3.9 Содержание участка автомобильной дороги
Из всех работ по содержания автомобильных дорог наиболее трудоемкими и дорогостоящими являются работы, выполняемые в зимний период, который имеет целый ряд особенностей.
В системе мероприятий по зимнему содержанию одно из важнейших мест занимает снегоочистка автомобильных дорог, так как не всегда и не везде возможно проведение мероприятий по защите дорог от снега.
Основные задачи, которые ставят при снегоочистке, зависят от характера снежных отложений, условий, в которых они образуются, и затруднений, создаваемых для движения на дороге.
Выполняют следующие виды снегоочистительных работ: патрульная очистка; удаление валов; расчистка снегопадных отложений и снежных заносов небольшой толщины; расчистка снежных заносов значительной толщины; расчистка лавинных завалов. Для каждого вида работ применяют соответствующие типы машин и разрабатывают целесообразную технологию.
Патрульная снегоочистка автомобильных дорог
Патрульной снегоочисткой называется систематические проезды (патрулирование) машин по обслуживаемому участку в течение всего времени, пока продолжается метель или снегопад. В зависимости от скорости накопления снега на дорожном полотне и ширине проезжей части необходимо так рассчитывать количество снегоочистительных машин, чтобы образующиеся снежные отложения были удалены в самом начале их формирования.
При небольшой толщине снегоотложений, когда в течение 1 часа толщина снегоотложений не превышает 3 – 5 см, допустимо применять одиночные машины. При интенсивных метелях и снегопадах, а также на дорогах с интенсивным движением работы ведут отрядом снегоочистителей.
Число машин для патрульной очистки:
, (99)
гдеL – длина обслуживаемого участка дороги, км;
nпр – количество снегоочистителей в звене, необходимое для полной уборки снега с половины ширины дорожного полотна. Количество снегоочистителей в звене зависит от ширины очищаемой поверхности и марки снегоочистителя:
, (100)
Vp – средняя рабочая скорость снегоочистителя (Vp =40 – 60), км/ч;
Ки – коэффициент использования снегоочистителя (Ки =0,75 – 0,85);
lc – ширина захвата снегоочичтителя, lc = 2,5 м;
В – ширина очищаемой поверхности;
tn – время между предыдущими и последующими проходами, определяется по формуле:
, ч, (101)
гдеhдоп – допустимая толщина снега на покрытии, накапливающегося на покрытии, мм (таблица 34);
iн – интенсивность накопления снега на покрытии, мм/ч.
Таблица 34 – Максимальная толщина слоя рыхлого снега на покрытии
Группа дороги. Категория дороги | Интенсивность движения на дороге данной категории, авт./сут. | Максимальная толщина слоя рыхлого снега на покрытии, мм, (при уровне содержания) | Нормативный срок ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки, ч | ||
допустимом | среднем | высоком | |||
А – I, II | более 3000 | 40 | 30 | 20 | 4 |
Б – III | 1000-3000 | 50 | 40 | 30 | 5 |
В – IV,V | менее 1000 | 60 | 50 | 40 | 6 |
Обычно патрулирование начинается при hдоп = 30 мм, однако на дорогах I, II категорий целесообразно накапливать снег до hдоп = 10 – 15 мм, а на дорогах IV категории можно до hдоп = 60 мм.
Интенсивность накопления снега hн обычно составляет 5 – 12 мм/ч и редко 40 мм/ч.
Ликвидация снежных заносов на участках автомобильной дороги
Количество машин, необходимых для ликвидации снежных заносов, рассчитывается по формуле:
, (102)
гдеtd – директивное время очистки, ч;
Директивное время очистки дороги зависит от эксплуатационной категории дороги и уровня ее содержания. Например, для категории Iэ дороги директивный срок очистки в зависимости от уровня содержания (допустимый, средний, высокий) колеблется в пределах от 4 до 3 ч, а для дороги категории IVэ – от 6 до 4,5 ч.
