатируются в комплексе с другими устройствами для перекачки нефти, нефтепродуктов, газа.
Основными технико-экономическими особенностями и преимуществами трубопроводного транспорта являются: функционирование в течение всего года;
независимость от климатических условий;
возможность прокладки трубопроводов повсеместно (вне зависимости от рельефа местности) и по кратчайшему расстоянию; высокая пропускная способность; минимальные потери при транспортировке;
герметизация процесса транспортировки, исключающая потери продуктов; автоматизация работ по наливу, перекачке и сливу;
высокая производительность труда;
относительно низкая себестоимость транспортировки.
Развитие сети магистральных нефте- и газопроводов связано с географией добычи нефти, газа и районов их массового потребления.
Трубопроводы подразделяются на магистральные, подводящие, промысловые.
Материально-техническая база трубопроводного транспорта:
собственно наземный, подземный, навесной трубопровод (линейная магистраль из сваренных и соответствующим образом изолированных труб);
перекачивающие и компрессорные станции;
линейные узлы (устройства для соединения, разъединения параллельных или пересекающихся магистралей и перекрытия отдельных участков линий при ремонте);
линии электроснабжения, линии связи;
компрессорные установки;
сооружения и оборудование для обезвоживания и дегазации нефти, осушения и очистки газа;
распределительные станции и др.
Посредством трубопроводного транспорта в стране перекачиваются большие объемы пресной воды, газа, нефти. Удельный вес этого вида транспорта в грузообороте страны составляет более 55% - первое место в транспортной системе.
Нефтепроводный транспорт России представляет собой уникальную по степени разветвленное, объему и структуре оказываемых транспортных услуг систему технически совершенных нефтепроводов. Создавался нефтепроводный транспорт как единая общегосударственная сеть в течение десятилетий с использованием самых современных технологий. Первый нефтепровод был сооружен для транспортировки нефти Волго-Уральского нефтяного региона к нефтеперерабатывающим заводам Поволжья, Центральной России, Башкирии.
Для транспортировки экспортной нефти из Татарии в Венгрию, Польшу, Словакию был сооружен нефтепровод большой протяженности «Дружба».
Нынешняя российская нефтепроводная система представляет собой интегрированную систему предприятий с централизованным управлением, осуществляемым акционерной компанией «Транснефть». Эта сеть магистральных нефтепроводов протяженностью около 50 тыс. км со значительным резервуарным парком, многочисленными технически оборудованными пунктами налива, слива и перевалки нефти. Она функционирует как целостная технологическая и экологическая система с централизованным управлением грузопотоками перекачиваемой нефтяной массы, высокой концентрацией мощностей на главных направлениях перекачки, обеспечением технической эксплуатации объектов, их диагностирования, капитального и текущего ремонтов, реконструкции, технического перевооружения.
Достаточно налаженная система обеспечивает доставку нефти российским предприятиям нефтепереработки и на экспорт, определяет развитие и размещение нефтедобычи, снабжает этим сырьем субъектов товарного рынка.
Формирование трубопроводного транспорта России основывается на принципах широкой магистрализации - прокладке параллельных веток, концентрации потоков, увеличении диаметра трубопроводов.
Нефтепроводы диаметром труб 800 мм и более составляют свыше 75% от общей протяженности нефтемагистрали России. Средний диаметр трубопровода (860 мм) почти в два раза превышает аналогичный показатель американского нефтепровода.
Российский труботранспорт осуществляет массовые поставки нефти:
тяжелых, высокосернистых сортов;
малосернистых легких сортов;
смесей западносибирских и других видов.
Акционерная компания «Транснефть» проводит единую техническую политику развития системы нефтеснабжения как внутри страны, так и за рубежом, финансирует научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, общие и отдельные программы, рациональные схемы развития нефтепроводов.
В настоящее время компания координирует поставки нефти на 20 крупных российских нефтеперерабатывающих заводов, 8 экспортных терминалов в России и некоторых странах ближнего зарубежья. Такие большие объемы работ обеспечивают единые районные нефтепроводные управления (РНУ), контролирующие действия линейных производственных диспетчерских станций (ЛПДС) и нефтеперерабатывающих станций (НПС).
В состав ЛПДС входят резервуарные парки, аварийно-восстановительные пункты, специальные бригады по профилактическим работам, предупреждению аварий в нефтепроводах, ликвидации последствий аварий, пункты налива нефти в железнодорожные цистерны, база производственного обслуживания и ремонта оборудования, цех технологического транспорта и специальной техники, ремонтно-строительный участок для капитального ремонта линейной части нефтепроводов и строительства наземных объектов, перевалочные нефтебазы.
