10.2. Автомобильный транспорт
Автомобильный транспорт является наиболее мобильным, универсальным средством коммуникации и занимает важное место в транспортной системе страны.
Этот вид транспорта в основном используется для перевозки небольших потоков грузов на относительно короткие расстояния, что связано со сравнительно высокой себестоимостью автомобильного вида транспорта и его малой грузоподъемностью. К достоинствам автомобильного транспорта следует отнести высокую скорость и возможность доставки грузов «от двери до двери» без дополнительных затрат на перегрузку.
Руководит развитием автомобильного транспорта в России Министерство транспорта РФ со своим подразделением - Федеральным дорожным агентством (Росавтодор РФ).
Материально-техническая база автомобильного транспорта включает:
подвижной состав - автомобили транспортные (грузовые, пассажирские, легковые машины и автобусы), автомобили специальные (мастерские, компрессоры, подъемные краны, уборочные электростанции на ходу, магазины, буфеты, столовые, радиостанции, телевизионные станции на ходу), прицепы - одноосные, двухосные, многоосные грузоподъемностью до 10 т, полуприцепы — одноосные и двухосные грузоподъемностью до 30 т;
автотранспортные предприятия - пассажирские, грузовые и смешанные грузопассажирские автокомбинаты и объединения, пассажирские станции и вокзалы, грузовые станции, базы механизации погрузочно-разгрузочных работ, транспортно-экспедиционные агентства и конторы по перевозкам пассажиров и грузов, принадлежащих субъектам товарного рынка;
дорожное хозяйство - автомобильные дороги, предприятия (организации) по их ремонту и содержанию, заводы, базы по приготовлению дорожно-строительных материалов (дороги и улицы в городах вместе с организациями по их содержанию и ремонту относятся к жилищно-коммунальному хозяйству и бытовому обслуживанию населения).
Не входят в дорожное хозяйство и так называемые ведомственные дороги, являющиеся подъездами к промышленным и сельскохозяйственным предприятиям и другим нетранспортным отраслям (эти дороги - собственность предприятий и используются на правах сооружений, содержатся и ремонтируются их владельцами). По назначению, покрытию, уровню технического и эксплуатационного состояния внегородские и общего пользования автомобильные дороги подразделяются на общероссийские, областные, краевые, республиканские, районные, местные.
Состояние дорожного хозяйства страны, особенно в отдаленных районах, сдерживает быстрое развитие автомобильного транспорта. Так, примерно 33% дорог с твердым покрытием (гравийные, булыжниковые, шлаковые, щебеночные) не соответствуют техническим нормам, быстро изнашиваются и требуют дорогостоящего ремонта, а 11% автодорог грунтовые;
4) специальные сооружения - эстакады, мосты, подземные переходы, заправочные станции, шиномонтажные и шиноремонтные пункты, аккумуляторные зарядные станции, моечные пункты, станции (пункты) по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, магазины по продаже автомобильных запасных частей, придорожные гостиницы и кемпинги, пункты общественного питания.
Функционирование автомобильного транспорта основано на определенной технологии: ремонт, техническое обслуживание автомобильных дорог и подвижного состава, осуществление движенческих операций (собственно перевозка, обеспечивающая передвижение грузов и пассажиров). К документам, определяющим форму организации транспортного процесса, относятся: графики движения подвижного состава на междугородных, пригородных, городских линиях; планы маршрутизации перевозок; планы оптимальной дислокации подвижного состава по соответствующим предприятиям и рационального размещения самих автотранспортных предприятий.