2.2. Цели, задачи и методические основы построения интеллектуальной транспортной системы. Принципы построения и составные части
Целью создания ИТС является расширение возможностей общегородской системы автоматизированного управления дорожным движением по удовлетворению возрастающего спроса на пассажирские и грузовые перевозки на всех видах транспорта (личный, грузовой, общественный, внеуличный), по обеспечению безопасности перевозок за счет:
увеличения пропускной способности городской транспортной системы;
моделирования и оценки влияния на транспортную систему города строительства новых и модернизации существующих транспортных объектов, объектов жилищного и делового строительства, схем организации дорожного движения, а также чрезвычайных ситуаций;
предоставления руководителям государственного управления города всех уровней необходимой информации для принятия оперативных и стратегических решений в сфере транспорта;
оптимизации работы дорожных служб, повышения эффективности реагирования на дорожно-транспортные происшествия;
повышения информированности участников дорожного движения;
роста инвестиционной привлекательности города за счет автоматизации транспортных перевозок и развития транспортной инфраструктуры.
Дерево целей проекта представлено на Рисунке 11.
Рисунок 11. Дерево целей проекта создания ИТС.
ИТС обеспечивает достижение указанных целей за счет использования более детальной и актуальной информации о транспортной сети города, а также за счет создания ряда информационно-аналитических систем управления городским транспортным сектором, интегрированных между собой.
Задачи ИТС можно разделить на два основных блока. Рассмотрим эти задачи более подробно
В рамках оперативного управления дорожно-транспортной обстановкой:
подготовка и предоставление данных о дорожно-транспортной обстановке, прогнозов, алгоритмов и вариантов решений для ГИБДД, оперативным службам и другим организациям;
подготовка и предоставление данных о дорожно-транспортной обстановке для информирования участников дорожного движения и пассажиров общественного транспорта;
формирование оперативных прогнозов развития дорожно-транспортной обстановки;
создание алгоритмов и программного обеспечения комплексного диспетчерского управления мультимодальной транспортной системой города, включая уличный и внеуличный транспорт, парковочное пространство, перевозку опасных грузов и т.п.;
создание алгоритмов управления дорожным движением для использования их в системах автоматического управления дорожным движением;
отработка вариантов оперативных схем организации дорожного движения на определенных участках улично-дорожной сети и критериев их применения;
управление перевозками на улично-дорожной сети города, включая автоматизированное управление светофорными объектами и другими техническими средствами организации дорожного движения (ТСОДД);
предоставление информации о зарегистрированных нарушения ПДД средствами фотовидеофиксации соответствующим органам ГИБДД.
В рамках стратегического управления дорожно-транспортной средой:
проведение предварительной экспертизы с помощью ИТС всех административных, организационных и хозяйственных мер по изменению транспортной системы города с целью определения их влияния на транспортную обстановку в городе в целом;
долгосрочное прогнозирование транспортной ситуации в городе, прогнозная оценка эффективности управленческих, планировочных и проектных решений;
предоставление городским проектным организациям исходной информации и экспертизы проектных решений;
экспертиза влияния планируемых объектов городского строительства на изменение пассажиропотока и транспортной ситуации в городе;
разработка комплексных схем организации дорожного движения;
Сегодняшнее развитие информационных технологий и переход общества в информационную эру требует от всех систем, обеспечивающих нашу жизнедеятельность, работы с большими объемами информации. Поэтому важнейшим принципом построения ИТС является широкий информационный обмен, как внутри системы, так и с внешней средой.
Подсистема, отвечающая за информирование и управление, должна выполнять роль интегратора и шлюза данных как для внутренних компонентов ИТС, так и для смежных систем и конечных внешних пользователей. Информация, которая будет передаваться через систему, зависит от ИТС и конечных пользователей, которые будут взаимодействовать с ИТС. В ходе работы взаимодействующие системы могут меняться и, соответственно подсистема должна обладать гибкостью для оперативного реагирования на изменяющиеся требования.
При этом входными данными, с которым работает система в постоянном режиме являются:
данные об оперативной обстановке из оперативных служб города;
данные о параметрах дорожного движения;
данные о режимах работы средств оповещения и управляемых дорожных знаках и других технических средств организации дорожного движения;
данные учёта нарушений ПДД;
данные от смежных систем:
данные о метеорологической обстановке из АСУ «Метео»;
информация об экологической обстановке из ГПУ «Мосэкомониторинг»;
данные о маршрутах движения городского наземного пассажирского транспорта и их изменении от ГУП «Мосгортранс»;
данные о серьезных ДТП, затрудняющих или ограничивающих движение транспорта;
данные о временной организации дорожного движения;
данные о состоянии инженерного обустройства дорог.