Кроме того, нефтеснабжением занимается государственное производственное объединение «Северо-Кавказские НП» с сетью нефтепроводов в Ставропольском крае, Адыгее, Чечне, Дагестане, Северной Осетии, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии.
Уровень развития транспортной системы России неравномерен и различается по регионам. Наиболее развитую транспортную систему имеют Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский и Волго-Вятский районы, наименее развитую - Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский и Северный экономические районы. Отличаются районы и по структуре грузооборота. В районах, где разрабатываются месторождения железной руды, угля, основные перевозки осуществляются по железным дорогам. Там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта. В районах, где заготавливаются лесные ресурсы, широко используется внутренний водный транспорт, а предприятия обрабатывающих отраслей отдают предпочтение железнодорожному виду транспорту. Например, в Западно-Сибирском районе преобладают перевозки по железной дороге и высок удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном районе подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге.
По мощности транспортные потоки различаются в зависимости от размещения основных источников сырья, топлива, материалов и т.д. Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны.
Широтное магистральное сибирское направление «восток - запад» и обратно (железнодорожные, трубопроводные и водные пути с использование рек Камы и Волги).
Меридиональное магистральное центрально-европейское направление «север - юг» с выходом на территории Украины, Молдовы, Кавказа, образованное в основном железнодорожными путями.
Меридиональное Волго-Кавказское магистральное направление «север - юг» по Волге, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и Уралом.
Эти магистральные направления обеспечивают основные грузопотоки страны, при этом тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными. Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значения.
В доказательство неравномерности распределения транспортной системы можно проанализировать ситуацию с транспортом, сложившуюся в некоторых регионах. Северо-Западный район, например, располагает всеми современными видами транспорта, значительную долю составляют морские и речные перевозки. Санкт-Петербург - крупнейший порт страны и мира; ведущим видом транспорта является железнодорожный. По плотности железнодорожной сети район занимает одно из первых мест в стране. От Санкт-Петербурга берут начало 12 направлений дорог (транспортных путей) на Москву, Урал, Беларусь и Украину. По ним перевозятся продукция лесной промышленности, металл, топливо, оборудование, машины и т.д. Преобладают перевозки продукции машиностроения, химической, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и легкой промышленности. Из ввозимой продукции основную массу составляют перевозки топливноэнергетических ресурсов, лесоматериалов, металла, строительных материалов, продовольствия.
Северный экономический регион располагает всеми современными видами транспорта; основные перевозки осуществляются железнодорожным, морским и речным видами транспорта. На их долю приходится основная часть грузооборота. В последние годы все большее развитие получает трубопроводный транспорт.
Основу транспортной сети составляют три главные железнодорожные магистрали: Волхов-Петрозаводск-Мурманск, Вологда-Архангельск, Коноша-Котлас-Воркута. В южной части района по территории Вологодской области проходит часть широтной транспортной дороги Санкт-Петербург – Череповец - Вологда, на западе - магистраль Санкт-Петербург - Сортавала - Юшкозеро. Созданная сеть железные дорог связывает регион со всеми районами страны. Важную роль в межрайонных связях играет трубопроводный транспорт. Из Тимано-Печерского ТПК берет начало газопровод «Сияние Севера». Часть газопроводов Западной Сибири проложена по территории Северного района, например Уренгой – Надым – Вуктыл - Центр.
Широко используются водные виды транспорта - речной и морской. Через систему каналов обеспечивается перевозка грузов, топлива, машин, стройматериалов. Морской транспорт играет важную роль в обеспечении межрайонных и внешнеэкономических связей региона. По морям, омывающим территорию региона, проходит Северный морской путь, по нему осуществляется перевозка грузов вдоль Арктического побережья. По этой трассе из Норильска в Мурманск доставляется сырье для перерабатывающих предприятий региона, экспортируется лес. Незамерзающий порт Мурманск - крупнейшая рыбная база страны.
Многоотраслевая специализация района предопределяет широкое развитие межрайонных экономических связей. Из района вывозятся значительные объемы нефти, газа, апатитовых руд, леса и лесоматериалов, цветных металлов, бумаги, картона. Ввозятся в основном продукты питания, корма, потребительские товары, металл, машины и оборудование, стройматериалы.
