logo
Гл

14.3. Перевозки грузов сменными полуприцепами и кузовами

Сменные полуприцепы и кузова применяют, когда нецелесообразно или по условиям перевозки невозможно организовать транспортировку в контейнерах.

В таком случае передача груза осуществляется вместе с полуприцепом или со сменным кузовом. При этом отпадает необходимость в контейнерах, оборудовании погрузочно-разгру-зочных пунктов дорогостоящими перегружателями контейнеров, а автопредприятий – контейнеровозами.

Технологический процесс перевозки грузов сменными полуприцепами включает операции:

в пункте отправления – прицепку загруженного полуприцепа;

на маршруте – движение с полуприцепом;

в пункте назначения – отцепку груженого полуприцепа, прицепку порожнего или груженого для движения в обратном направлении полуприцепа;

движение к начальному (очередному на маршруте) пункту.

При перевозке грузов сменными кузовами передача груза осуществляется установкой и снятием кузова.

Все операции по загрузке груза в полуприцеп (сменный кузов) выполняются без участия магистрального транспорта, для буксировки полуприцепов по территории пунктов передачи используются маневровые тягачи, для перевозки сменных кузо- вов – соответственно маневровые автомобили (рис. 14.2).

Продолжительность оборота магистрального тягача включает время (рис. 14.3) на движение по маршруту и время (t i(п,о,п-о) на прицепку-отцепку полуприцепов (снятие и установку кузовов) в пунктах передачи:

. (14.12)

Нормы времени на отцепку и зацепку обменных полуприцепов приведены в табл. 14.2 [25, табл. 13].

Количество полуприцепов на обменных пунктах должно быть таким, чтобы была возможность обеспечить их загрузку (разгрузку, загрузку-разгрузку) за время, равное интервалу движения тягачей на маршруте, то есть должно соблюдаться условие равенства интервала движения автотягачей на маршруте и ритма обработки полуприцепов

; (14.13)

; (14.14)

. (14.15)

C учетом значения to (формула (14.12)) и соотношений (14.13)–(14.15) можно определить число полуприцепов на каждом пункте перегрузки

(14.16)

Получаемые значения П i могут быть только целыми числами, а дробные числа во избежание ограничения технологического процесса следует округлять в сторону увеличения.

Общее количество полуприцепов для обеспечения перевозки должно обеспечить возможность их перевозки автотягачами и своевременную их обработку на обменных пунктах:

(14.17)

где m – количество обменных пунктов на маршруте.

Сменные кузова используются в качестве контейнеров для сбора и вывоза мусора предприятиями Спецтранса, могут использоваться и для других видов грузов. В некоторых странах Европы они получили довольно широкое распространение. Приняты стандартные параметры сменных кузовов: габаритные ширина и высота для всех типов кузовов одинаковы и составляют 2500×2600 мм, а внутренние параметры составляют соответственно 2440×2350 мм. Характеристики сменных кузовов приведены в табл. 14.3.