3. Тягово-скоростные свойства автомобиля.
Тягово-скоростные свойства автомобиля - свойства автомобиля обеспечивать необходимый диапазон изменения скоростей и интенсивности разгона автомобиля.
Эти свойства значимы в плотных потоках движения.
Уравнение движения автомобиля:
где - тяговое усилие ;
- сила сопротивления качению;
- сила сопротивления воздуху;
- сопротивление инерционных сил.
- коэффициент сцепления колес с дорогой:
- 0,01..0,02 - асфальтобетон, цементобетон;
-0,02..0,,025 - щебень и гравий, обработанные вяжущими;
-0,04..0,05 - булыжная мостовая.
где - продольный уклон.
где - коэффициент сопротивления воздуха (зависит от плотности, от формы кузова автомобиля);
- проекция лобовой поверхности автомобиля на вертикальную плоскость;
- скорость автомобиля;
13 - переводной коэффициент из км/ч в м/с.
- относительное ускорение:
Мощность двигателя, необходимая для приведения автомобиля в движение:
где Р - суммарное сопротивление движению.
Тягово-скоростные свойства автомобиля определяются характеристиками ДВС и трансмиссии, массой, аэродинамикой, размерами колес, сопротивлением качению.
Динамический фактор - характеризует запас тягового усилия:
- динамическая характеристика автомобиля.
4.Тормозные свойства автомобиля.
Тормозные свойства автомобиля характеризуют возможность осуществления замедления необходимой интенсивности и удержания транспортного средства на уклонах.
Уравнение движения автомобиля при торможении
где - коэффициент учета вращающихся масс:
где - сила, необходимая для разгона всех поступательно движущихся масс.
Тормозная сила
где - коэффициент тормозной силы (интенсивность торможения), равен отношению суммы тормозных сил, возникающих на всех колесах к весу автомобиля; зависит от конструктивных особенностей тормозной системы и ее состояния, интенсивности торможения водителем. На значение коэффициента тормозной силы оказывает влияние ровность покрытия, т.к. при неровном покрытии - возникают колебания и как результат - уменьшение давления на дорогу.
Отрицательное ускорение при торможении автомобиля
=0, при скорости менее 30км/ч - ошибка до 5%
Тормозной путь - длина пути, на котором водитель может остановить автомобиль, движущийся с расчетной скоростью.
Время реакции водителя (tp): 0,6..0,8- в городе, 1,5..2 сек. - за городом. Принимают tp в среднем 0,8, что соответствует оптимальным условиям работы 50% водителей.
tc- время запаздывания действия тормозных устройств:0,1сек.-гидравлика, 0,2..0,4 - пневматика.
tн - период нарастания тормозного усилия:0,- гидравлика, 0,6..1 сек. - пневматика.
Процесс экстренного торможения характеризуется диаграммой торможения.
Относительное ускорение
При равномерно замедленном движении скорость равна
где - абсолютное значение отрицательного ускорения торможения, м/с2:
допустим, что сопротивление воздуха отсутствует и пренебрегаем влиянием вращающихся масс.
тогда
, м.
Обычно исходят из наиболее опасного случая, - торможения с полной блокировкой колес и принимают - продольное сцепление. В реальных условиях из-за неточной регулировки тормозов, неравномерности распределения усилий между колесами и колебаниями автомобиля - не удается реализовать теоретически возможную величину тормозной силы. Все это учитывается коэффициентом эффективности торможения, Кэ:
Кэ=1,2 - для легковых автомобилей; Кэ=1,3..1,4 - для грузовых и автобусов.
При низких значениях коэффициента сцепления (менее 0,4)-тормозные силы достигают максимального значения практически мгновенно Кэ=1.
При торможении на высоких скоростях 90..100км/ч, Кэ=2,3, т.к. из-за опасности заноса торможение производится сначала легким нажатием на педаль.
где - сила сцепления;
- вес на колесо.
Таблица . Изменение коэффициента сцепления в зависимости от типа и состояния покрытия.
покрытие | сухое | мокрое |
асфальтобетон, цементобетон | 0,7..0,8 | 0,35..0,45 |
щебеночное | 0,6..0,7 | 0,3..0,4 |
грунтовая дорога | 0,5..0,6 | 0,2..0,4 |
снег | 0,2..0,3 | |
лед | 0,1..0,2 |
- изменяется в зависимости от типа покрытия, начальной скорости торможения и степени проскальзывания колес.
ГРАФИК
- степень проскальзывания
При высоких скоростях движения, между колесом и дорогой может образоваться грязе-водяная пленка - явление “аквапланирования”.
Требования к тормозным системам:
-высокая эффективность во всех условиях торможения;
- необходимая интенсивность торможения при незначительном усилии на педаль;
- сохранение устойчивости и управляемости;
- сохранение необходимой эффективности нагретых тормозов;
- надежность.
Согласно современным требованиям автомобиль должен иметь:
- рабочую тормозную систему - для снижения скорости во всех условиях эксплуатации;
- запасную тормозную систему - выполняет функции рабочей при ее отказе;
- стояночную - для удержания транспортного средства в неподвижном состоянии;
- вспомогательную - для поддержания постоянной скорости при движении на уклонах.
Запасная и стояночная системы могут быть выполнены в одном механизме.
Основными показателями рабочей и запасной системы являются замедление (j)и тормозной путь(ST). ????
Показателем эффективности стояночной системы является тормозная сила, необходимая для удержания транспортных средств на уклоне более 16%.
Пути повышения эффективности тормозных систем:
- АБС;
- регуляторы тормозных сил;
- преимущество дисковых тормозов перед барабанными;
- фрикционные материалы;
- охлаждение тормозных механизмов в процессе торможения.
- 4.Основы стратегии тактики управления.
- Форма кузова
- Зона жизнеобеспечения
- Устойчивость
- Диагностика
- Микроклимат
- 2.Виды безопасностей транспортных средств
- 3. Тягово-скоростные свойства автомобиля.
- 5. Устойчивость- свойство автомобиля противостоять заносу.
- 6. Уравляемсть - свойство автомобиля сохранять или изменять движение, заданное водителем с определенными затратами психической и физической энергии.
- 7. Информативность транспортного средства - свойство транспортного средства обеспечивать участников дд необходимой информацией.
- Средства