logo
Dissertatsia_magistratura_Miroshnikov_EU-68M_-_

1.2. Методология управления проектами как основа совершенствования дорожного движения

Решение проблем дорожного движения возможно путем применения проектного подхода.

Внедрение интеллектуальной транспортной системы – это уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированных и управляемых видов деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам. Из этого следует, что к внедрению указанной системы целесообразно подходить с позиций проектного менеджмента.

Опишем более подробно некоторые ключевые особенности работы по внедрению интеллектуальной транспортной системы. Создание интеллектуальной транспортной системы включает в себя:

  1. проведение управленческих мероприятий;

  2. разработку проектно-конструкторской документации. Комплект документации предназначен для создания разработанной системы, ее эксплуатации, ремонта и ликвидации, а также для проверки или воспроизведения промежуточных и конечных решений, на основе которых она была разработана;

  3. решение специализированных задач;

  4. решение внутренних задач (повышение качества работы системы, повышение эффективности организации труда, оптимизация финансовых потоков).

Описанные виды работ включает в себя любой проект, что также свидетельствует о том, что к решению задачи внедрения интеллектуальной транспортной системы может быть применен проектный подход.

Рассмотрим также другие характеристики проекта и соответствие им деятельности по внедрению интеллектуальной транспортной системы. Проект обладает рядом свойственных ему характеристик, определив которые, можно точно сказать, относится ли анализируемый вид деятельности к проектам.

Временность — любой проект имеет четкие временные рамки (это не относится к результатам проекта); в случае, если таких рамок не имеется, деятельность называется операцией и может длиться сколь угодно долго. Внедрение интеллектуальной транспортной системы, исходя из зарубежного опыта, обычно занимает ограниченное время – примерно 3-4 года.

Уникальные продукты, услуги, результаты — проект должен порождать уникальные результаты, достижения, продукты; в противном случае такое предприятие становится серийным производством. Описываемая система уникальна, что связано с очевидным отсутствием в нашей стране в данный момент городов, где имелись бы схожие по своим показателям проблемы дорожного движения.

Последовательная разработка — любой проект развивается во времени, проходя через определенные ранее этапы или шаги, но при этом составление спецификаций проекта строго ограничивается содержанием, установленным на этапе начала. Внедрение интеллектуальных транспортных систем, исходя из зарубежного опыта, проводится поэтапно, что обусловлено ограниченностью финансовых средств, трудовых ресурсов и необходимостью постепенных изменений в вопросе организации дорожного движения.

Несмотря на то, что конечный результат выполнения проекта должен быть уникален, проект обладает рядом общих с процессным производством характеристик: выполняется людьми, ограничен доступностью ресурсов, планируется, исполняется и управляется. Создание интеллектуальной транспортной системы отвечает также и данным критериям.

Таким образом, внедрение интеллектуальной транспортной системы целесообразно и возможно рассматривать как проект, и, соответственно, применять к нему методы управления проектами.

Необходимость детального рассмотрения вопроса управления проектом связана с тем, что систематический подход к управлению проектами сам по себе дает преимущества и выгоды, независимо от тех усилий, которые организация прилагает для достижения поставленных целей (Таблица 2).

Таблица 2. Выгоды от процесса управления проектами

Выгоды

Эффект

Более быстрое завершение

Более быстрое решение проблем

Более эффективное выполнение

Меньше переделок, более точное соблюдение плана

Более точные оценки затрат и сроков

Необходимые ресурсы доступны, продукты и услуги предоставляются в рамках бюджета

Сокращение рисков

Сокращение потерь, сокращение расходов ресурсов, укрепление репутации и доверия

Сокращение расходов

Более эффективное использование ресурсов, снижение неэффективного использования ресурсов

Основное преимущество управления проектами состоит в том, что уже на ранней стадии известны объемы затрат, сложности, риски и выгоды, что позволяет вовремя скорректировать действия и предпринять соответствующие меры, чтобы избежать неоправданных рисков и получить желаемые результаты – выгоду при минимальных затратах ресурсов.