Выходными же данными на первом этапе являются консолидированные данные об оперативной обстановке и данные анализа оперативной обстановки, информация о важных ситуациях.
Информационное обеспечение части системы, которая должна отвечать за моделирование и разработку вариантов оперативных решений и прогнозирования транспортной ситуации требует априорной информации. Входные и выходные данные части системы, которая должна отвечать за информационное обеспечение представлены в таблице 6.
Таблица 6. Входные и выходные данные части ИТС, отвечающей за информирование и управление.
Входные данные | Выходные данные |
базовые характеристики транспортной инфраструктуры города; | прогнозы развития общей транспортной ситуации; |
данные об оперативной обстановке из общесистемного архива; | алгоритмы управления дорожным движением; |
нетиповые ситуации из модуля автоматизированной подготовки вариантов оперативных решений. | варианты оперативных схем организации дорожного движения. |
Следующим важнейшим принципом работы ИТС является автоматизированные вычисления. Обработка большого объема информации и разработка управляющих решений требует автоматизированных вычислений. Такие вычисления требуют проведения большого объема работ по созданию математических моделей и разработки специализированного программного обеспечения.
В рамках разработки части системы, отвечающей за автоматизированный сбор, обработку и анализ информации об оперативной обстановке требуется следующие данные:
объектная модель транспортной системы;
оперативная модель транспортной системы;
логическая структура БД оперативной обстановки;
алгоритмы автоматической обработки поступающих оперативных данных о транспортной ситуации;
система параметризованных критериев оценки транспортной ситуации по степени важности;
алгоритмы автоматической классификации транспортных ситуаций по степени важности.
В рамках разработки части системы, отвечающей за моделирования и разработку вариантов оперативных решений и прогнозирование транспортных ситуаций требуются следующие данные:
статические и динамические модели транспортной системы;
алгоритмы оценки эффективности принятия решений;
прогнозная модель транспортной системы;
алгоритмы прогнозирования транспортной ситуации;
логическая структура БД базовых характеристик транспортной инфраструктуры города;
алгоритмы управления дорожным движением для использования их в системах автоматического управления дорожным движением;
варианты оперативных схем организации дорожного движения на определенных участках улично-дорожной сети и критериев их применения.
С учетом широкого использования ЭВМ в ИТС, для функционирования системы требуется разработка большого количества программного обеспечения. Программное обеспечение системы включает в себе следующие составляющие:
операционная система;
СУБД;
система защиты корпоративных сетей;
программные комплексы моделирования и прогнозирования дорожного движения;
ГИС компоненты;
ПО модуля анализа информации об оперативной обстановке;
ПО модуля моделирования и разработки вариантов оперативных решений и прогнозирования транспортной ситуации;
ПО модуля обеспечения контроля и восстановления приложения в случае отказа.
При помощи ПО необходимо осуществлять в рамках ИТС:
сбор, первичный анализ и обработку данных, поступивших из подсистемы сбора информации;
определение нормальных, важных и неопределенных ситуаций;
определение типовых и нетиповых важных ситуаций;
определение «близких» нетиповых важных ситуаций;
ведение БД оперативной обстановки, БД базовых характеристик транспортной инфраструктуры города и общесистемного архива;
актуализацию БД базовых характеристик транспортной инфраструктуры и БД ГИС;
экспорт исходных данных для программных средств моделирования транспортных ситуаций;
импорт результирующих данных программных средств моделирования транспортных ситуаций;
восстановление работоспособности после сбоев и отказов;
информационное сопряжение с подсистемами ИТС.
Принципом построения ИТС также является ее направленность на удовлетворение потребностей городских служб, коммерческих предприятий и жителей города в вопросах связанных с транспортным обеспечением.
Потребителями информации для решения задач ИТС являются:
системы информирования участников движения;
навигационные системы общего пользования;
диспетчерские системы оперативных служб города;
диспетчерские системы пассажирских и грузовых перевозчиков;
системы управления дорожным движением;
общегородской диспетчерский центр ДТиС;
СМИ;
проектные организации;
эксплуатационные организации;
компании производители справочной картографической продукции (печатная продукция, атласы, карты, электронные версии);
рекламные компании.