Wуб – количество снега, подлежащего уборке, м. Определяется по формуле:
, (103)
гдеhоm – толщина снеговых отложений, м [14];
L – длина участка, м;
b – ширина очищаемой поверхности, м;
– плотность снега, т/м.
Для снегоочистки при толщине снеговых отложений hom и плотности снега выбирается вид снегоочистителя с технической производительностью Пm.
Эксплуатационная производительность определяется по формуле:
, (104)
гдеПm – техническая производительность по паспортным данным, м3 (если в паспорте производительность дана в тоннах, то нужно разделить ее на плотность снега, которую можно принять: для снежных заносов 0,35, для лавинных завалов 0,55 т/м3);
Ки – коэффициент использования машины в течение смены (Ки = 0,7).
При расчистке снегоотложений небольшой толщины (0,3 – 0,7 м) и плотности снега до 0,3 г/см3 используются одноотвальные плужные снегоочистители. Очистку снегозаносов средней толщины (0,4 – 0,8 м) при плотности снега до 0,4 г/см3 ведут двухотвальными плужными снегоочистителями. Двухотвальные тракторные снегоочистители применяются при прокладке снегозащитных траншей, при прокладке колонных путей на участках, защищенных лесом, также удаляют большие снеговые отложения 1,0 – 1,2 м при плотности 0,6 г/см3. Роторные и фрезеророторные снегоочистители используются при расчистке снежных заносов или снегопадных отложений большой толщины при плотности снега 0,7 г/см3. За один проход разрабатывается слой снега толщиной 1,5 м; при послойной разработке толщина не ограничивается. При расчистке снежных отложений средней толщины и удалении снега плотностью до 0,6 г/см3 используются автогрейдеры. Толщина удаляемого снега 0,5 – 0,6 м. Бульдозеры рекомендуется использовать при расчистке снежных отложений большой толщины при плотности снега до 0,7 г/см3. Толщина разрабатываемого снега за один проход до 1 м. При послойной разработке толщина не ограничивается. Валоразбрасыватели применяются для удаления снежных валов, расчистке снежных завалов при толщине снега до 1,5 м и плотности до 0,6 г/см3.
- 190702 (240200) Организация и безопасность движения
- 1. Цели и задачи курсового проекта
- 2. Формулировка задания и его объем
- 3. Основное содержание курсового проекта по разделам, последовательность и порядок их выполнения
- 3.1 Характеристика природных условий района расположения дороги
- 3.2 Назначение категории и расчетное обоснование основных технических нормативов
- 3.2.1 Установление технической категории дороги и назначение расчетной скорости движения автомобилей
- 3.2.2 Определение продольных уклонов
- 3.2.3 Определение нормативных радиусов для проектирования кривых в плане
- 3.2.4 Определение расстояний видимости
- 3.2.5 Определение наименьших радиусов вертикальных кривых для сопряжения переломов продольного профиля
- 3.2.6 Определение пропускной способности и уровня загрузки дороги
- 3.2.7 Определение ширины проезжей части дороги и земляного полотна
- 3.2.8 Сравнение расчетных параметров с нормативными
- 3.4 Проектирование дополнительных устройств на кривых малого радиуса
- 3.4.1 Проектирование переходной кривой
- 3.4.2 Проектирование виража
- 3.4.3 Проектирование уширения проезжей части на кривых
- 3.5 Проектирование дороги в продольном профиле
- 3.6 Проектирование поперечного профиля дороги
- 3.7 Проектирование дорожных одежд
- 3.8 Оценка транспортно-эксплуатационного состояния дороги
- 3.8.1 Оценка скорости движения транспортного потока
- 3.8.2 Оценка пропускной способности дороги
- 3.8.3 Оценка безопасности движения на участке дороги
- 3.9 Содержание участка автомобильной дороги
- 3.10 Обустройство участка автомобильной дороги
- 3.11 Определение экономической эффективности мероприятий по совершенствованию участка автомобильной дороги
- 4. Общие требования к курсовому проекту
- 5. Рекомендации по организации работ над проектом, примерный календарный план его выполнения
- 6. Порядок защиты и ответственность студента за выполнение задания по курсовому проекту