Более подробно остановимся на процессах управления проектами. Проекты состоят из процессов. Процессы проекта выполняются людьми и в общем случае могут быть разделены на две основные категории:

  1. процессы управления проектами, которые описывают, организуют и выполняют работы по проекту;

  2. процессы, ориентированные на продукт, которые определяют и создают продукт проекта, они обычно определяются через жизненный цикл проекта и меняются в зависимости от области приложения.

Процессы управления проектами могут быть объединены в пять групп, каждая из которых состоит из одного или нескольких процессов:

  1. процессы инициации – авторизация проекта и его фазы;

  2. процессы планирования – определение и детализация целей, выбор из возможностей альтернативных вариантов наилучшей программы действий для достижения целей, ради которых предпринимается проект;

  3. процессы исполнения – координация людей и других ресурсов для выполнения плана;

  4. процессы управления – обеспечение достижения целей проекта путем регулярного мониторинга и измерения исполнения для выявления отклонений от плана и выработки необходимых корректирующих воздействий;

  5. процессы завершения – формализация выполнения проекта или фазы и их приведение к упорядоченному завершению.

Группы процессов связаны друг с другом производимыми результатами или выход одного процесса часто служит входом для другого. Процессы трех центральных групп являются итеративно взаимосвязанными - процессы планирования на раннем этапе производят для исполнения плановой документации, которая уточняется по ходу выполнения проекта. Необходимо также отметить, что процессы управления проектами не являются дискретными однократными событиями. Они являются накладывающимися друг на друга действиями, осуществляемыми с той или иной интенсивностью на различных этапах жизненного цикла проекта. В таблице 3 показана взаимосвязь областей знаний по управлению проектами с процессами управления проектами, которые разбиты на 5 групп.

Таблица 3. Карта процессов управления проектами

Группы процессов.

Области знаний

Стадии жизненного цикла проекта

Инициализация

Планирование

Исполнение

Управление и завершение

Управление интеграцией проекта

-

Разработка плана проекта

Исполнение плана проекта

Общее управление изменениями

Управление содержанием проекта

Инициация

Планирование содержания. Определение содержания

-

Подтверждение содержания. Управление изменениями содержания

Управление стоимостью проекта

-

Планирование ресурсов. Оценка стоимости. Разработка бюджета

-

Управление стоимостью

Управление сроками проекта

-

Определение состава операций. Определение взаимосвязей операций. Оценка длительности операций. Составление графика операций

-

Управление графиком операций

Управление качеством проекта

-

Планирование качества

Подтверждение качества

Управление качеством

Управление человеческими ресурсами

-

Организационное планирование. Назначение персонала.

Развитие команды

-

Управление взаимодействием

-

Планирование взаимодействия

Распределение информации

Отчетность по исполнению. Административное завершение

Управление рисками проекта

-

Планирование управления рисками. Анализ рисков. Планирование реагирования на риски.

-

Мониторинг и управление рисками

Управление контрактами проекта

-

Планирование контрактов. Планирование заявок.

Получение предложений. Выбор поставщиков. Администрирование контрактов

Заключение контрактов

В рассматриваемом проекте наиболее важным процессом управления является управление содержанием проекта. Это обусловлено тем, что проект внедрения интеллектуальной транспортной системы обычно реализуется вне конкуренции, практически на 100 % за счет бюджетных средств, вне рыночных ограничений по срокам реализации.

Таким образом, для решения проблем управления дорожным движением применима методология управления проектами, так как процесс создания интеллектуальной транспортной системы отвечает всем критериям проекта. Среди процессов управления проектами наиболее значимым в данном случае является процесс управления содержанием проекта, что обусловлено самой особенностью проекта.

Подробно процесс управления проектом внедрения интеллектуальной транспортной системы в городе Москве будет рассмотрен во второй главе работы.