logo
Лабараторная работа ч2_испр

6.1. Теоретический раздел

6.1.1. Общие сведения

При каждом техническом обслуживании следует проверить уровень жидкости в бачке привода выключения сцепления и свободный ход педали сцепления. При необходимости долить жидкость и отрегулировать свободный ход педали сцепления.

При диагностики определяют степень нагрева картера сцепления, производится оценка шумов, стуков, люфтов. При внешнем осмотре убеждаются в отсутствии подтекания масел и повреждения картеров [1,8,9].

Диагностика механизма сцепления осуществляется следующим образом:

  1. автомобиль устанавливается на подъёмник, либо вывешиваются ведущие колёса и включается первая передача;

  2. подключается стробоскоп;

  3. запускается двигатель;

  4. при работе двигателя выпрямленный импульс высокого напряжения со свечи поступает на конденсатор и с него, по мере накопления энергии, – на стробоскопическую лампу, вспышки которой синхронно с моментом зажигания в первом цилиндре освещают карданный шарнир автомобиля;

  5. плавно нажимать на педаль тормоза до половины её хода. Если сцепление не пробуксовывает, шарнир будет казаться неподвижным. Наблюдение вращения шарнира свидетельствует о пробуксовки сцепления.

6.1.2. Регулировка свободного хода педали сцепления.

Свободный ход педали сцепления автомобиля ВАЗ–2107 должен составлять 20…30 мм, что соот­ветствует свободному ходу толкателя рабочего цилиндра 4…6 мм и зазору 2 мм между фрикционным кольцом упорного фланца и подшипником муфты выключения сцепления. Регулируется свободный ход наконечником 5 (рисунок 6.2), который фиксируется гайкой 6. Прежде чем регу­лировать свободный ход педали сцепления, необходимо убе­диться в наличии зазора 0,1…0,5 мм между толкателем и порш­нем главного цилиндра. Этот зазор, необходимый для полного выключения сцепления, устанавливается ограничителем 14 (рисунок 6.1) и определяется легким касанием толкателя о пор­шень или свободным ходом педали 0,4…2 мм.

Рисунок 6.1 – Педаль и главный цилиндр привода сцепления автомобиля ВАЗ–2107:

1 – пробка; 2 – корпус главного цилиндра; 3 – перепускное (компенсационное) отверстие; 4 – прокладка штуцера; 5 – штуцер; 6 – стопорная пружинная шайба; 7 – поршень главного цилиндра; 8 –уплотнительное колы; 9 – поршень толкателя; 10 – крючок; 11 –кронштейн педалей сцеплений; 12 – пружина сервопривода педали сцепления; 13 – оттяжная пружина педали сцепления; 14 – ограничитель хода педали сцепления; 15 – педаль сцепления; 16 – толкатель поршня; 17 – защитный колпачок; 18 – стопорное кольцо; 19 – впускное отверстие; 20 – уплотнительное кольцо (кольцевой клапан); 21 – перепускное отверстие поршня; 22 – рабочая полость цилиндра; 23 – пружина; 24 – прокладка

Рисунок 6.2 – Рабочий цилиндр выключения сцепления и вилка:

1 – шаровая опора; 2 – пружина; 3 – вилка выключения сцепления; 4 – толкатель; 5 – регулировочный наконечник; 6 – гайка; 7 – оттяжная пружина; 8 – пробка; 9 – штуцер для прокачки; 10 – корпус цилиндра; 11 и 14 – уплотнительные кольца; 12 – защитный колпачок; 13 – поршень; 15 – тарелка; 16 – пружина поршня; 17 – опорная шайба пружины; 18 – стопорное кольцо

Свободный ход педали сцепления у автомобилей ГАЗ–3307 и ГАЗ–3308 должен быть в пределах 30–45 мм, у автомобилей ЗИЛ–431410, ЗИЛ–130 и ЗИЛ–131 в пределах 35–50 мм.

Сцепление автомобиля ГАЗ–3308 имеет гидравличе­ский привод. Он состоит из подвесной педали, тяги, рычага привода, главного цилиндра, рабочего цилиндра и трубопрово­дов. Вместе с педалью тормоза все это составляет отдельный блок, который крепится на кронштейне к кабине. Педаль сцеп­ления подвешена на оси на пластмассовой втулке, не требующей смазки.

Свободный ход педали в гидравлическом приводе зависит от величины зазора между штоком и днищем поршня главного цилиндра при отпущенной педали сцепления и от величины за­бора между головками рычагов и муфтой выключения сцепле­ния. Зазор между штоком и днищем поршня главного цилиндра должен равняться 0,5–1,5 мм. Зазор между упорным подшип­ником выключения сцепления и головками рычагов 12 должен быть 2,5–3 мм. Указанные зазоры – регулируются эксцентрико­вым болтом 6 и изменением длины штока рабочего цилиндра 13 привода.

Сумме этих двух зазоров соответствует свободный ход педа­ли сцепления 32–44 мм.

Для проверки величины свободного хода педали необходи­мо установить линейку с делениями, как указано на рисунке 6.4.

