14.4. Перевозки грузов специализированным подвижным составом
К специализированному подвижному составу (СПС) относят автотранспортные средства, приспособленные для перевозки одного или нескольких однородных грузов и оборудованные приспособлениями и устройствами, обеспечивающими сохранность грузов и механизацию или автоматизацию погрузочно-разгрузочных работ.
Преимущества использования СПС:
повышение сохранности грузов за счет исключения влияния на него окружающей среды;
снижение вредных последствий перевозки грузов на окружающую среду (исключение пыления, испарения);
снижение доли ручного труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ;
уменьшение расходов на тару и упаковку.
Недостатки использования СПС:
снижение грузоподъемности АТС на 10–20 %;
увеличение стоимости подвижного состава по сравнению со стоимостью универсальных АТС в 1,5-2 раза;
снижение показателей использования подвижного состава по пробегу; как правило, его невозможно использовать для перевозок обратными рейсами.
Время простоя специализированного подвижного состава при его загрузке и разгрузке определяется аналогично, как при перевозке автофургонами, универсальными самосвалами, но при использовании для этой цели оборудования, установленного на СПС, – исходя из его производительности.
Эффективность и целесообразность применения для перевозок грузов специализированного подвижного состава должна определяться с учетом экономических, экологических, технических и других факторов.
Целесообразность использования подвижного состава при условии достижения большей производительности можно определить по равноценному расстоянию перевозок по формуле
, (14.18)
где l p – равноценное расстояние перевозок, км;
q – разница в грузоподъемности подвижного состава, т;
t п-р – разница в продолжительности времени простоя универ-
сального и специализированного подвижного состава
при погрузке-разгрузке и по другим причинам, ч.
При перевозках на малые расстояния производительность специализированного подвижного состава выше за счет меньшего времени простоя при загрузке и выгрузке; при увеличении расстояний перевозок больше сказывается потеря грузоподъемности, в этом случае выше производительность универсального подвижного состава.
Аналогично можно определить целесообразность использования подвижного состава по экономическим показателям, более подробно этот вопрос рассмотрен в разд. 5.
Основные типы СПС приведены в табл. 14.4.
- 14. Особенности технологических процессов перевозок грузов автомобильным транспортом
- 14.1. Перевозки тарно-штучных грузов
- 14.2. Пакетные и контейнерные перевозки
- 14.2.1. Пакетные перевозки
- 14.2.2. Контейнерные перевозки на автотранспорте
- 14.3. Перевозки грузов сменными полуприцепами и кузовами
- 14.4. Перевозки грузов специализированным подвижным составом
- 14.5. Перевозки навалочных грузов
- Особенности карьерных перевозок
- 14.6. Перевозка опасных грузов
- Требования, предъявляемые к транспортным средствам и их оснащению
- Оснащение транспортных средств
- Подбор и подготовка водителей
- Организация движения при перевозках опасных грузов
- Перевозка опасных грузов колонной
- Особенности перевозки особо опасных грузов
- Особенности организации погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами
- Транспортно-сопроводительные документы
- Ликвидация последствий инцидентов с опасными грузами и действия водителей при авариях
- 14.7. Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов
- Требования к техническому состоянию, дополнительному оборудованию транспортных средств и обозначению груза
- Дополнительное оборудование подвижного состава
- Организация движения при перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов
- Особенности перевозки длинномерных грузов
- 14.8. Междугородные и международные перевозки грузов
- Особенности организации международных перевозок грузов
- Основные документы при выполнении международных автомобильных перевозок Общими документами при выполнении международных автомобильных перевозок являются:
- При перевозке грузов дополнительно оформляются:
- При перевозке скоропортящихся грузов необходимо иметь
- Специальное разрешение на перевозку опасных (особо опасных) грузов и маршрут их перевозки;
- Требования к водителям
- Требования к подвижному составу
- Таможенное оформление перевозок
- Разрешение для въезда в страну
- Страхование при международных перевозках
- 14.9. Централизованные перевозки.
- 14.10. Терминальные перевозки грузов.