Центральный экономический район выделяется развитой транспортной сетью, во многом определяющей экономическую жизнь региона. По плотности железнодорожной сети регион занимает первое место и значительно превосходит средний показатель по стране. В грузо- и пассажирообороте ведущая роль принадлежит железнодорожному транспорту, но быстро увеличивается объем автоперевозок. Регион первенствует в Российской Федерации по протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием. Крупнейший транспортный центр Москва - узел 11 железнодорожных линий, 15 автомагистралей, многочисленных воздушных трасс и трубопроводов, важный участок Единого водного пути европейской части России.
Сегодня весьма актуальны такие транспортные проблемы, как, например, техническая реконструкция железных дорог и обновление подвижного состава; создание современных автомагистралей и обустройство местных дорог; улучшение водных путей; оптимизация грузопотоков на транспорте; реализация крупных инвестиционных проектов, в частности строительство скоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург; совершенствование трубопроводной сети и усиление безопасности функционирования транспортной системы.
Центрально-Черноземный район занимает весьма выгодное географическое положение и располагает развитым транспортным комплексом; по плотности транспортной сети он существенно превосходит средний показатель по России. Основные виды транспорта — железнодорожный и автомобильный, получили также развитие речной, трубопроводный и авиационный виды транспорта. Через район проходят большие потоки транзитных грузов, отражающие связи северных и центральных районов с южными, восточными и западными.
Этот район имеет развитые экономические связи с Центральным, Уральским, Западно-Сибирским и Поволжским районами России и с Украиной. Из региона вывозятся железная руда, минерально-строительные материалы, черные металлы, хлеб, сахар. Экономика региона в значительной степени зависит от ввоза энергетических и технологических видов топлива - каменного угля, кокса, нефти и нефтепродуктов, в больших объемах ввозятся также минерально-строительные грузы, минеральные удобрения, черные металлы и т.д.
Поволжье играет существенную роль в транспортных связях с другими регионами и зарубежными странами. Из района вывозятся сырая нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергия, цемент, тракторы, автомобили, самолеты, станки и механизмы, рыба, зерно и т.д.; ввозятся лес, минеральные удобрения, машины и оборудование,. продукция легкой промышленности. Поволжье располагает развитой транспортной сетью, которая обеспечивает грузопотоки большой мощности.
Ведущую роль играет железнодорожный и речной транспорт. Регион пересекают магистрали:
Москва-Казань-Екатеринбург;
Москва-Сызрань-Самара-Челябинск;
Ртищево-Саратов-Уральск;
Инза-Ульяновск-Мелекес-Уфа;
Волгоград связан железнодорожными магистралями с Тихорецкой, Лихой, Грязями. Большое значение для внутрирайонных связей имеет меридиональная дорога Свияжск-Ульяновск-Сызрань-Иловля. Построены дороги Кизляр-Астрахань-Агрыз; Элиста-Двины;
Астрахань-Гурьев и др. Велика роль Волги как транспортного пути. Развиты трубопроводный, автомобильный и авиационный виды транспорта. Нефтепроводы и газопроводы соединяют Поволжье со многими районами страны и странами Восточной и Западной Европы.
Восточная Сибирь поддерживает межрайонные и внутрирайонные связи посредством железнодорожного транспорта. Приоритет имеют Транссибирская магистраль и ответвления от нее - железная дорога Тайшет-Братск-Усть-Кут, связавшая БАМ с Транссибом, а также дорога Тайшет-Абакан, соединившая Южно-Сибирскую магистраль с Транссибирской.
Железные дороги сконцентрированы на юге района и имеют преимущественно широтное направление. В меридиональном направлении (на север от Транссиба) проложены дороги Хребтовая-Усть-Илимск, Решеты-Богучаны, Ачинск-Абалаково, обеспечившие необходимые транспортные условия для строительства гидроэлектростанций и вывоза древесины. Большое значение имеет речной транспорт, который взаимодействует не только с железнодорожным, но и с морским, использующим Северный морской путь. Наиболее крупные порты, через которые происходит соединение речного судоходства с морским, - Диксон в Енисейском заливе, Дудинка и Игарка на Енисее.
Район располагает сетью автомобильных дорог. Наиболее известны Усинский тракт (Абакан-Кызыл), автомагистраль Абазы (Хакасия)-Ак-Довурак (Тува). Нефтепровод связывает Восточную Сибирь с Западной Сибирью и Поволжьем. Без авиационного транспорта невозможно представить регулярные перевозки на необъятных просторах региона.
