logo
лекции2

5. Устойчивость- свойство автомобиля противостоять заносу.

Продольная устойчивость - свойство автомобиля сохранять ориентацию вертикальной оси в продольной плоскости в заданных пределах, т.е. без опрокидывания и скольжения при движении на продольном уклоне.

Вероятность продольного опрокидывания - очень низка. Поэтому основным оценочным показателем продольной устойчивости является угол подъема (), при котором возможно движение автомобиля без буксования ведущих колес.

где а - расстояние между передней осью и центром тяжести автомобиля;

La - база автомобиля;

hy- высота центра масс.

Для автомобилей с одной ведущей осью .

Поперечная устойчивость- свойство транспортного средства сохранять ориентацию вертикальной оси в поперечной плоскости в заданных пределах, способность противостоять заносу или опрокидыванию при криволинейном движении или по косогору.

Центробежная сила ,

при криволинейном

движении. Тогда

Y - результирующая сила

(поперечная сила);

i - поперечный уклон;

- смещение центра

тяжести.

Обычно , тогда

- коэффициент поперечной силы (поперечной устойчивости).

Р -тяговое усилие

Рисунок

Для устойчивости автомобиля на кривой против заноса необходимо, чтобы соблюдалось условие:

Критический радиус и скорость по заносу на повороте

: :

Устойчивость автомобиля против опрокидывания обеспечивается превышением удерживающего момента над опрокидыванием

где - смещение центра тяжести из-за эластичности рессор и шин.

cos?

h=0.45..0.6,м -для легковых; 1,8..2,5 -для легковых

h=0.65..1.0,м - для грузовых; 2..3 - для грузовых

h=0.7.. 1.2,м - для автобусов. 1,7..2,2-для автобусов

Для наиболее невыгодных условий (должен быть).

При заносе автомобиля , чаще происходит занос одного из мостов.

РИСУНОК

а.- Занос заднего моста. Рц- действует в сторону заноса. Опасен.

б.- Занос переднего моста. Рц- действует в сторону, противоположную заносу.