5. Устойчивость- свойство автомобиля противостоять заносу.
Продольная устойчивость - свойство автомобиля сохранять ориентацию вертикальной оси в продольной плоскости в заданных пределах, т.е. без опрокидывания и скольжения при движении на продольном уклоне.
Вероятность продольного опрокидывания - очень низка. Поэтому основным оценочным показателем продольной устойчивости является угол подъема (), при котором возможно движение автомобиля без буксования ведущих колес.
где а - расстояние между передней осью и центром тяжести автомобиля;
La - база автомобиля;
hy- высота центра масс.
Для автомобилей с одной ведущей осью .
Поперечная устойчивость- свойство транспортного средства сохранять ориентацию вертикальной оси в поперечной плоскости в заданных пределах, способность противостоять заносу или опрокидыванию при криволинейном движении или по косогору.
Центробежная сила ,
при криволинейном
движении. Тогда
Y - результирующая сила
(поперечная сила);
i - поперечный уклон;
- смещение центра
тяжести.
Обычно , тогда
- коэффициент поперечной силы (поперечной устойчивости).
Р -тяговое усилие
Рисунок
Для устойчивости автомобиля на кривой против заноса необходимо, чтобы соблюдалось условие:
Критический радиус и скорость по заносу на повороте
: :
Устойчивость автомобиля против опрокидывания обеспечивается превышением удерживающего момента над опрокидыванием
где - смещение центра тяжести из-за эластичности рессор и шин.
cos?
h=0.45..0.6,м -для легковых; 1,8..2,5 -для легковых
h=0.65..1.0,м - для грузовых; 2..3 - для грузовых
h=0.7.. 1.2,м - для автобусов. 1,7..2,2-для автобусов
Для наиболее невыгодных условий (должен быть).
При заносе автомобиля , чаще происходит занос одного из мостов.
РИСУНОК
а.- Занос заднего моста. Рц- действует в сторону заноса. Опасен.
б.- Занос переднего моста. Рц- действует в сторону, противоположную заносу.
- 4.Основы стратегии тактики управления.
- Форма кузова
- Зона жизнеобеспечения
- Устойчивость
- Диагностика
- Микроклимат
- 2.Виды безопасностей транспортных средств
- 3. Тягово-скоростные свойства автомобиля.
- 5. Устойчивость- свойство автомобиля противостоять заносу.
- 6. Уравляемсть - свойство автомобиля сохранять или изменять движение, заданное водителем с определенными затратами психической и физической энергии.
- 7. Информативность транспортного средства - свойство транспортного средства обеспечивать участников дд необходимой информацией.
- Средства