2.1. Теоретический раздел
2.1.1. Общие сведения
Форсунки и их корпуса служат в качестве соединительного элемента между насосом подачи топлива и двигателем. Их основными функциями являются участие в дозировании топлива, распыливание топлива, обеспечение характеристик впрыскивания, герметизация камеры сгорания [2,3].
Дизельное топливо впрыскивается при максимальных величинах давления порядка 20 МПа, значения которых в будущем, вероятно, будут еще выше. В этих условиях дизельное топливо перестает вести себя как сплошная несжимаемая жидкость и становится сжимаемым. Во время короткого времени подачи (в пределах 1 мс) топливо в системе высокого давления как бы сжимается. Поперечное сечение соплового отверстия форсунки определяет количество топлива и распределение его в камере сгорания двигателя.
В соответствии с длиной, диаметром отверстия и его направлением форсунка оказывает основное влияние на образование факела топлива с соответствующими изменениями показателей мощности, расхода топлива и токсичности отработавших газов двигателя.
В определенных пределах возможно обеспечить оптимальное управление, определяемое ходом запорной иглы форсунки и регулированием ее характеристики.
Распылительное сопло должно обеспечивать герметичность системы впрыскивания топлива при чрезмерном нагреве до температур порядка 1000°С и при высоком давлении газов в камере сгорания двигателя [2,3]. Для предупреждения противотока горящих газов, когда сопла форсунки все еще открыты давление в камере повышенного давления форсунки должно быть выше чем давление в камере сгорания. Это требование становится особенно важным в конце впрыскивания (когда уменьшение давления впрыска сопровождается чрезмерным возрастанием давления продуктов сгорания) Оно может быть обеспечено только тщательным согласованием работы насоса впрыскивания топлива, распылительного сопла и запорной иглы.
Дизели с разделенными камерами сгорания (предкамерами и вихревыми камерами) требуют разработки форсунок, отличающихся от используемых в неразделенных камерах сгорания.
Для данных камер сгорания используются закрытые форсунки (с запорной иглой), имеющие распылитель с одним отверстием и обычно оснащенные иглами, открывающими одно отверстие.
Двигатели с непосредственным впрыскиванием топлива с неразделенными камерами сгорания обычно требуют применения форсунок со многими распылительными отверстиями.
Дроссельно–игольчатые форсунки имеют, как правило, один распылитель (тип ОМ 30) и один корпус форсунки (тип КСА с резьбовым соединением), обычно используются в двигателях с предкамерой и вихревой камерой. Стандартный корпус форсунки имеет резьбу М 24х2 и отворачивается 27–миллиметровым гаечным ключом.
Форсунки ОМ 30 в основном имеют диаметр иглы 6 мм с нулевым углом факела. Применяются и распылители с коническим углом факела (например, 12° для ОМ 12 50) Когда пространство для установки форсунок ограничено, то используются корпуса меньших размеров (например, КСЕ)
Отличительной характеристикой штифтовых форсунок является изменение отверстия распылителя (и, следовательно, скорости потока) в виде функции хода иглы.
Сопло в виде распылительного отверстия показывает немедленное возрастание проходного сечения во время открытия иглы.
Штифтовые форсунки характеризуются очень плавным ростом сечения при средних величинах хода иглы в пределах этого диапазона хода штифт иглы остается в распыливающем отверстии. Пропускное отверстие для потока состоит только из небольшого углового зазора между отверстием распыления большего размера и штифта иглы. При возрастании хода иглы она полностью открывает отверстие распылителя с последующим существенным возрастанием размера отверстия.
Это изменение отверстия, чувствительного к длине хода, может использоваться для организации в определенной степени управления законом впрыскивания.
В начале впрыскивания из форсунки в камеру сгорания вводится только ограниченное количество топлива, а основная его часть подается в конце цикла. Такая последовательность впрыскивания снижает жесткость процесса сгорания.
При малом сечении отверстия и излишне малом ходе иглы ускоряется возвращение иглы из зоны дросселирования. Впрыскиваемое количество топлива, приходящееся в единицу времени, резко возрастает, и, соответственно, повышается жесткость процесса сгорания.
|
|
Рисунок 2.1 – Штифтовой распылитель: 1 – нажимной штифт; 2 – распылитель; 3 – игла; 4 – впускной канал; 5 – камера сжатия; 6 – распылительное отверстие; 7 – штифт распылителя
| Рисунок 2.2 – Формы распылителей: 1 – штифтовой распылитель; 2 – штифтовой распылитель с плоскоусеченной иглой: 2а – вид сбоку; 2Ь – вид спереди; 3 – многоструйный распылитель с коническим закрытым объемом; 4 – многоструйный распылитель с цилиндрическим закрытым объемом; 5 – распылитель с перекрываемыми отверстиями
|
Неисправную форсунку выявляют, поочередно ослабляя накидные гайки топливопроводов, присоединенных к форсункам, позволяя топливу вытекать наружу, и, таким образом, выключая форсунку. Отключение исправной форсунки ведет к усилению перебоев в работе двигателя или к ее прекращению. Отключение неисправной форсунки не отражается на работе двигателя. Неисправную форсунку снимают и регулируют на специальном стенде.
