logo
Гл

Особенности организации международных перевозок грузов

Для международных перевозок характерны следующие особенности:

перевозки выполняются на большие расстояния, поэтому к организации движения и режиму труда водителей предъявляются определенные требования;

при международных перевозках водители должны иметь водительское удостоверение, соответствующее международным требованиям;

подвижной состав должен соответствовать установленным международным технико-экономическим и экологическим требованиям, быть оборудованным тахографами для контроля режима труда и отдыха водителя;

должен соблюдаться определенный порядок пересечения границ, который регулируется таможенными конвенциями и соглашениями;

при выполнении международных перевозок существует обязательная система страхования;

организаторы перевозок в международном сообщении в обязательном порядке проходят дополнительное обучение на курсах АСМАП.

Для согласования и правового регулирования всех необходимых вопросов, связанных с выполнением перевозок в международном сообщении, созданы и функционируют международные организации:

Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН);

Комитет по внутреннему транспорту ЕЭК ООН;

Комиссия по транспорту европейского экономического сообщества (ЕЭС);

Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ/IRU);

Международная автомобильная федерация (МАФ);

Международная автодорожная федерация (ФИА);

Международная федерация экспедиторских ассоциаций (ФИАТА).

Система международных договоров РФ в области международных автомобильных перевозок приведена на рис 14.8.

Кроме того, Россия является участником двусторонних соглашений о международном автомобильном сообщении с континентальными европейскими странами, странами СНГ, Ираном, Китаем, Монголией, Турцией (всего с 44 странами).

Основные действующие международные многосторонние договоры, участницей которых является Российская Федерация:

Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ – CMR) 1956 г. Она определяет основные условия договора коммерческой перевозки грузов в международном сообщении, ответственность, права и обязанности отправителя, получателя и перевозчика. Данная конвенция устанавливает правила оформления накладной (CMR) на перевозимый груз;

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (МДП – TIR) 1959 г. Данная конвенция определяет упрощенный порядок прохождения таможенных формальностей на таможенных постах при международных перевозках грузов под пломбой. Таможенное оформление перевозки груза выполняется с помощью книжки (МДП – TIR) – набора документов, включающих сведения о грузе, транспортном средстве, таможенных пунктах страны отправления, назначения и на маршруте перевозки;

Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), 1970 г. Оно определяет требования к водителям транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, а также устанавливает режим их работы и отдыха, формы и методы контроля за соблюдением указанных режимов;

Конвенция о дорожном движении (КДД) 1968 г и Европейское соглашение, дополняющее Конвенцию о дорожном движении, 1971 г которыми установлены:

единые основные правила дорожного движения;

требования к единой системе дорожных знаков, сигналов, дорожной разметке; условия допущения к международному движению автотранспортных средств;

условия действительности водительских удостоверений, а также приостановления их действия.

Кроме перечисленных имеются документы, регулирующие международные автомобильные перевозки на территории России или касающиеся только российских перевозчиков:

федеральный закон «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»;

Положение о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок (Постановление Правительства РФ от 16.10.2001 № 730).

В Российской Федерации создана Ассоциация автомобильных перевозчиков, участвующих в международных автомобильных перевозках (АСМАП).