3.10 Обустройство участка автомобильной дороги
Автомобильная дорога может не обеспечить функциональную надежность, если ее обустройства не предоставят надлежащих удобств для движения. Служба ремонта и содержания дороги должна обеспечивать полное обустройство дороги, необходимое для лучшей организации движения всех видов транспорта.
К обустройствам по обслуживанию транспортных средств относят заправочные станции (АЗС), станции технического обслуживания (СТО), смотровые эстакады, моечные пункты и площадки для стоянки.
К обустройствам для обслуживания проезжающих по дороге относятся: автобусные павильоны, вокзалы и автостанции, площадки отдыха, пункты питания (столовые, рестораны, буфеты, кафе, ларьки для продуктов) и пункты длительного отдыха (общежития, гостиницы, мотели, кемпинги).
В данном разделе необходимо выполнить мероприятия по обустройству участка автомобильной дороги, по требованиям СНиП [13]. При размещении сооружений обслуживания движения, необходимо учесть:
– процентный состав транспортного потока (грузовые и пассажирские);
– категорию автомобильной дороги;
– протяженность автомобильной дороги при размещении сооружений и объектов сервиса (принимается как 100 кратная протяженности участка по заданию).
Организация грузовых перевозок
Обустройства для организации и обеспечения удобств грузового движения необходимы для лучшей организации грузовых перевозок, для обеспечения нужд подвижного состава и водителей (рисунок 17).
При разработке схемы обустройства дороги для грузового движения помимо основных требований необходимо учесть следующее: наиболее крупные грузовые станции размещают в населенных пунктах, при товарных станциях железных дорог, в местах перегрузки; на всем протяжении автомобильной дороги должен быть специализированный комплекс сооружений для обслуживания грузового движения; в конечных пунктах маршрута размещают грузовые станции со складами, пункты ремонта подвижного состава, пункты питания и отдыха водителей и служебные помещения для складских и экспедиционных операций.
Рисунок 17 – Схема обустройства автомобильной дороги для грузового движения: 1 – площадка отстоя автомобилей; ГС – грузовая станция; КПД – контрольно-диспетчерский пункт; ПП – перецепной пункт; АЗС – автозаправочная станция; СТО – станция технического обслужива-ния; ГАИ – пост ГАИ; М – моечный пункт; О – общежитие; БК – буфет, кафе; НП – населенный пункт; С – столовая
На протяжении каждого маршрута автомобильной дороги предусматривают сооружения, перечисленные ниже:
– грузовые автостанции по СНиП 2.05.02-85 [13] предусматривают в пунктах с суточным грузооборотом не менее 150 т, установленным на
10-летнюю перспективу;
– перецепные пункты через 200 – 250 км для передачи грузов или прицепов;
– контрольно-диспетчерские пункты (КДП) – вблизи мест получения грузов и в местах загрузки попутным грузом;
– станции технического обслуживания (СТО) – для осмотра и ремонта подвижного состава. На дорогах I категории – двухсторонние СТО, на дорогах II и III категории – односторонние. На дорогах I категории СТО рассчитывают на 5, 7 или 10 постов для ремонта и осмотра. Согласно СНиП [13] при интенсивности движения от 7 до 25 тыс. автомобилей в сутки СТО размещают на расстоянии от 50 до 200 км;
– автозаправочные станции (АЗС) – по нормам СНиП [13] количество заправок АЗС в сутки устанавливают от 250 до 1000. При интенсивности движения по дороге до 25 тыс. автомобилей в сутки АЗС предусматривают на расстоянии 30 – 80 км.
– моечные пункты – на въездах в города на станциях обслуживания и автозаправочных станциях с необходимыми подъездами и площадками для ожидающих транспортных средств;
– площадки оборудованные канавами для осмотра автомобилей, организуют через 5 – 10 км.
С учетом вышеперечисленного и по требованиям СНиП [13], составить схему расположения на дороге обустройств для обслуживания только грузового движения по примеру, представленному на рисунке 17.