Несомненно, важнейшим принципом при создании ИТС будет являться серьезное внимание безопасности. Принимая во внимание современное развитие технологий, нужно полагать, что основной упор в этом вопросе следует сделать на информационную безопасность - должна быть обеспечена информационная безопасность ИТС, а также защита циркулирующей в ИТС информации.
Информационная безопасность ИТС должна обеспечиваться комплексом средств обеспечения информационной безопасности ИТС (ИБ ИТС), реализующей комплекс программно-аппаратных средств и организационных мероприятий по противодействию потенциальным угрозам, которые направлены на объект защиты и могут нанести ущерб владельцу информационного ресурса и/или информационной системы, а также прямым и косвенным пользователям ее услуг. ИБ ИТС не является отдельной подсистемой ИТС, и формируется из взаимоувязанного набора наложенных и встроенных средств защиты информации различных подсистем ИТС, а также комплекса организационно-технических мероприятий по обеспечению информационной безопасности ИТС в целом.
ИБ ИТС должна обеспечить парирование информационных угроз пользователям системы, а также участникам дорожного движения в г. Москве. В число основных видов угроз информационной безопасности ИТС должны быть включены противоправные действия третьих лиц; ошибочные действия пользователей и обслуживающего персонала; отказы и сбои программных средств ИТС; вредоносные программные воздействия на средства вычислительной техники и информацию, приводящие к ее модификации, блокированию, искажению или уничтожению, а также к утечке информации (в случае конфиденциальной информации).
В соответствии с требованиями нормативных документов по обеспечению информационной безопасности органов исполнительной власти города Москвы ПИБ ИТС должна включать следующий минимальный набор компонент: защиты от НСД, управления доступом и регистрацией, в том числе при использовании средств телекоммуникаций; антивирусной защиты; резервного копирования и восстановления информации; криптографической защиты информации.
Класс защиты компонент ИТС в целом ориентировочно устанавливается как 1Г по классификации ФСТЭК России и подлежит обязательному уточнению при разработке аналитических обоснований. Класс применяемых СКЗИ по классификации ФСБ России ориентировочно устанавливается как КС2 и подлежит обязательному уточнению при разработке моделей нарушителя подсистем ИТС.
Структура ИТС
Структуру интеллектуальной транспортной системы планируется построить в строгом соответствии с поставленными, при создании системы, целями. Общая структура система представлена на Рисунке 12.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА | |||||
| Подсистема инженерно-технических комплексов | Подсистема сбора информации | Подсистема обработки и анализа информации | Подсистема информирования и управления |
|
Подсистема передачи данных и подсистема безопасности |
Рисунок 12. Структура ИТС
Рассмотрим каждую из 5 подсистем ИТС более подробно:
- Оглавление
- Глава 1. Теоретические основы решения проблем организации дорожного движения городов и возможности их решения путем применения проектного подхода 5
- Глава 2. Исследовательская 47
- Глава 3. Организационно-экономические вопросы и управление реализацией проекта 91
- Глава 1.Теоретические основы решения проблем организации дорожного движения городов и возможности их решения путем применения проектного подхода
- 1.2. Методология управления проектами как основа совершенствования дорожного движения
- 1.3. Систематизация проблем интеллектуального управления дорожным движением и способов их решения
- 1.4. Предпосылки реализации проекта создания интеллектуальной транспортной системы, выбор методов управления дорожным движением
- При этом решаются такие задачи:
- Глава 2 Исследовательская
- 2.1. Выявление проблем московского транспортного узла на основе кабинетных исследований и возможности их решения путем применения проектного подхода
- 2.2. Цели, задачи и методические основы построения интеллектуальной транспортной системы. Принципы построения и составные части
- Подсистема инженерно-технических комплексов итс
- Подсистема обработки и анализа информации
- Подсистема информирования и управления
- Подсистема должна выполнять следующие задачи:
- Подсистема передачи данных (ппд) и системы безопасности
- Глава 3. Организационно-экономические вопросы и управление реализацией проекта
- 3.1. Выбор методов управления реализацией проекта
- Планирование содержания
- Определение содержания
- Создание иср
- Подтверждение содержания
- Управление содержанием
- 3.2. Организационно-экономические вопросы реализации проекта
- Следует отметить следующие важные проблемы взаимодействия участников проекта:
- 3.3. Прогнозирование результатов внедрения интеллектуальной транспортной системы в городе Москве
- Приложение 1