logo
лекции2

Средства

внутренняя

внешняя

визуальная

звуковая

тактильная

визуальная

звуковая

кузов

звуковой сигнал

световые сигнализаторы

звуковые сигнализаторы

рулевое колесо

шум агрегатов

рычаг кп

световые сигналы

прочие шумы

стрелочные сигнализаторы

радиоприем

ник

сиденье

символичес

кие изображения

педали

клавиши переключатели

Цветографические свойства транспортного средства должны обладать :

- сигнальностью - эффективным зрительным выделением из потока;

- обозначением при помощи света, маркировки и графики назначения;

- психофизиологической комфортностью - отсутствием психофизиологических нарушений у наблюдателя при длительном воздействии цвета.

Цвет автомобиля должен выделять его из окружающей среды - контрастность.

Безопасная скорость(Vб) - основной показатель эффективности системы освещения автомобиля:

- дальность видимости

- расстояние освещения;

- коэффициент , зависящий от динамики восприятия освещенных объектов;

- учитывает, что с увеличением скорости, сокращается расстояние, на котором объект может быть обнаружен.

:

м/с.

Критериями безопасности могут служить коэффициент видимости и коэффициент опасности:

ГРАФИК

Число, расположение, цвет, углы видимости регламентируются - ГОСТ, ЕЭК, ООН, ISO.

Транспортные средства имеют постоянные фотометрические *** характеристики световых сигналов. Но диапазон освещенности в течении суток изменяется в широких пределах. Поэтому оптимальным будет сигнал, который меняет свои характеристики в зависимости от освещенности - это адаптивный сигнал.

- обзорность -свойство транспортного средства обеспечивать водителю геометрическую видимость ДТС;

- звуковая информативность - свойство транспортного средства обеспечивать водителя необходимой звуковой информацией. Звуковая и зрительная информация в сумме увеличивают эффект.

8. Компоновочные параметры транспортного средства.

Максимальные габариты: 2.5, 3.8, 2.4.

Профильная проходимость- способность транспортного средства преодолевать неровности, препятствия, вписывается в дорожные габариты.

Оценочные показатели: дорожный просвет - hпр, передний и задний свесы - lпр, lз, углы переднего и заднего свеса - .

Ширина транспортного средства определяет коридор движения:

К = 0,1..0,05 - єэмпирический коэффициент; n1 -зависит от типа транспортного средства;

С = 0,3..1,0 - зазор безопасности.

график.

9. Рабочее место водителя.

Обитаемость - это окружающая Среда, определяющая уровни комфортабельности и эстетичности места труда и отдыха человека.

Показатели объектности: микроклимат, эргономические свойства, шум, вибрация, загазованность.

Микроклимат: t2, влажность, скорость воздуха.

ГРАФИК

Эргономические свойства характеризуют соответствие размеров и формы сидения, органов управления антропометрическим параметрам человека. Удобная посадка водителя приводит к уменьшению физических затрат.

Органы управления должны отвечать требованиям:

- экономия движения;

- простота движения;

- законченность движения (окончание предыдущего и начало следующего);

- равномерное распределение нагрузки между руками и ногами;

- оптимальность зон досягаемости рук и ног;

- стереотип движений;

- исключение случайности включения;

- наличие обратной связи.

С целью снижения вероятности ошибок при работе с органами управления необходимо выдерживать требования:

  1. Функциональность.

  2. Значимость.

  3. Очередность пользования.

  4. Частота пользования.

Предельно допустимый шум в кабине 75..85дБ.

9. Пассивная безопасность.

Деформация кузова при столкновении должна обеспечивать погашение кинетической энергии.

Перегрузка в момент столкновения:

где V - скорость;

- деформация кузова;

- деформация ремней.

jc- до 30g.

Перегрузка действует 50..100 мсек.

Требования к внутренней пассивной безопасности:

- создание условий гашения перегрузок;

-исключение травмобезопасных элементов внутри кузова;

Вторичный удар: удар головой о стекло, о рулевое колесо, о кромку панели приборов.

Большинство погибших в ДТП находилось на переднем сиденье.

Жесткость салона должна обеспечивать сохранность зоны жизнеобеспечения.

- рулевое колесо и колонка должны перемещаться и поглощать удар;

- исключение возможности выпадения пассажиров;

- ремни, подголовники, пневмоподушки (снижают травмы на 60..75 %);

- травмобезопасные стекла.

10. Послеаварийная безопасность.

Возгорание автомбиля - наиболее тяжелое последствие ДТП (Р=0,3..1,2%), последствия - тяжелые.

Требования к послеаварийной безопасности:

- бак - в отдалении от ДВС;

- бак - сзади, так как встречные столкновения более тяжелые;

- система отключения источника электроэнергии при ДТП;

- пожаробезопасность баков, заливных горловин, топливоприводов;

- системы блокирования колес при ДТП и разблокирования колес после ДТП;

- системы аварийной эвакуации людей;

- огнетушители;

- инструмент для разбивания стекол;

- автоматический впрыск в бак веществ, снижающих возгораемость.

11. Экологическая безопасность.

Негативные последствия эксплуатации автомобиля:

- потеря полезной площади земли;

- загрязнение атмосферы;

- истребление природных ресурсов;

- шум и вибрации;

- электромагнитные излучения.

В городах 60% всех загрязнений атмосферы связаны с автотранспортом.

  1. СО - 67 млн.т./год в США;

  2. Углеводороды - 12 млн.т/год;

  3. к- 7 млн.т./год;

  4. Окиси среды -

В США потери урожая и цветов около 500млн.$. Ежегодная экономия средств могла бы составить 2млрд.$

Таблица Содержание вредных веществ в отработанных газах.

Окись углерода

25,3г/кг

Углеводороды

4,45г/кг

Окиси азота

1,31г/кг

Загрязненность воздуха зависит от режима работы автомобильного транспорта, времени суток, атмосферных условий.

Имеется четкая разница в содержании СО на основных и скоростных магистралях.

ГРАФИКГРАФИКИГРАФИКИГРАФИКИ

Возраст автомобиля влияет, главным образом, ввиду того, что на новых автомобилях более совершенная конструкция ДВС и средства защиты окружающей среды. Дизели значительно меньше загрязняют воздух (в 13,7 раза). В1975 году в США были введены стандарты на состав выхлопных газов.

Направления снижения токсичности:

- улучшение топливной аппаратуры ДВС, систем зажигания, создание приспособлений для снижения токсичности ДВС;

- ликвидация выбросов канцерогенных веществ в атмосферу;

- применение присадок к топливу;

- уменьшение испарений из баков, карбюраторов;

- нейтрализация токсичных компонентов;

- поглощение токсичных компонентов.

Главный путь - совершенствование ДВС:

- форкамерно-факельное зажигание;

- искра повышенной энергии, электронное зажигание;

- электронный впрыск;

- дожигатели;

- подготовка смеси (более качественная).

Уровень шума определяется: типом и техническим состоянием транспортных средств, режимом движения транспортных средств, состав и интенсивность потоков, ровность покрытия дороги.

Направления борьбы с шумом:

- снижение эмиссии шума;

- ограничение распространения шума.

Снизить уровень шума можно с помощью средств ОДД:

- сократить издержки;

- координированное управление движением, АСУ-Д;

- барьеры на магистралях.

Наибольший эффект оказывает озеленение.