Регулировка форсунок на стенде. Правильно отрегулированная форсунка должна обеспечивать подъем иглы при давлении МПа для двигателей ЯМЗ–236 и МПа для двигателей КамАЗ–740.
Для регулировки форсунок двигателя ЯМЗ–236 снимают колпак, отвертывают контргайку и регулировочным винтом создают требуемое натяжение пружины. Ввертывание винта вызывает повышение давления, а вывертывание – понижение.
Регулируют форсунки двигателя КамАЗ–740 регулировочными шайбами, установленными под пружину, при снятых гайке распылителя, распылителе, проставке и штанге. При увеличении общей толщины регулировочных шайб сжатие пружины увеличивается и давление повышается. Уменьшение толщины шайб приводит к снижению давления.
Изменение толщины шайб на 0,05 мм приводит к изменению давления начала подъема иглы на 0,3…0,35 МПа.
|
|
Рисунок 2.3 – Многоструйный распылитель: 1 – нажимной штифт; 2 – распылитель; 3 – игла распылителя; 4 – впускной канал; 5 – камера высокого давления; 6 – распиливающее отверстие; 7 – закрытый объем; 8 – угол между распыливающими
| Рисунок 2.4 – Стенд для проверки форсунок |
При диагностировании форсунок определяют их герметичность, давление впрыска и качество распыления.
Герметичность форсунки проверяют при давлении 30 МПа.
Показателем герметичности является время спадания давления (на 3МПа не менее 30…45с).
Давление впрыска определяют по показанию манометра на стенде и максиметра на работающем двигателе (не ниже 13,5 МПа).
Качество распыления определяют визуально. Удовлетворительно если в туман и в поперечном сечении конус (начало и конец впрыскивания должен сопровождаться сухим треском).
При разборке форсунки обрабатывают внутренние полости бензином, каналы волосяными ершиками, сверху мягкими металлическими щетками.
Внутреннюю поверхность обрабатывают латунным стержнем в папиросной бумаге.
- Часть II
- 1. Лабораторная работа №10. Проверка и регулировка топливного насоса высокого дАвления
- 1.1. Теоретический раздел
- 1.2. Описание лабораторной установки
- 1.3. Порядок проведения экспериментальных исследований
- 1.4. Содержание отчета о выполнении лабораторной работы
- Контрольные вопросы
- 2. Лабораторная работа №11. Исследование влияния условий эксплуатации на состояние дизельных форсунок
- 2.1. Теоретический раздел
- 2.2. Порядок проведения экспериментальных исследований
- 2.3. Содержание отчета о выполнении лабораторной работы
- Контрольные вопросы
- 3. Лабораторная работа № 12. Регулирование токсичности выхлопных газов карбюраторного двигателя
- 3.1. Теоретический раздел
- 3.2. Порядок проведения экспериментальных исследований
- 3.3. Содержание отчета о выполнении лабораторной работы
- Контрольные вопросы
- 4. Лабораторная работа № 13. Исследование влияния состояния газораспределительного механизма на эксплуатационные параметры автомобиля
- 4.1. Теоретический раздел
- 4.2. Порядок проведения экспериментальных исследований
- 4.3. Содержание отчета о выполнении лабораторной работы
- Контрольные вопросы
- 5. Лабораторная работа №14. Изучение конструкции и устройства лазерного стенда для измерения углов установки колес автомобиля «вектор – 1»
- 5.1. Теоретический раздел
- 5.2. Описание лабораторной установки
- 5.2. Порядок проведения экспериментальных исследований
- 5.3. Содержание отчета о выполнении лабораторной работы
- Контрольные вопросы
- 6. Лабораторная работа №15. Изучение технологии технического обслуживания механизма сцепления автомобиля
- 6.1. Теоретический раздел
- 6.2. Порядок проведения экспериментальных исследований
- 6.3. Содержание отчета о выполнении лабораторной работы
- Контрольные вопросы
- 7. Лабораторная работа № 16. Регулирование редуктора заднего моста автомобиля ваз–2107
- 7.1. Теоретический раздел
- 7.2. Порядок проведения экспериментальных исследований
- 7.3. Содержание отчета о выполнении лабораторной работы
- Контрольные вопросы
- 8. Лабораторная работа № 17. Диагностирование тормозной системы автомобиля с помощью тормозного стенда к–208
- 8.1. Теоретический раздел
- 8.3. Порядок проведения экспериментальных исследований
- 8.4. Содержание отчета о выполнении лабораторной работы
- Контрольные вопросы
- Библиографический список