Важная особенность межрайонных связей Восточной Сибири - преобладание вывоза над ввозом. Из района вывозятся лес и пиломатериалы, железные руды, руды и концентраты руд цветных металлов и др.; ввозятся машины и оборудование, нефть, продовольствие, товары народного потребления. Наиболее тесные связи регион имеет с соседней Западной Сибирью.
Дальневосточный район использует все существующие виды транспорта, но основную роль играет железнодорожный, в частности Транссибирская магистраль, которая за последнее время «обросла» боковыми линиями. В большинстве своем это подъездные ветки к лесозаготовительным базам, но в ряде случаев они имеют самостоятельное значение и пролегают до Советской Гавани (через Комсомольск-на-Амуре), Находки и Посьета.
Средняя зона Дальнего Востока связана с Байкало-Амурской магистралью, обеспечившей России второй выход на Тихоокеанское побережье и возможность освоения различных месторождений полезных ископаемых. Кроме широтной магистрали БАМ включает в себя дорогу от Транссибирской магистрали через Тынду, Беркакит, Томмот, Якутск-«Малый БАМ», а также ряд линий, соединяющих Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской.
Межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом. Плавание в суровых арктических морях обеспечивается с помощью ледоколов. К Северному морскому пути примыкает река Лена, образующая транспортную перемычку между железнодорожной магистралью и морским путем вдоль берегов Северного Ледовитого океана.
Несколько иной режим работы морского транспорта Тихоокеанских морей. Практически круглый год осуществляются внутрирайонные и международные перевозки по Японскому и Берингову морям. Крупнейшие порты этих морей - Тикси, Ванино, Петропавловск-Камчатский, Нагаево (Магадан), Владивосток, Находка, Советская Гавань. Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в районах, оторванных от других транспортных путей, значение автотранспорта велико. Дальние перевозки осуществляются по нескольким крупным автомагистралям; например, с юга в Республику Саха ведет дорога Невер-Алдан-Якутск. Самая северная дорога связывает Якутск и Магадан. Помимо автомагистралей на севере района есть множество автозимников и дорог местного значения. Более развита сеть автомобильных дорог в южных районах Дальнего Востока.
Для Дальнего Востока большое значение имеет воздушный транспорт, как для связей с другими районами России, так и для внутрирайонных перевозок (особенно для перевозок пассажиров). Благодаря самолетам и вертолетам имеется связь с труднодоступными районами. На северных пространствах Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохраняется олений транспорт.
Таким образом, транспорт - важное связующее звено в экономике Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства. Стабилизации экономики и ее подъему способствует решение основных проблем транспортного комплекса. Наиболее актуальными являются вопросы увеличения инвестиций в эту отрасль, привлечения иностранного капитала, налаживания работы поставщиков транспортной системы - предприятий транспортного машиностроения, судостроения, электротехнической и электронной промышленности, приборостроения, стройиндустрии и др. В самом транспортном комплексе необходима более тесная координация работы всех видов транспорта между собой и с отраслями хозяйства.
Развитие и совершенствование рыночных отношений в транспортной системе России осложняются чрезмерно централизованной структурой управления и созданными ранее крупными транспортными монополиями. Решение проблемы разгосударствления отдельных частей транспортной системы, создания условий для подлинной конкуренции привело к объективной необходимости развития малого и среднего предпринимательства в этой сфере.
На предприятиях автомобильного, авиационного и водного видов транспорта целесообразно, на наш взгляд, осуществить разгосударствление и демонополизацию; разукрупнить автохозяйства, создать ряд средних и относительно мелких технически и технологически оснащенных судоходных и авиакомпаний на акционерной и альтернативной основах. Вместе с тем железнодорожный и трубопроводный транспорт, основная сеть автодорог, инфраструктура водного транспорта, аэропорты и в обозримом будущем останутся в собственности государства.
Важной задачей развития и рационализации российской транспортной системы является восстановление транспортно-экономических связей со странами ближнего зарубежья, поскольку советская транспортная система формировалась как единое целое. Обособленное функционирование отдельных частей транспортной системы привело к определенной деградации транспортного хозяйства не только России, но и всех бывших союзных республик. Предстоит также оперативно решать проблемы транспортного обеспечения сельских населенных пунктов, мелких и средних поселков, пассажирских перевозок в крупных городах, а также проблему снижения отрицательного влияния транспорта на природную среду и человека.