Нажимая на педаль сцепления рукой до момента упора упорного подшипника (почувствуется резкое увеличение сопро­тивления движению педали), заметить показания на линейке от начала нажатия. Для регулировки свободного хода педали надо ослабить контргайку 2 тяги 7 и поворотом сферической гайки 3 изменить длину тяги. Для уменьшения свободного хода педали гайку 3 навертывают, а для увеличения – отвертывают. Затем надо затянуть контргайку и проверить свободный ход педали (при неработающем двигателе). Если нужно, регулиров­ку повторяют до получения нормальной величины свободного хода.

Работа гидравлического привода заключается в следующем. При нажатии на педаль сцепления через тягу, рычаг и толка­тель перемещается поршень главного цилиндра, который вы­тесняет жидкость в рабочий цилиндр. Под давлением жидкости поршень рабочего цилиндра через толкатель воздействует на вилку, чем и обеспечивается выключение сцепления.

Свободный ход педали сцепления «В» автомобиля ЗАЗ – 1102 должен составлять 20...30 мм, что соответствует свободному ходу конца рычага вилки выключения сцепления 4...6 мм.

Для уменьшения свободного хода педали отпус­тите контргайку 1 (рисунок 6.3) и удерживая на­конечник троса ключом за лыску, заворачивайте регулировочную гайку 2. Для увеличения свободно­го хода гайку отворачивайте.

Рисунок 6.3 – Привод выключения сцепления автомобиля ЗАЗ – 1102:

1 – контргайка; 2 – гайка регулировочная; 3 – пружина; 4 – рычаг оси, 5 – упор на картере; 6 – демпфер; 7 – уплотнитель; 8 –трос в сборе; 9 – упор на кузове; 10 – защелка; 11–ось педалей, 12 – упор педали; 13–буфер; 14 – педаль сцепления; В – свободный ход педали; А – полный ход педали

6.1.3. Неисправности сцепления

Нормальная работа сцепления существенно влияет на условия работы трансмиссии автомобиля. В процессе эксплуа­тации наиболее частые неисправности сцепления – пробуксовывание, неполное выключение и рывки при включении сцеп­ления.

Для проверки исправности сцепле­ния необходимо:

  1. при работаю­щем двигателе вы­ключить сцепление и поочередно вклю­чать передачи. Если включение передач сопровождается шу­мом, значит, сцепле­ние полностью не выключается («ве­дет»);

  2. при работаю­щем двигателе затя­нуть ручной тормоз. Затем включить высшую передачу и, плавно нажимая на педаль управления дросселем, отпускать педаль сцепления.

Рисунок 6.4 – Проверка и регулировка свободного хода педали сцепления:

а – величина свободного хода педали; 1 – регулируемая тяга; 2 – контргайка; 3 – регулировочная гайка; 4 – педаль

Если двигатель заглохнет, сцепление исправно, если будет продолжать работать – неисправно (пробуксовывает).

Пробуксовывание сцепления. Основными причинами пробуксовывания сцепления могут быть отсутствие свободного хода пе­дали сцепления, замасливание и износ фрикционных накладок диска.

При замасливании дисков сцепления также происходит пробуксовывание дисков. В этом случае сцепление необходимо разобрать, промыть диски керосином и зачистить фрикционные накладки металлической щеткой. Необходимо при этом устра­нить причину попадания масла в сцепление. Можно также про­мыть сцепление и без его разборки. Для этого снимают ниж­нюю крышку картера сцепления, пускают двигатель и, попере­менно включая и выключая сцепление, промывают диски струёй керосина, пользуясь промывочным шприцем.

Пробуксовывание дисков может быть и вследствие значи­тельного износа фрикционных накладок. Если неисправность не устраняется регулировкой свободного хода педали, необхо­димо заменить накладки.

Неполное выключение сцепления чаще всего вызывается слишком большим свободным ходом педали сцепления или же короблением дисков. В первом случае необходимо произвести регулировку свободного хода педали, во втором случае – ре­монт или замену дисков.

6.1.4. Прокачка гидропривода сцепления

Наличие воздуха в гид­роприводе определяется по неполному выключению сцепления, по «мягкости» и «провалам» педали сцепления. Для удаления воздуха из гидропривода необходимо:

  1. проверить уровень жидкости в бачке гидропривода; при необходимости долить жидкость;

  2. надеть на головку штуцера 9 (рисунок 6.2) рабочего цилиндра шланг, нижний конец которого погрузить в жидкость для гид­ропривода (30…50 г), налитую в чистый сосуд, отвернуть на пол–оборота штуцер 9;

  3. резко нажимать и плавно отпускать педаль до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из шланга. За­тем, нажав на педаль, завернуть до отказа штуцер, снять шланг и надеть колпачок штуцера.

Если, несмотря на продолжительную прокачку, из шланга будут выходить пузырьки воздуха, необходимо проверить на­дежность крепления соединений, выяснить, нет ли на трубках трещин или подтекания в соединениях со штуцерами. Возмож­но проникновение воздуха через неисправные уплотнительные кольца главного или рабочего цилиндров.

При прокачке необходимо следить, чтобы уровень жидкости в бачке был выше отверстия для трубки, идущей к главному цилиндру, а конец шланга, используемого для прокачки, был постоянно погружен в жидкость.