Организация пассажирских перевозок
Обустройства для организации и обеспечения удобств пассажирского движения, включая общественный пассажирский транспорт и автомобили индивидуального пользования, предусматривают на всем протяжении автомобильных дорог для предоставления необходимых удобств пассажирам и водителям, а также для проведения осмотра и мелкого ремонта автомобилей (рисунок 18):
– автовокзалы размещают на конечных пунктах автомобильных дорог и в крупных транспортных узлах (1000 пассажиров дальнего следования в сутки и более;
– автостанции различных размеров создают в промежуточных населенных пунктах;
– для отдыха и ночлега водителей и пассажиров оборудуют придорожные гостиницы (отели), кемпинги, кафе, павильоны для ожидания автобусов, уборные, уширения проезжей части и площади для остановки автобусов;
– заправочные станции для снабжения всех автомобилей топливом, смазочными материалами, водой и сжатым воздухом;
– остановочные пункты вблизи населенных пунктов предусматривают не чаще, чем через 3 км, а в курортных и густонаселенных районах – через 1,5 – 2 км. Автобусные остановки на дорогах I категории располагают одну против другой, и на дорогах остальных категорий их смещают на расстояние не менее 30 м для обеспечения безопасного перехода пассажиров. Остановки устраивают преимущественно на прямых участках дорог с устройством съезда к автопавильону.
Рисунок 18 – Схема обустройства автомобильной дороги для пас-сажирского движения: 1 – площадка отдыха; 2 – автобусные павильоны; АВ – автовокзал; О – общежитие; ГАИ – пост ГАИ; МП – медицинская помощь; АЗС – автозаправочная станция; БК – буфет, кафе; РС – ресторан, столовая; КПД – контрольно-диспетчерский пункт; ПП – перецепной пункт; НП – населенный пункт; ЛТ – кемпинг; ОС – отделение связи;
МО – мотель; М – моечный пункт; АС – автостанция; СТО – станция технического обслуживания
С учетом вышеперечисленного и по требованиям СНиП [13] составить схему расположения на дороге обустройства для обслуживания водителей, пассажиров и туристов по примеру, представленному на рисунке 18.
- 190702 (240200) Организация и безопасность движения
- 1. Цели и задачи курсового проекта
- 2. Формулировка задания и его объем
- 3. Основное содержание курсового проекта по разделам, последовательность и порядок их выполнения
- 3.1 Характеристика природных условий района расположения дороги
- 3.2 Назначение категории и расчетное обоснование основных технических нормативов
- 3.2.1 Установление технической категории дороги и назначение расчетной скорости движения автомобилей
- 3.2.2 Определение продольных уклонов
- 3.2.3 Определение нормативных радиусов для проектирования кривых в плане
- 3.2.4 Определение расстояний видимости
- 3.2.5 Определение наименьших радиусов вертикальных кривых для сопряжения переломов продольного профиля
- 3.2.6 Определение пропускной способности и уровня загрузки дороги
- 3.2.7 Определение ширины проезжей части дороги и земляного полотна
- 3.2.8 Сравнение расчетных параметров с нормативными
- 3.4 Проектирование дополнительных устройств на кривых малого радиуса
- 3.4.1 Проектирование переходной кривой
- 3.4.2 Проектирование виража
- 3.4.3 Проектирование уширения проезжей части на кривых
- 3.5 Проектирование дороги в продольном профиле
- 3.6 Проектирование поперечного профиля дороги
- 3.7 Проектирование дорожных одежд
- 3.8 Оценка транспортно-эксплуатационного состояния дороги
- 3.8.1 Оценка скорости движения транспортного потока
- 3.8.2 Оценка пропускной способности дороги
- 3.8.3 Оценка безопасности движения на участке дороги
- 3.9 Содержание участка автомобильной дороги
- 3.10 Обустройство участка автомобильной дороги
- 3.11 Определение экономической эффективности мероприятий по совершенствованию участка автомобильной дороги
- 4. Общие требования к курсовому проекту
- 5. Рекомендации по организации работ над проектом, примерный календарный план его выполнения
- 6. Порядок защиты и ответственность студента за выполнение задания по курсовому проекту