Тесты
1. Транспорт обеспечивает:
а) рациональное использование финансовых и материальных ресурсов;
б) разделение труда;
в) рост производительности труда;
г) массовое индустриальное товарное производство.
2. Железнодорожный транспорт обладает:
а) непрерывностью;
б) высокой провозной способностью;
в) доступностью в любую территориальную точку;
г) наиболее высокой скоростью движения.
3. В состав материально-технической базы железнодорожного транспорта входят:
а) депо;
б) компрессорные установки;
в) прицепы;
г) устройства электроснабжения.
4. Железнодорожному транспорту присущи маневренность и относительная дешевизна:
а) да;
б) нет.
5.Функционирование автомобильного транспорта обеспечивает:
а) путеводитель;
б) план маршрутизации;
в) график движения;
г) лоцманская карта.
6. Для автомобильного транспорта характерны:
а) низкая себестоимость перевозок;
б) относительно низкие тарифы за перевозку;
в) перевозка на значительные расстояния больших грузовых потоков;
г) возможность доставки груза «от двери до двери».
7. Материально-техническую базу автомобильного транспорта составляют:
а) автомобильные дороги;
б) электрорадионавигация;
в) путевое хозяйство;
г) грузовые станции.
8. Технология работы речного и озерного транспорта предусматривает:
а) маневровые действия в депо;
б) технологическое обслуживание и ремонт судов;
в) содержание и обслуживание водных путей;
г) строительство новых судов.
9. Себестоимость грузовых перевозок по рекам европейской части России в сравнении с железнодорожными перевозками:
а) на половину ниже;
б) выше;
в) на одну треть ниже;
г) примерно одинакова.
10. Речной является самым дешевым транспортом:
а) да;
б) нет.
11. Организационные работы речного транспорта основаны на:
а) плане размещения судов вне их движения;
б) графике движения судов в период навигации;
в) плане маневрирования на водных пространствах;
г) техническом плане, предусматривающем работу технических средств.
12. Материально-техническая база речного транспорта включает:
а) заправочные пункты;
б) пристани;
в) перекачивающие станции;
г) судоремонтные заводы.
13. Для обеспечения безопасности плавания на реках и озерах применяются:
а) лоцманские карты;
б) береговые средства светового освещения наиболее перегруженных водных участков;
в) светофоры;
г) атлас водного волнения.
14. Воздушный транспорт используется:
а) при корректировке движения морских судов;
б) для перевозки срочных грузов;
в) при геологоразведках;
г) при строительстве автомобильных дорог высшего класса.
15. Основной документ на воздушном транспорте:
а) воздушный атлас;
б) лоцманская карта;
в) маршрутник;
г) расписание движения воздушных судов.
16. В материально-техническую базу морского транспорта входят:
а) семофоры;
б) резервуары;
в) путевое хозяйство;
г) причальные и оградительные гидротехнические сооружения.
17. Технология работы морского транспорта предусматривает:
а) заправку судна на специальном пункте;
б) подготовку порта к приему и отправке судов;
в) оповещение соседних портов о выходе судна в рейс;
г) подготовку к рейсу.
18. Функциональность трубопроводного транспорта зависит от климатических условий:
а) да
б) нет.
19. Соответствие транспортных услуг видам транспорта:
Транспортная услуга | Водный транспорт | Воздушный транспорт | Железнодорожный транспорт | Автомобильный транспорт |
а | б | в | г | |
1. Массовые грузовые перевозки на большие расстояния |
|
|
|
|
2. Перевозки небольших потоков грузов на относительно короткие расстояния |
|
|
|
|
3. Перевозка массовых навалочных и насыпных грузов сезонного производства и потребления |
|
|
|
|
4. Транспортные связи с отдаленными и труднодоступными районами |
|
|
|
|
20. Основные технико-экономические особенности трубопроводного транспорта:
а) функционирование в течение года;
б) недостаточная автоматизация работ;
в) относительно низкая пропускная способность;
г) минимальные потери при доставке сырья.
21. Материально-техническая база воздушного транспорта включает:
а) приаэродромную территорию;
б) вертолеты;
в) автомобильную трассу при подъезде к аэропорту;
г) станцию заправки аккумуляторов для летательных аппаратов.
22. Транспорт относится к материальному производству:
а) да;
б) нет.